Приветствую, друзья. Сегодня мы поговорим об АвтоВАЗе и о том, как компания переживает непростые времена. Как мы знаем, 2022 год стал для завода настоящим испытанием, но, несмотря на трудности, АвтоВАЗ продолжает работу и даже пытается лоббировать повышение утильсбора. Однако главный вопрос заключается в другом: сможет ли компания избежать печальной участи и не скатиться к ситуации 30-летней давности?
Тогда завод был вынужден выпускать морально устаревшие модели, просить помощи у государства и постоянно повышать цены. Если честно, я думаю, что АвтоВАЗ вполне может повторить эту историю. Давайте разбираться.
С одной стороны, уход многих конкурентов с российского рынка сыграл на руку АвтоВАЗу. Компания и раньше занимала довольно привилегированное положение, но сейчас, в нише до полутора миллионов рублей, у неё и вовсе не осталось соперников. Казалось бы, живи да радуйся, но не всё так просто.
Дело в том, что вместе с иностранными автопроизводителями ушли и многие поставщики комплектующих. Например, компания Bosch, которая поставляла АвтоВАЗу системы ABS, ESP и другую электронику. В результате, первую половину 2022 года завод практически простаивал. Только ко второй половине года удалось наладить выпуск Гранты и Нивы, да и то в усечённых комплектациях: без ABS, подушек безопасности и многого другого.
Постепенно недостающие опции стали возвращаться, но на это ушло около года. И только спустя полтора года после начала всем известных событий Granta и Niva вернулись к первоначальным версиям.
Отдельная история с Ладой Вестой, которая начала выпускаться ещё в феврале 2022 года, но произошедшая ситуация спутала все карты. Поскольку Веста - наименее локализованная модель АвтоВАЗа, её возвращение в строй заняло особенно много времени.
Ещё сложнее оказалась ситуация с Ладой Ларгус, которая, по сути, является перелицованным Renault Logan MCV. Казалось бы, все комплектующие для неё давно локализованы, производство налажено, остаётся только нажать на кнопку и продолжить выпуск. Но не тут-то было. Процесс перезапуска растянулся более чем на два года. Причём дело не только в переносе производства из Тольятти в Ижевск.
Выяснилось, что если какие-то крупные детали, были локализованы в России, то куча мелочёвки - типа кронштейнов, крепежа, каких-то уголков - привозилась из-за границы. Ведь Ларгус - это, по сути, французско-румынский автомобиль, и некоторые комплектующие для него нецелесообразно было производить в России.
После ухода Renault эти детали просто исчезли. Их локализация потребовала много времени, ведь мало кто из местных поставщиков хотел связываться с такими мелкими заказами при относительно небольшом объёме выпуска - около 30 тысяч машин в год. Но, в конце концов, Ларгус всё же вернулся на рынок.
И здесь, конечно, можно похвалить АвтоВАЗ за проделанную работу. Я говорю это без иронии. Однако тут же возникла другая проблема - цена. Оказалось, что китайские комплектующие, призванные заменить западные аналоги, тоже стоят недёшево. Причём дело не только в сложной логистике. Свою роль сыграла и срочность, с которой АвтоВАЗу пришлось проводить адаптацию этих компонентов. В результате, цена автомобилей поползла вверх и продолжает расти.
Сейчас базовая Lada Granta - стоит более миллиона рублей. И это, на минуточку, самое доступное предложение на рынке. Конкурентов у Гранты просто нет. Неудивительно, что она продаётся в огромных количествах - по 20 тысяч в месяц, чего не было даже в первые годы производства. Всё это позволяет АвтоВАЗу и дальше повышать цены. Вот, к примеру, с 14 августа Granta должна подорожать ещё раз.
А вот у Лады Весты дела обстоят куда хуже. Её теснят китайские конкуренты. В июле продажи Весты заметно просели, и это тревожный звонок. Особенно если учесть, сколько пошлин и сборов вынуждены платить китайские производители. Утильсбор, таможенные пошлины, НДС, акцизы - всё это увеличивает стоимость ввозимых машин почти вдвое. Плюс ещё дорогая и сложная логистика.
Но даже с учётом всех этих факторов китайцы умудряются предлагать более просторные и лучше оснащённые автомобили по цене Весты. Достаточно сравнить топовые версии Весты с Geely M-GRAND или Kia K5. Разница в оснащении и размерах будет очевидна, а вот цена - примерно та же.
Итак, какие варианты остаются у АвтоВАЗа в этой непростой ситуации? По сути, только один - прибегнуть к испытанному методу и лоббировать повышение утильсбора. Напомню, что в прошлом году, в августе, утильсбор уже повышали на 80% по инициативе АвтоВАЗа. А сейчас планируют поднять его ещё в 2,2 раза. То есть, если сегодня за иномарку класса Лады Весты нужно заплатить 300 тысяч рублей утильсбора, то с 1 января эта сумма вырастет до 667 тысяч. А ведь сверху накладываются ещё и пошлины, акцизы, НДС и прочие платежи.
