В раннем доступе VK Play недавно вышел ролевой экшен «Древние Русы». Из-за названия некоторые геймеры сочли её мемным трешем в духе «Русов против ящеров» или вообще их сиквелом. Но на деле «Древние Русы» — игра на манер «Готики» и «Ведьмака» с графикой в стиле World of Warcraft и системой ремёсел в духе TES V: Skyrim. И что ещё удивительнее, вся эта смесь прекрасно работает. Хотя новинку и сделал один человек, от неё очень тяжело оторваться!
Главный герой «Древних Русов», жаждущий славы парень Ратмир, приплывает в Борею, на самый край славянских земель, и сразу находит себе приключения. Староста прибрежной деревни требует убрать гигантских шершней с полей, торговец жалуется на родовое проклятие, старушка просит восстановить огород, а цапнувший Греку разумный рак желает проследовать на высокую гору, чтобы посвистеть и призвать апокалипсис. Стаи волков, конфликтующие с цивилизацией лешие, пещерная нежить и соблазнительные русалки тоже в наличии. А на горизонте маячат ящеры да басурмане — основные злодеи игры, хотя истребить их пока что нельзя. И дело не (только) в том, что сильны окаянные, но ещё в ограничениях раннего доступа: нынешней версии «Древних Русов» хватает на 7-8 часов. Всплывающие при достижении невидимых стен сообщения и метки в журнале квестов дают понять, какой контент в игре есть прямо сейчас, и интригуют перспективами.
Квесты, между прочим, в игре замечательные — на любой вкус и запоминающиеся. Есть краткие и многоступенчатые, простые и сложные, линейные и с долей свободы, юмористические и с порцией драмы. Будущему богатырю доведётся и в подводное царство спуститься, и побывать в глубинах ада. При этом компаса в «Древних Русах» нет, как нет и рассыпанных по карте «вопросиков» — геймер сам строит маршруты, ориентируясь на текст диалогов, заметки в журналах и свои интересы. Любознательность и смекалка дадут выполнить квесты более интересным или простым образом, а также увеличить число и ценность трофеев.
Впрочем, желаемое решение или маршрут зачастую сперва недоступны — или чудовища на пути смертоносны, или ремёсла нужные не освоены, или банально нет средств на какой-то предмет. В таких случаях следует переключиться на другие сюжеты, отыскать выполнимые квесты, получить за них бонусы и постепенно распутать клубок поручений. Даже в нынешней версии «Древних Русов» мне довелось дважды вот так упереться в препятствия, но тем приятнее было их одолеть — Ратмира одаривало чередой новых и интересных возможностей.
Достаточно интересны квесты и с художественной точки зрения: они остроумные, но не лубочные. Соответствующие NPC же функциональные, но живые — все общаются как нормальные люди, не нарушая атмосферу Бореи. Автор сумел даже отсылку к «Властелину колец» вполне органично вписать в мир «Древних Русов». Тут не найти сложных моральных дилемм и политических конфликтов, а у персонажей нет тайных демонов и большой глубины, но для приключенческой action-RPG они подходят хорошо. Запоминается не каждый из них, но и стыд никто не вызывает.
Ролевая система «Древних Русов» в целом обслуживает боевую, и исключением служит лишь взлом замков. Набор характеристик стандартен: сила, ловкость, мудрость, стойкость и удача. Развивать есть смысл всё — даже суровому мечнику бывает полезно взять в руки лук или швырнуть во врага файербол. Бестиарий пока в игре лаконичный, но бедным его не назовёшь — враги в достаточной степени различаются, чтобы герою пришлось применять весь арсенал, смазывать оружие ядами и пить зелья защиты от всевозможных эффектов. Тут можно сперва умереть от одного удара противника, а спустя час ответить ему ровно тем же — сковав кольчугу, освоив новый навык, отведав уху, выпив квасу и попарившись в баньке. Любая мелочь важна!
Как уже было сказано, прогресс в «Древних Русах» порой приостанавливается, однако затем, после правильных действий, непременно следует большой шаг вперёд. Темп как истории, так и прокачки регулярно меняется, и это здорово. Большинство монстров не возрождается (как и часть растений), а потому фармить опыт тут неудобно. Да и сама по себе цифра уровня ничего не даёт Ратмиру — параметры не изменяются! Зато он получает «очки обучения» которые можно вложить в одну из основных характеристик или в уникальные боевые навыки. Только для повышения силы и удачи, например, необходимо найти учителя и заплатить ему. Навыки же вообще можно освоить лишь при наличии волшебных камней — довольно-таки редкого трофея. Первый такой лежит почти в самом начале игры, но в пещере с опасной нежитью и в сундуке, требующем прокачанной ловкости. Впрочем, камни дают и за часть квестов, и иногда вообще без повода. «Древние Русы» полны сюрпризов.
