Найти тему

Янтарная комната при Елизавете Петровне

Воцарение на престол Елизаветы Петровны стало ключевым моментом в судьбе Янтарной комнаты . Без преувеличения можно сказать, что для заброшенной диковинки настали золотые времена.

В управлении императорского двора был создан специальный документ — «Дело о ентарном кабинете, который состоит в новом зимнем доме». Дата начала делопроизводства - 3 января 1743 года. Количество листов в папке росло, дело двигалось энергично, мастера работали споро.

Однако поместить янтарное убранство в предназначенной для него комнате оказалось делом весьма трудным: прусские панели не соответствовали новым русским условиям. Размеры выбранного в Зимнем дворце помещения значительно превышали необходимую площадь. Но эту задачу блестяще решил Франческо-Бартоломео Растрелли (на русский манер его величали Варфоломей Варфоломеевич), который продолжил дело своего родителя - Бартоломео Растрелли, приглашённого Петром I. Растрелли-старшему, приехавшему в Россию в 1716, году так и не удалось полностью сосредоточиться над проектом завершения Янтарной комнаты. Он скончался в 1744 году. И наследник его таланта, в полной мере перенявший от отца дар архитектора, вынес на рассмотрение императрицы свой план, согласно которому пространство между янтарными панелями должны украсить 26 зеркальных пилястр в резных рамах с позолотой. Рассмотрев чертёж, Елизавета идею одобрила, и на петербургские стеклянные заводы немедленно поступил заказ на изготовление особых зеркал.

Елизавета Петровна.
Елизавета Петровна.

Несмотря на величайший указ, особый контроль и строгие меры, нужных стекол не получилось. Пробные образцы, изготовленные к апрелю 1743 года, не удовлетворили придирчивого Растрелли.

П. А. Ротари   Портрет архитектора Ф.-Б. Растрелли
П. А. Ротари Портрет архитектора Ф.-Б. Растрелли

Тогда Елизавета Петровна решила разместить заказ в Англии, однако на туманном Альбионе эта задача оказалась не по плечу тамошним мастерам.

Пришлось обратиться к французам. Срок был назначен на
май 1745 года. А чтобы не дожидаться прибытия зеркал, было
решено использовать отечественные аналоги. 12 июня 1745 года поставщик стекол Мишель извещает об исполнении заказа. 30-го числа того же месяца временные зеркала петербургского производства снимаются и отсылаются на склад, а на их место устанавливаются 52 французских. Для зеркал были изготовлены белые с золотом подзеркальники и золотые бра. «Их сделали русские мастера Иван Копылов, Василий Кириков и Иван Богачёв».

В ходе осуществления замысла по воссозданию Янтарной комнаты возникло ещё одно затруднение. В выбранном под отделку зале Зимнего дворца было четыре стены, а янтарных, сделанных в качестве обрамлений для зеркал, было три. Для целостности композиции необходимо было изготовить четвёртую. Растрелли быстро нашёл выход: сделать раму деревянной и позолотить. Но Елизавете вариант с имитацией под янтарь не понравился, согласно её желанию, недостающая рама также должна была быть сделана из янтаря.

О возникшей в ходе реставрационных работ проблеме прознал посланник Пруссии барон Мардельфельд, не преминувший тут же известить своего монарха Фридриха II. Король, в чьих интересах было укрепление союзнических связей с Российской империей, приказывает изготовить янтарную раму. Прусские мастера изготовили обрамление по собственным чертежам, воспользовавшись лишь предоставленными размерами.

Операция по изготовлению недостающей рамы осуществлялась за спиной Растрелли. Проведённые в тайне и спешке замеры оказались неверными, что выяснилось лишь при доставке рамы в Петербург осенью 1745 года. Мастер-янтарщик Я. Зур, привёзший подарок Фридриха II, попал в неловкое положение,
обнаружив невозможность поместить дополнительный фрагмент
в предназначенное место. Чужую оплошность пришлось исправлять полтора месяца. Повторная церемония вручения дара состоялась в январе 1746 года. В торжественной обстановке янтарная рама с аллегорическими сюжетами, прославлявшими Елизавету и русскую государственность, была вручена императрице.

За три года поставленная цель была достигнута - янтарная комната, увеличенная и дополненная новыми деталями, приобрела совершенно новый, отличный от прежнего, и, главное, завершённый вид. На протяжении 10 лет это творение гениальных умов и золотых рук украшало Зимний дворец. Янтарная комната использовалась как аудиенц-камора для приёма иностранных послов и проведения различных торжественных встреч.

Энергия и деятельность Елизаветы порождают импульс новых потребностей. Императрицу уже не устраивают размеры Зимнего дворца и здание перестраивают. Под неусыпным оком смотрителя Мартелли Янтарный кабинет демонтировали и временно поместили в нижних апартаментах дворца. Когда реконструкция зала была закончена, аудиенц-камору вернули на прежнее место. Перемещение деталей янтарного декора повлекло за собой незначительные повреждения фрагментов интерьера, которые были устранены при водворении шедевра на место.

Пока в новой столице шли грандиозные архитектурные работы, Елизавета обцсновалась в Москве, откуда и шлёт в 1753 году распоряжение о создании в Царском Селе агатовой каморы. Но фантазии императрицы так и не удалось воплотиться в реальность. Гигантское количество денег уходило на реконструкцию Зимнего дворца, и грандиозный проект, требо вавший баснословной суммы для приобретения уральских камней, оказался трудновыполнимым. Трезво оценив ситуацию, Елизавета принимает решение переместить Янтарный кабинет из Петербурга в Царское Село. На встрече в Царском Селе с Растрелли 11 июля 1755 года она извещает архитектора о своём замысле.

Под наблюдением Мартелли янтарные панели снимаются и укладываются в ящики. Во избежание порчи груза и для наибольшей сохранности янтарных пластин были приняты особые меры предосторожности. Поэтому от гужевого транспорта как от средства доставки отказались. Вместо него была набрана специальная команда из 76 человек, которая в течение 6 дней преодолела 25 вёрст и перенесла на руках драгоценный груз.