Что это означает для нас, потребителей? Да то, что цены опять поползут вверх. Причём не только на иномарки, но и на продукцию самого АвтоВАЗа. Собственно, этого он и добивается - повысить рентабельность своего производства за счёт общего роста цен на рынке.
Возникает вопрос: а является ли АвтоВАЗ заложником обстоятельств? Отчасти, да. Он оказался в очень сложных условиях, когда найти новых поставщиков и наладить поставки комплектующих крайне непросто. Но знаете, с точки зрения покупателя, все эти сложности - не оправдание. Людям нужны нормальные машины по адекватным ценам. А то, что сейчас предлагает АвтоВАЗ, у многих вызывает, мягко говоря, недоумение. Ну сами посудите: как Лада Веста, которая производится в России, не обременена таможенными пошлинами и сборами, может стоить столько же, сколько китайский автомобиль, цена которого из-за всех этих платежей увеличивается вдвое?
И тут невольно задаёшься вопросом: а нужен ли нам вообще такой автопром? Нам часто говорят, что без АвтоВАЗа мы окажемся в уязвимом положении, останемся без машин, если вдруг кто-то откажется нам их поставлять. В этом есть доля правды. Но тогда уж нужно быть последовательными - обнести страну забором и полностью изолироваться от мира. Может, к этому мы и идём, не знаю. Но если нет, то проблем с поставками автомобилей возникнуть не должно. Современный автопром глобален, и много стран прекрасно живут без собственного автомобилестроения, имея все необходимые машины.
Поэтому сейчас, когда мы, с одной стороны, изолированы от определённой части мира, а с другой - продолжаем сотрудничать с Китаем, вопрос с машинами мог бы решиться сам собой. Если, конечно, мы не планируем с ними поссориться. Они наводнили бы наш рынок своими автомобилями, которые, кстати, были бы намного дешевле нынешних. Но, судя по действиям нашего правительства, такой вариант не рассматривается. АвтоВАЗ будут поддерживать любой ценой - и как якорь города Тольятти, и как бюджетообразующее предприятие, и как символ нашего автопрома. Логика властей в данном случае понятна.
Но я всё же считаю, что у АвтоВАЗа сейчас нет ни одного шанса для настоящего развития. По сути, всё, что он сейчас делает - это пытается минимизировать потери, нанесённые кризисом 2022 года. Ни о каких прорывах, создании новых платформ или моделей речи не идёт, и вряд ли пойдёт в обозримом будущем.
Мешают тому несколько факторов. Во-первых, наш рынок слишком мал по мировым меркам. Что такое Россия по сравнению с Китаем, США или Евросоюзом? Карлик, честно говоря. А маленький рынок - это проблемы с локализацией производства компонентов, низкая рентабельность, высокая себестоимость и ещё миллион неприятных нюансов.
То есть, в нынешних условиях, когда рынок нестабилен и невелик, на нём действует масса санкций и ограничений, у АвтоВАЗа просто нет возможности вкладываться в новые платформы, как бы нам этого ни хотелось. Это безумно дорого, и такие расходы по карману только глобальным игрокам.
Кто-то может возразить, мол, а как же "Искра"? Разве она не вытаскивает завод из трясины устаревших моделей? Но, во-первых, "Искра" - это тоже не новая платформа, а лишь глубокая адаптация франко-румынской CMF-B, полученной в наследство от Рено. Во-вторых, даже в таком виде её запуск постоянно откладывается. Изначально планировалось наладить производство ещё весной 2022, но проект до сих пор в подвешенном состоянии.
Да, "Искра" в перспективе должна стать первой ласточкой трансформации АвтоВАЗа в эдакого российского клона Dacia. Платформа-то неплохая, уже обкатанная. Наверняка и сама модель получится удачной, займёт нишу между Грантой и Вестой. Но сможет ли АвтоВАЗ развивать этот успех, или "Искра" станет лишь кратковременной вспышкой? Я пессимист, и склоняюсь ко второму варианту.
Опыт многократного ребрендинга древних "Жигулей" у АвтоВАЗа огромный. Помните эти бесконечные модификации 2101, которые почему-то назывались новыми моделями - 2106, 2107 и так далее? А ведь, по сути, это был один и тот же автомобиль с минимальными изменениями.
Поэтому, если честно, я не жду от АвтоВАЗа чудес. Скорее всего, мы просто обречены ещё долго жить с нынешней линейкой. Цены будут расти, импортные машины - вытесняться с рынка, а Гранта - дорожать, не меняясь по существу. Таков настрой правительства, и я не вижу причин для его смены. АвтоВАЗ всегда был любимым детищем властей, и вряд ли это изменится.
А значит, нам, простым покупателям, остаётся лишь затягивать пояса и смириться с тем, что новые машины будут всё менее доступными. Увы, но других вариантов, похоже, нет. На этом у меня всё. Спасибо, что дочитали до конца, подписывайтесь на канал и не забывайте делиться своим мнением в комментариях - что вы думаете о судьбе АвтоВАЗа и наших перспективах на новые автомобили? Всем пока!