Боевая система игры довольно стандартна для ролевых экшенов — чтобы освоить её, не нужно быть мастером «соулслайков» и слэшеров. Однако и тупо закликать врагов до смерти не выйдет — тут выгодно маневрировать, уворачиваться от заклинаний, чередовать обычные удары с усиленными (расходующими выносливость), совершать комбо и своевременно применять суперумения. Выбор последних особенно важен, потому как волшебных камней у вас в начале немного — что изучишь, то определит стиль ведения боя. Оружие же и доспехи, напротив, влияют преимущественно на числовые значения, да и ассортимент их в первой деревне весьма ограничен. Ну разве что переход с одноручных мечей или топоров на двуручные вполне предсказуемо меняет ход сражений.
Часть экипировки выгодно создать самому: срубить пары яблонь, расковырять железную жилу, ошкурить волков и соорудить нечто ценное из материалов. Правда, сперва ещё нужно добыть кирку, скорняцкий нож и специальный топор, однако это дело нехитрое. Сложнее порой найти источник ресурса, и есть ощущение, что они не бесконечны. Но так и лучше, наверное, иначе страдала бы вся виртуальная экономика, если вы могли бы заработать горы золота за ту же руду или плоды кузнечного дела. Кстати, ремёсла Ратмир знает все сам, и покупать нужно только рецепты, очки обучения на это не тратятся.
Впрочем, в «Древних Русах» экипировка зачастую не так важна, как расходники — вот для них в этой игре и рецептов значительно больше, и ингредиентов тоже десятки. Тут есть и ступки, чтобы рога в порошки перемалывать, и алхимические приспособления, чтобы варить из грибов яды, и алтари для создания свитков, и костры для запекания разнообразных видов мяса и рыбы. Фрукты, овощи, травы — всё это тоже идёт в ход, а также мёд из пчелиных ульев и даже воск, который нужен для лампы, чтобы в пещерах лбом в стену не врезаться. У некоторых часто встречающихся ингредиентов ещё и срок годности довольно быстро заканчивается, что несколько странно, но игре не вредит.
Зато что вредит, пускай и лишь в начале, так это странный интерфейс меню ремёсел и прокачки героя — они совершенно не интуитивны, как будто автор и не вдохновлялся хитами жанра. Всё словно не на своём месте, и в первые пару часов очень смущает. Выучить навык, например, можно вообще случайным кликом мышки, зато для некоторых кузнечных процедур нужно нажать цепочку никак не подсвеченных кнопок — сложно понять, почему действие заблокировано, не нужно ли выучить некий навык или за что-то ещё заплатить. Это хоть и мелочь, но раздражающая — самая неприятная во всей игре, почти всё остальное в ней хорошо.
Помимо прочего в «Древних Русах» на удивление хороша и картинка. Нет, дешевизна игры очевидна, детализация совершенно не AAA-уровня, и вообще число полигонов далеко от современных стандартов. Однако благодаря грамотной стилизации и доле гротеска новинка наследует методу World of Warcraft и радует глаз, наплевав на погоню за фотореализмом. Поля и берёзки весьма живописны, монстры причудливы и интересны, а эффекты дождя так и вовсе лучше, чем в некоторых распиаренных играх. Впрочем, у последнего есть и побочный эффект — остающиеся в лесу на абсурдно долгое время лужи выглядят неуместно и некрасиво.
Понятно, что у Unreal Engine очень большой потенциал и удобные инструменты, но всё равно в голове не укладывается, что Владимир Злобин мог в одиночку создать такую игру — с достаточно привлекательным миром, хорошо сочетающим славянский фольклор с нотками традиционного фэнтези. Если и перспективный контент «Древних Русов» будет выполнен на том же уровне, то её впору сравнить со Stardew Valley — игрой, также созданной одним человеком и превзошедшей все ожидания. Кстати в ролевом экшене тоже есть элементы строительства. Можно из древесины сделать фундамент, стены и крышу избы — обзавестись собственным жильём почти где угодно вблизи от деревни и украсить его купленными аксессуарами. И даже карточная игра в «Древних Русах» в наличии! Хотя она куда проще, чем «Гвинт» из The Witcher 3.
Вопреки всем возможным предубеждениям «Древние Русы» вышли славной игрой. Пускай она и нагружает компьютер немного сверх меры, однако не вылетает и не лагает. Значимых багов в ней не найти, пускай иногда и можно встретить висящий в воздухе гриб или же вросшее в скалу дерево.
Возможно, автору следует отшлифовать интерфейс, доработать анимации движений Ратмира, чуть-чуть скорректировать баланс ингредиентов, расширить команду актёров озвучки и дополнительно потрудиться над отражением света в воде, но все ключевые аспекты игры уже сейчас весьма хороши. Единственный её большой недостаток — незавершённость, отсутствие окончательной даты релиза. Довольно обидно начинать «Древних Русов» сейчас, чтобы уже через десять часов их забросить. Однако, с другой стороны, это время в Борее всё равно будет приятным и увлекательным!