Найти тему

Путь к спасению лежит через…

Кто-то сюда приезжает, чтобы найти ответы на свои вопросы, кто-то хочет убежать от прошлой жизни, кому-то просто больше некуда идти, а кто-то просто хочет испытать себя. Валаам – это место, где прежняя жизнь кажется такой далёкой, а для того, чтобы быть услышанным, нужно «заглянуть в себя». Здесь и встречаются герои дебютного романа Нади Алексеевой «Полунощница».

Действия произведения развиваются сразу в нескольких временных отрезках: в 2016 году и за сорок лет до этого. Кто-то из героев оказался на Валааме совершенно случайно, кто-то вынужденно, а кто-то приехал искать свою родню, надеясь на воссоединение с родственниками, которых никогда не видел. Именно с этой целью прибывает на остров москвич Павел. У него нет точного адреса, а есть лишь надежда, что брат его бабушки Пётр, возможно, обитает где-то на острове. Павел знает, что у Петра есть сын, поэтому он надеется обрести сразу несколько родных людей, ведь в Москве у него больше никого не осталось. Сам Павел очень прагматичен, он верит в цифры и алгоритмы, рассчитывая на быстрый возврат к привычной жизни, а уж до волонтёрской работы или молитв ему нет особого дела. Но поработать ему всё равно придётся, ведь все волонтёры должны трудиться, а выделяться ему не хочется. Павел всё норовит попасть к старцу, но тот отказывается его принять, так как «время ещё не пришло». Однажды Павел попадает на полунощницу – богослужение, совершаемое в полночь. Даже он, будучи человеком далёким от подобных служб, проникается атмосферой полунощницы и желанием «пробудиться ото сна». Постепенно отношение Павла к его окружению, к Валааму и к жизни в целом меняется, и мы уже видим совершенно другого человека, которого больше не волнует ждущий в Москве «офер», но зато очень интересует бойкая и независимая Ася.

В отличие от Павла Ася не Валааме уже не первый раз и точно знает, что именно здесь она обретает силу, удерживающую её от пагубных привычек, которые практически забрали у неё жизнь. Когда-то она была замужем, имела семью, дом, собаку, но вскоре всё потеряла, а муж не стал терпеть её пристрастия к алкоголю. Именно Валаам, молитвы и тяжкий труд дали Асе ещё один шанс на жизнь, но каждый день её воля повергается проверке, ведь даже на острове много соблазнов. Именно Ася становится тем человеком, который помогает Павлу освоиться и проникнуться волонтёрской деятельностью, а впоследствии и самой Асей.

Приглянулась Ася и ещё одному герою – Семёну. Он живёт на Валааме с рождения, считает себя и остров неразделимыми и не особо стремиться избавляться от алкогольной зависимости. В принципе, это практически всё, чем он занимается, а заодно и помогает обитателям Валаама добираться до различных мест на своей лодке. Именно с помощью этого героя автор показывает состояние, в котором находятся многие жители острова, и проблемы, с которыми они сталкиваются. Кроме попыток справиться со своим прошлым и завоевать благосклонность Аси, Семён сталкивается ещё с одной проблемой: «очищение» острова от «ненужных» жителей с последующим их расселением в Сортавале и других городах. С одной стороны, это сулит перемены в жизни, а с другой – потерю родного места. У Семёна очень категоричное мнение на этот счёт, но поможет ли это ему?

Вместе с Павлом, Асей и Семёном на Валааме живут, работают волонтёрами, приезжают с палатками и просто существуют ещё много героев. У каждого непростая и интересная судьба, и автор уделяем внимание им всем.

По ходу повествования мы переносимся в прошлое, когда на Валааме был интернат для ветеранов ВОВ и их семей. И тут картина вырисовывается очень мрачная. Некоторым ветеранам «повезло», и они могли сами передвигаться и работать. Но были и те, кто просто лежал, получая необходимый уход, а заодно становясь экспонатами экскурсий, проводимых для туристов. Тут живёт ветеран Пётр, которого война лишила не только ног, но и всяких надежд на возврат к полноценной жизни, из-за чего он предпочёл «умереть» для своей семьи. На остров он попадает со своим боевым товарищем Васькой, с которым они впоследствии найдут «клад», который станут оберегать от других людей, и который ещё сыграет решающую роль в судьбах многих героев. Пётр женился на Антонине, у них подрастал сын Семён, который мечтал после школы выучиться на врача и, возможно, жениться на местной красавице Ёлке. Но всё не так просто. Семёну навязали хобби, которое изменило всю его жизнь, а Ёлка очень сильно полюбила, но не Семёна. Учитывая, что с ней случилось, лучше бы выбрала Семёна. И вот одним вечером все планы на дальнейшую учёбу и нормальную жизнь рушатся…

Надеюсь, что вы ещё не запутались в героях. Кстати, у многих из них два имени: используемое в миру и на Валааме, так что вполне можно запутаться. Думаю, вы уже догадались, кого встретил на острове Павел, но была ли эта встреча радостной? А ещё после почти полувекового отсутствия на остров в современном временном отрезке возвращается та самая Ёлка…

Героям уже пришлось и ещё предстоит столкнуться со множеством проблем, разочарований и недопониманий. Не все из них доберутся до финального испытания, которое поставит точку в некоторых историях, а какие-то только начнутся. Возможно, это звучит немного запутанно, но и само повествование заставляет постоянно держать в голове множество имён и событий в прошлом и настоящем.

Наде Алексеевой удалось погрузить читателя в атмосферу отчаяния, в котором пребывали некоторые герои, но одновременно с этим и показать надежду на спасение. По признаниям самого автора, некоторые персонажи были списаны с реальных людей, которых она встретила во время своей волонтёрской деятельности на Валааме (например, Ася), а некоторые лишь являются собирательными образами (например, Павел). Образ жизни волонтёров, монахов, и других персонажей, а также сами кельи и монастыри описаны с большой точностью. В голове сразу вырисовывается карта Валаама, и даже чувствуется пронизывающий ветер, дующий с Ладожского озера. Несмотря на обилие персонажей, имён и повествовательных линий, мне было достаточно легко в них ориентироваться, так как у Нади Алексеевой они получились очень разными. Само повествование с первых страниц набирает хороший темп и слегка замедляется лишь в середине, чтобы потом вновь ускориться. Возможно, это может немного напугать, так как к нему, как и к слогу автора, нужно привыкнуть. Но как только вы это сделаете, станет очевидным, что и слог автора, и темп повествования являются частью истории. Лично я к быстрой смене событий и персонажей привыкла быстро, а вот об слог автора ещё долго «спотыкалась», но в итоге увидела целостную картинку.

У Нади Алексеевой получился сильный и пронзительный дебют. Неудивительно, что роман получил хороший отклик у читателей и критиков, став финалистом XIX сезона Национальной литературной премии «Большая книга». Я однозначно планирую следить за творчеством Нади Алексеевой. Тем более, что на встрече с читателями она поделилась деталями своей следующей рукописи, так что долго ждать новинок от автора не придётся.

#Полунощница #НадяАлексеева #ЕленаШубина #БольшаяКнига #АСТ #отзыв