Если не считать Нивы, отечественные вездеходы сейчас делает только УАЗ. Но давайте честно, УАЗы уже давно не соответствуют современным требованиям. Казалось бы, ГАЗ мог бы заняться внедорожниками, но не стал. "Соболь Бизнес" не смог заменить "буханку", а новый полноприводный "Соболь NN" даже не пытается. Понятно, что стоить он будет около четырех млн руб, а это как два УАЗа.
Но есть надежда. Арзамасский машзавод, который уже давно обещает машину, которая сможет стать отличной альтернативой УАЗовским вездеходам. Это "Стрела" - полноразмерный внедорожник. В 2021 году был представлен первый прототип, который сделали студенты МГТУ имени Баумана, совместно с военно-промышленной компанией России.
Экстерьер просто веял брутальностью форм: широченный высокий кузов, рубленые формы - одним словом машина для настоящих мужиков. Массивные колесные арки, классические круглые фары... Вроде все просто, но взгляд цепляет. Глядя на это творение, даже и не подумаешь, что донором для "Стрелы" послужила "ГАЗель Next". Именно от неё был взят передний модуль кабины: крыша, двери, лобовое стекло - все взято оттуда. Задняя часть кузова, кунг и капот - собственной разработки.
Кстати, по задумке проектировщиков, "Стрела" может быть не только универсалом, но и пикапом с двумя или тремя рядами сидений. Получается целое семейство автомобилей! Но о полном копировании речи нет - в конструкции "Стрелы" хватает и индивидуальных решений. Например, рама оригинальная, своя.
В районе моторного отсека она выполнена таким образом, чтобы движок встал ниже - это положительно отражается на управляемости и устойчивости автомобиля. Что до самого мотора, то на первоначальных прототипах был установлен китайский турбодизель Cummins рабочим объемом 2,8 л. и 150 л.с. Газелистам он хорошо известен. В свете санкций Cummins прекратил свои поставки в Россию.
В 2022 году амбициозный проект по созданию отечественного внедорожника "Стрела" претерпел кардинальные изменения. Московский государственный технический университет имени Баумана отошел от разработки, и за основу новой версии взяли начинку от полноприводного "Соболя NN".
В конструкции появились: оригинальная лонжеронная рама, рулевой механизм и даже кузов. О двигателе точной информации нет, но, по слухам, это может быть китайский "Фотон", локализованный под названием ГАЗ G-серии с объемом 2,5 литра. Коробка передач - нижегородская "механика" на пять ступеней.
И вот на международном военно-техническом форуме "Армия-2024" была представлена новая версия. И тут произошёл некий казус с названием автомобиля. Сначала на выставке рядом с машиной красовалась табличка с надписью "Стрела". Потом ее убрали. А на самом вездеходе сбоку на двери было написано "Комбат". Кузов третьей версии уже полностью штампованный, без пластиковых панелей.
Также создатели не забыли оснастить свое детище серьезным арсеналом для покорения бездорожья. Клиренс в 270 мм и способность преодолевать броды глубиной до 1 метра. "Комбат" получил полный привод с двумя блокировками дифференциала и понижайкой. Максимальная скорость, согласно предварительным данным, составит 130 км/ч.
Что касается подвески, то спереди используется независимая пружинная конструкция, а сзади - зависимая рессорная. Такой выбор обеспечит внедорожнику хорошую энергоемкость и долговечность узлов при активной эксплуатации на пересеченной местности.
Дизайн экстерьера нового "Комбата"/"Стрелы" 2024 модельного года претерпел некоторые изменения по сравнению с первоначальными макетами. Брутальность и угловатость форм несколько сгладились, но машина по-прежнему выглядит внушительно и солидно. В профиль автомобиль выделяется выштамповками вокруг колесных арок, придающими ему динамичный облик. На корме расположилась распашная дверь багажного отделения.
Интерьер во многом унифицирован с новым "ГАЗ Соболь NN". На центральной части передней панели расположена мультимедиа, сразу под ней идёт рычаг коробки передач. В общем без каких-либо изысков.
Однако есть и оригинальные решения. Так, между креслами водителя и переднего пассажира образовано значительное пространство, занятое массивным "ящиком-подлокотником". На заднем ряду установлены три раздельных сиденья.
Ещё совсем недавно о серийном производстве вообще ничего не говорили, только про испытания и сертификацию. А теперь предполагают, что 5-местную машину запустят в серию примерно через четыре года. Двигатель и коробка понятны: газовский дизель 2.5 и шестиступка. Плюс намекают на какой-то локализованный автомат. Если "Комбат" действительно пойдет в серию, он станет, по сути, единственным российским внедорожником подобных габаритов (УАЗ "Патриот", к примеру, заметно компактнее). А значит, у модели есть все шансы на рыночный успех.
Более того, уже озвучен предварительный ценовой диапазон. Как ожидается, "Комбат" (или "Стрела", кому какое название больше по душе) будет стоить от 3,5 до 5 миллионов рублей. В качестве основного конкурента разработчики видят китайский "Танк 300".
Впрочем, если говорить о габаритах, "Стрела" будет несколько крупнее своего "китайского собрата". Длина кузова российского внедорожника сопоставима с такими моделями, как 300-й Крузак или "Танк 500", и составляет без малого 5 метров. Ширина же и вовсе превышает 2 метра - 2150 мм, что весьма впечатляет. Ну а высота также весьма солидная - 2250 мм.
Новый российский внедорожник, "Комбат" ("Стрела"), обещает стать настоящим покорителем бездорожья. Остается надеяться, что проект действительно доберется до конвейера и мы сможем увидеть этот автомобиль на наших дорогах в обозримом будущем. Ведь такая машина однозначно найдет своих поклонников среди любителей активного отдыха и не только.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях