Авторы: Л. С. Вакуленко, Н. Е. Вакуленко, Е. С. Васильева и др.
Зачем нужны домашние логопедические задания?
Нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, поэтому родители должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу.
Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении — во время игр, прогулок, экскурсий, в библиотеку, то есть в повседневной жизни.
Домашнее задание ребенок должен выполнять с родителями в течение 10—15 минут 2—3 раза в день. При выполнении популярных ныне компьютерных логопедических заданий необходимо следить за временем пребывания ребенка за компьютером: 7—10 минут, не более трех раз в неделю.
Выполнение всех заданий обязательно. Это дисциплинирует ребенка, организует его и подготавливает к восприятию школьной программы.
Задание разбивается на три составляющих части:
1) индивидуальное задание по формированию навыков звукопроизношения;
2) задание по закреплению лексико-грам-матических категорий родного языка;
3) задание по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).
Особенно важны задания по формированию навыков звукопроизношения, при выполнении которых у ребенка вырабатывается самоконтроль за тем звуком, над которым идет работа на логопедических занятиях.
При выполнении заданий по закреплению лексико-грамматических категорий и развитию связной речи родителям часто рекомендуются различные пособия на печатной основе (продаются в книжных магазинах), которые позволяют разнообразить занятия и избавляют от необходимости искать картинный материал. Но к этим альбомам логопеды-практики используют дополнительные карточки для более серьезной подготовки ребенка по лексической теме.
Многие родители делают ксерокопии карточек и используют их для повторения и закрепления материала (в поезде, по дороге в отпуск; в летнее отпускное время). Эти карточки также удобно использовать, если ребенок болеет.
Логопед может предложить задания и игры с использованием компьютерных программ. Часто они составлены таким образом, чтобы ребенок выполнял их только в присутствии родителей, которые следуют четким инструкциям. К компьютерным играм можно приступать только после согласования с логопедом и при условии соблюдения всех требований к работе за компьютером.
Дома родители могут использовать видеозапись артикуляционных упражнений, выполняемых детьми с учетом замечаний логопеда, и следить за выполнением упражнений более осознанно. К тому же в отличие от тетрадей, которые необходимо принести в детский сад, запись упражнений всегда остается дома.
Очень любят дети играть дома с родителями в логопедическое домино.
Ребенок должен проговаривать речевой материал медленно, четко и утрированно, когда кладет нужную карточку. Важно следить за поставленным звуком в предложениях. Например: «Я кладу три лошадки к одной лошадке и две ложки», «У меня нет ламп и полок. Я иду на базар» (автоматизация звука [л]).
Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить!
Уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. В этом возрасте дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить малышам выполнять разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы.
Наверное, все в детстве делали плетеные коврики из разноцветных бумажных полос. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.
Для развития координации движений можно попробовать заниматься накалыванием. Пусть ребенок предварительно на листе бумаги нарисует что-нибудь и раскрасит рисунок. Затем по контуру начнет делать наколки при помощи безопасной иголки. После этого рисунок можно просто выдавить и сделать из него аппликацию. Если это задание будет выполнять вся семья, то можно из различных рисунков сделать картину-аппликацию, посвященную одной теме.
Если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко – организуйте игры с бельевыми прищепками. Прищепки могут крепиться к различным поверхностям: краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани, картона. Сюжеты игр могут быть самыми разнообразными, например: «ежики», «солнышки», «елочка», «бабочка». Игровые упражнения с прищепками вызывают у детей большой интерес и становятся наиболее любимыми.
Обязательно нужно учить детей вырезать ножницами. Игра на вырезание узоров из сложенных листочков бумаги имеет замечательное свойство: как бы ни вырезал ребенок, все равно получится узор, напоминающий снежинку или звездочку. Необходимо постоянно выполнять следующие упражнения: симметричное вырезание, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции-аппликации.
В настоящее время все большую популярность приобретает оригами. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. На занятиях оригами эффективно используются сказки-подсказки, они развивают интерес, облегчают изготовление и запоминание при выполнении игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, уход за срезанными и живыми цветами, переливание воды. Можно предложить помыть посуду, представив в распоряжение ребенка пластиковые предметы, собирание разрезных картинок, разбор круп и т. д.
Для детей старшего дошкольного возраста желательно использовать всевозможные упражнения с элементами письма, такие как штриховка в разных направлениях, обводки, доведение линий до конца, раскрашивание, прописи, графические диктанты.
Рисование различными материалами (ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом) требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже способствует развитию ручной умелости. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.
Если ребенок не испытывает интереса, занятие лучше отложить или заменить другим. Не перегружайте ребенка, не стремитесь дать ему все сразу! Много — не значит хорошо! Не делайте ничего через силу! Занятия должны приносить радость.
Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт (даже опыт неудач).
Все зависит от вас и вашей фантазии. У вас все получится!
Язычок-путешественник: артикуляционные упражнения для дошкольников
Основные требования детей 5—6 лет: движения должны быть четкими и плавными, без передергиваний. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3—4 раза в день, по 5—10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5—7 раз.
Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходите к выполнению упражнений творчески.
Лягушка — хоботок. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» (широкое открывание рта) и упражнение «Хоботок» (вытягивание губ вперед трубочкой).
Блинчики — вкусное варенье. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя». Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Чистим зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.
Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это — шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.
Комарик. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».
Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произнести звук «д-д-д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывается. Чтобы ребенок не закрывал рот, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят говорить правильно, четко и красиво.
Вместе весело дышать!
Дыхательная система является энергетической базой для устной речи. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо проветрить помещение.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Нужно, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Техника выполнения упражнений
⭐ Следить за правильным вдохом — через нос;
⭐ плечи не поднимать;
⭐ выдох должен быть длительным, плавным;
⭐ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);
⭐ каждое упражнение повторять не более 3—5 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).
Футбол. Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиков.
Перышко. Легко поддувать перо, лежащее на столе.
Чей пароход лучше гудит? Для игры необходимы стеклянные пузырьки. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает какое-то из требований.
Шторм в стакане. Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.
Снегопад. Сделайте рыхлые комочки из ваты — «снежинки». Объясните ребенку, что явление, когда идет снег, называется снегопадом. Предложите ему устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее.
Морские волны. Ребенок держит губами соломинку и выдыхает медленно и легко на поверхность воды, так чтобы по воде шли слабые волны.
Надуй шарик. Ребенок делает вдох через нос и выдыхает весь объем воздуха в воздушный шарик.
Перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики желательно выполнять 1—2 упражнения на дыхание.
Веселые игры со звуками
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания.
Запретное слово. Ребенку предлагается повторять за взрослым все слова, кроме одного заранее определенного слова (например, «лампочка»).
Будь внимательным. Ребенку предлагается поднять руку (хлопнуть в ладоши, сделать шаг вперед...), когда услышит заданный взрослым звук. Игра повторяется несколько раз с разными звуками.
Определи место звука в слове. Какой первый звук в слове «утка»? Последний звук в слове «кенгуру»? Место звука [у] в слове «паучок» (в начале, середине или конце слова)?
Подбери слово. Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
Гласные в слове. Ребенок выделяет и записывает только гласные буквы в слове (например: мама, диван, утка, дым).
Картинки для буквы. Ребенок закрывает карточку той буквой, которая будет первой при написании этого слова. Например, картинка с изображением утки закрывается буквой «У». Определение звука в начале слова проводится в двух вариантах: по слуху, когда слово произносится взрослым, и после самостоятельного произнесения.
Домики. Перед ребенком два изображения домиков. На крыше каждого из них написана буква. Из большого количества картинок ребенок выбирается только те, в названиях которых есть звук, соответствующий букве на крыше домика.
Сложи слова из первых звуков. Ребенок определяет первый звук в каждом из предложенных слов, из получившихся звуков составляет слова. Например: желудь, утка, кисточка (жук).
Путаница. Взрослый медленно читает короткие стихи, в которых одно слово неправильное. Ребенок должен отгадать, что это за слово. Например:
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну...
К концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее.
Как пополнить словарный запас у детей
Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4—5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребенок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5—6 лет запас слов ребенка увеличивается до 2500—3000.
При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
⭐ ребенок неактивен в речевом общении;
⭐ он не может связно рассказать о происходящих событиях;
⭐ наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире.
Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко... (низко); потерял... (нашел).
Закончи фразу. Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон... (кислый); река широкая, а ручей... (узкий).
Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться.
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например: пища — еда... (корм, продукты); жилище — дом... (квартира, здание).
Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?»; «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т. д.
Отгадай. Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит — кто? Льется, журчит — что?
Кто больше? Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.
Например: бежит: кто?.. (человек, зверь); что?.. (река, ручей, молоко, время).
Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.
Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.
Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т. д.
Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение.
Посмотри и расскажи
Выполняя интересные и увлекательные задания, ваш ребенок в игровой форме научится правильно согласовывать числительные с существительными, образовывать относительные прилагательные и согласовывать местоимения с глаголами.
Магазин игрушек. Посмотри внимательно на полку и назови игрушки, которые на ней лежат. Подскажи, какие игрушки надо купить детям. Подсказка: цвет пятнышка у них на табличке и цвет игрушки совпадают. Например: «Девочка купит одно яблоко, одну зебру и одного слона».
Кто как передвигается? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен ответить.
Взрослый. Кто летает?
Ребенок. Летают птицы, бабочки, мухи, жуки.
Взрослый. Кто плавает?
Ребенок. Плавают рыбы, киты, акулы.
Я — мы. Взрослый читает двустишия, в которых местоимения и глаголы употребляются в единственном числе. Ребенок повторяет так, чтобы местоимения и глаголы были употреблены во множественном числе.
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Мы бежим, бежим, бежим,
Мы на месте не стоим.
Я гуляю, загораю,
Землянику собираю.
Мы гуляем, загораем,
Землянику собираем.
На скамейке я сижу
И о чем-то говорю.
На скамейке мы сидим
И о чем-то говорим.
Поваренок. Скажи, из чего приготовлены эти соки и варенье? Как они называются? Например: «Этот сок сделан из слив, он сливовый, а варенье из слив — сливовое».
Посчитай. Предлагается сосчитать, сколько предметов нарисовано. При счете надо следить за правильным и четким произнесением окончаний. Например: «Одно платье, два.., три.., четыре.., пять платьев. Много чего? Платьев».
Занимательные прогулки (игры для развития связной речи и не только...)
Знаете ли вы, что обычную прогулку можно легко превратить и в увлекательное путешествие, и в самое настоящее развивающее занятие, и в полное неожиданностей и открытий приключение? Давайте попробуем разнообразить свои будни!
Итак, собираясь выйти на улицу, представьте себе, что вы отбываете в занимательную поездку. Обсудите с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности можно встретить по дороге, какие достопримечательности увидеть...
Бывает так, что поездка оказывается очень утомительной. Для таких случаев в маминой сумке обязательно должна лежать ручка или фломастер. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребенок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Придумайте какую-нибудь необычную ситуацию, например: «Придя утром на детскую площадку, мы увидели, что там исчезли все качели». Надо как можно быстрее придумать объяснения этого события. Причины могут быть обычными, житейскими (забрали на ремонт) и необычными, фантастическими (качели обиделись, что их портят, и ушли на другую площадку). Такие беседы развивают способность анализировать, логически мыслить, связно выражать свои мысли.
Предложите ребенку пофантазировать на следующие темы: «Если бы я был волшебником...», «Если бы я был деревцем...», «Если бы я был невидимкой...» Пусть дошкольник представляет себя облаком, плывущим по небу. Попросите его рассказать о своей «воздушной» жизни или просто ответить на ваши вопросы. Например: «Что оно видело интересного?», «С кем познакомилось?», «В какие игры любит играть?» и т. д. В конце беседы обязательно поблагодарите «облачко» за интересный рассказ и предложите снова превратиться в вашего любимого ребенка.
Гуляя, остановитесь возле клумбы, полюбуйтесь цветами, растущими на ней, окружающими вас деревьями, домами, обратите внимание на небо, подберите эпитеты к нему. Предложите своему маленькому спутнику обратить внимание, например, на собаку и рассказать о ней как можно больше интересного: какая у нее шерсть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер, что ей нравится есть и т. д. Так вы побуждаете малыша называть самые разные признаки предметов, помогая этим развитию связной речи. В дальнейшем передайте инициативу в выборе описываемого предмета или явления ребенку.
Первые дикие птицы, с которыми знакомится маленький горожанин, — это голуби, воробьи, снегири и синицы. Выходя на улицу, не забудьте прихватить для них крошки, сделать в парке кормушку. Повесьте на кухне картинки с изображениями этих пернатых и, возвращаясь с прогулки, проверьте, кого из них вам удалось увидеть. А потом попробуйте вместе с ребенком сочинить про них какие-нибудь незатейливые стишки или истории.
Предложите ребенку подумать, что могло произойти со снежинкой перед тем, как она упала ему на ладошку. Для образца придумайте свой рассказ. Не беда, если дошкольник сначала просто повторит за вами эту историю, — в этот момент он упражняется в рассказывании. Но все равно постепенно уводите юного сказочника от подражания, побуждая придумать свою историю.
Когда вы с ребенком достаточно находились, наговорились и даже напелись, попробуйте поиграть в игру «Следуй за лидером». Лидер объявляет, каким образом вам надо передвигаться до условленного места — скажем, до угла, до почтового ящика или по дороге — до тех пор, пока не проедет машина. Он может попросить, чтобы вы скакали на одной ножке, делали гигантские шаги, держали руку на голове, скакали, как лошадь, галопом, каждые пять шагов наклонялись и т. д.
Придя домой, вспомните, а потом по очереди расскажите друг другу о том, что видели и что делали на прогулке. Постарайтесь припомнить как можно больше деталей. И так до тех пор, пока ничего нового к сказанному добавить не сможете.
Если вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи, предложите ему составить репортаж о вашем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте дошкольнику возможность самому, без наводящих вопросов выбрать, о чем рассказывать. Понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольника развивается независимо от того, какие события, реальные или вымышленные, им воспроизводятся.
Обязательно старайтесь вести с ребенком содержательные диалоги. Исследования показывают, что если речь взрослого наполнена языковыми оборотами и деталями, то дети тоже стараются в ответ построить более сложные предложения. Желаем вам увлекательных прогулок!
Консультации для средней группы: https://dzen.ru/a/Zp5LRGaPSxrMi6mG
Консультации для подготовительной группы: https://dzen.ru/a/ZrX5QcZvJE2jztkH