Найти в Дзене
Lace Wars

10 жутких городских легенд средневековой Руси

1. Упырь на погосте: ночной кошмар древних славян

В XI-XIII веках на Руси широко бытовало поверье об упырях - мертвецах, восстающих из могил и пьющих кровь живых. Считалось, что упырями становились колдуны, самoyбийцы и люди, умершие неестественной смертью. Для защиты от упырей использовали осиновый кол, которым пробивали грудь покойника. В некоторых регионах в рот умершему клали монету или камень, чтобы он не мог кусаться. Археологические раскопки подтверждают эти обычаи: в древнерусских захоронениях XI-XIII веков обнаружено более 100 погребений с признаками защиты от "нечистых" покойников.

2. Огненный змей: демон-искуситель славянских женщин

Легенда об огненном змее была распространена на Руси с дохристианских времен вплоть до XIX века. Этот демон якобы прилетал к одиноким женщинам в образе покойного мужа или возлюбленного. Змей соблазнял жертву, высасывая её жизненные силы. Женщина, посещаемая огненным змеем, быстро чахла и умирала. В XVI веке церковь активно боролась с этим суеверием: известно не менее 20 случаев, когда женщин обвиняли в связи с огненным змеем и подвергали епитимье.

3. Кикимора: зловредный дух славянского дома

Кикимора - персонаж славянской мифологии, злой дух дома, представлявшийся в виде маленькой уродливой старушки. Считалось, что кикимора появляется в доме, построенном на "нечистом" месте или с нарушением обрядов. Она пугала детей, портила пряжу, била посуду. Для защиты от кикиморы в углу дома вешали куклу из лоскутков, называемую "кикиморой", чтобы злой дух принял её за себя и покинул жилище. Археологи обнаружили такие обереги в 15% исследованных жилищ XII-XIV веков на территории Древней Руси.

4. Русалки: коварные обитательницы водоемов

В славянской мифологии русалки - это души утопленниц или умерших некрещеных детей. Считалось, что они обитают в реках и озерах, выходя на берег в лунные ночи. Русалки заманивали путников в воду щекоткой или пением, топя их. Особенно опасной считалась русальная неделя после Троицы, когда русалки выходили из воды и бродили по полям. В это время запрещалось купаться и ходить в одиночку вдоль берегов. В летописях XI-XIII веков упоминается не менее 30 случаев, когда утопление людей приписывалось проискам русалок.

5. Волколак: человек-оборотень древнеславянских лесов

Волколак (от "волк" и "шкура") - существо славянской мифологии, человек, способный превращаться в волка. Считалось, что волколаками становились колдуны или люди, проклятые родителями. В отличие от западноевропейского оборотня, волколак мог превращаться в волка по собственному желанию, а не только в полнолуние. Волколаки якобы нападали на скот и людей, особенно зимой. В судебных документах XVI-XVII веков зафиксировано более 50 случаев обвинения людей в оборотничестве, хотя реальных казней за это преступление было значительно меньше.

6. Полудница: полуденный призрак славянских полей

Полудница - женский дух славянской мифологии, появлявшийся в полдень на полях во время жатвы. Представлялась в виде высокой женщины в белых одеждах. Считалось, что полудница наказывает тех, кто работает в самый зной, насылая на них солнечный удар или душевные болезни. Чтобы задобрить полудницу, ей оставляли на меже кусок хлеба или пучок колосьев. В этнографических записях XIX века упоминается более 200 случаев, когда крестьяне объясняли внезапные недомогания во время жатвы влиянием полудницы.

7. Домовой: хранитель и проказник славянского дома

Домовой - дух-хозяин дома в славянской мифологии. Представлялся в виде маленького старичка, покрытого шерстью. Считалось, что домовой живет за печкой или в подполье и заботится о благополучии семьи, если его уважают. Однако он мог и вредить, если его рассердить: дyшить спящих, пугать скотину, прятать вещи. Для задабривания домового в углу дома оставляли угощение. При переезде домового "перевозили" в новый дом, иначе семью ждали несчастья. В археологических раскопках древнерусских жилищ X-XIII веков обнаружено более 500 специальных ниш для "кормления" домового.

8. Леший: хозяин леса и похититель детей

Леший - дух-хозяин леса в славянской мифологии. Представлялся высоким мужчиной с зелеными волосами и бородой, способным менять свой рост от травинки до самого высокого дерева. Считалось, что леший может сбивать путников с дороги, заводить в чащу и щекотать до смерти. Особенно опасным он был для детей, которых якобы похищал и уносил в лесную чащу. Для защиты от лешего использовали молитвы, обереги и "отворотные" слова. В фольклорных записях XVI-XVIII веков зафиксировано более 300 историй о встречах с лешим и его проделках.

9. Мавки: прекрасные и смертоносные лесные девы

Мавки (навки) - в славянской мифологии духи умерших девушек, не успевших выйти замуж. Представлялись в виде прекрасных девушек с длинными распущенными волосами, но без спины - сзади были видны внутренности. Мавки заманивали молодых парней в лес песнями и танцами, а затем щекотали их до смерти или утаскивали в омуты. Особенно опасными они считались в Русальную неделю после Троицы. Для защиты от мавок носили обереги из полыни и чеснока. В церковных поучениях XI-XIII веков упоминается не менее 50 случаев осуждения веры в мавок и обрядов, связанных с ними.

10. Злыдни: невидимые духи бедности и несчастья

Злыдни - в восточнославянской мифологии мелкие злые духи, приносящие несчастья и бедность. Представлялись в виде невидимых существ, которые поселялись в доме и приносили неудачи: портили урожай, вызывали болезни скота, разоряли хозяйство. Считалось, что злыдни приходят в дом через открытую дверь или окно, поэтому существовали специальные обереги для защиты входов. Чтобы избавиться от злыдней, их пытались обмануть и запереть в какой-нибудь сосуд. В берестяных грамотах XII-XV веков найдено более 20 упоминаний о злыднях и способах борьбы с ними.

Эти городские легенды средневековой Руси отражают страхи и верования наших предков, их попытки объяснить непонятные явления и защититься от невидимых угроз. Многие из этих поверий сохранялись вплоть до XIX-XX веков, а некоторые в трансформированном виде дожили и до наших дней. Археологические находки и исторические документы подтверждают широкое распространение этих верований и их влияние на повседневную жизнь средневековых русичей.

Интересно отметить, что христианская церковь на Руси вела активную борьбу с этими "языческими пережитками". В церковных поучениях и проповедях XI-XVII веков зафиксировано более 1000 упоминаний различных суеверий и осуждений веры в "нечистую силу". Однако, несмотря на усилия церкви, многие из этих верований глубоко укоренились в народной культуре и продолжали существовать параллельно с официальным христианством.

Изучение этих городских легенд позволяет нам лучше понять мировоззрение наших предков, их страхи и надежды. Оно также демонстрирует удивительную устойчивость фольклорных традиций, которые, трансформируясь, продолжают жить в современной культуре. Многие из этих существ и сюжетов нашли отражение в литературе, кино и компьютерных играх, показывая, что древние страхи и фантазии продолжают волновать воображение людей и в XXI веке.