Найти в Дзене

Консультации логопеда. Подготовительная группа

Авторы: Л. С. Вакуленко, Н. Е. Вакуленко, Е. С. Васильева Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям. Логопедические задания — это различные виды заданий, направленных на закрепление в домашних условиях у детей тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, всем направлениям развития речи, предусмотренных программным содержанием. Основные правила при выполнении заданий логопеда 1. Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник (даже в случае болезни ребенка). 2. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 15—20 минут 2—3 раза в день. При выполнении компьютерных заданий необходимо следить за времен
Оглавление

Авторы: Л. С. Вакуленко, Н. Е. Вакуленко, Е. С. Васильева

О логопедических домашних занятиях

Добавьте описание
Добавьте описание

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям.

Логопедические задания — это различные виды заданий, направленных на закрепление в домашних условиях у детей тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, всем направлениям развития речи, предусмотренных программным содержанием.

Основные правила при выполнении заданий логопеда

1. Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник (даже в случае болезни ребенка).

2. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 15—20 минут 2—3 раза в день. При выполнении компьютерных заданий необходимо следить за временем пребывания ребенка за компьютером: 10—15 минут, не более трех раз в неделю.

3. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

4. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Консультацию о правильном ее выполнении вы можете получить у логопеда.

5. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

6. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи, однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т. е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

7. Пусть выполнение домашних заданий станет игрой для ребенка.

8. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью).

При подготовке домашних заданий для детей логопеды используют как традиционные, так и нетрадиционные подходы, в частности привлекают компьютерные технологии.

Дети выполняют задание совместно с родителями, которые контролируют произношение и ответы ребенка, количество времени, проведенного у компьютера, поэтому логопеды не предлагают компьютерных игр, в которых ребенок мог бы играть самостоятельно.

Прежде чем купить ребенку новую компьютерную развивающую программу, посоветуйтесь с логопедом о целесообразности приобретения.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

На еженедельных «Родительских пятиминутках» логопед при участии детей показывает родителям, как проигрывать дома логопедическую игру для закрепления в свободной речи изучаемого звука, лексико-грамматических категорий родного языка, навыков звукового анализа и синтеза.

Особенно любима детьми игра «Логическое лото». Она используется при изучении каждого звука. К игре нужно подготовить две стопки карточек. Названия картинок первой стопки составляют тематические пары с названиями картинок второй стопки.

Помните: совместная работа логопеда, воспитателей и родителей определит общий успех коррекционного обучения, а главное — подготовит ребенка к успешному овладению школьной программой.

Готовим руку к письму

Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее всего приходится на уроках обучения грамоте. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины здесь кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кистей рук малыша быстро устают.

Ребенку нужно быть очень внимательным, сосредоточенным и аккуратным, чтобы в тетрадке появилась заслуженная пятерка. Задача пап и мам — помочь малышу стать отличником. Для этого надо начать заниматься с ним еще до школы.

К шести годам дети могут выполнять сложные задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Можно предложить детям выполнять разные виды плетений из бумаги и тканитесьмы.

Старшим дошкольникам вполне доступны и простейшие приемы плетения макраме. Этот вид труда можно рекомендовать для совместных занятий родителей и детей.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми, когда они занимаются изготовлением бус. Малыши разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из которых скручиваются в виде бусины, конец ее проклеивается. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги. Дети обмениваются бусами, сделанными своими руками, дарят их друг другу, изобретают разные по размеру и цвету бусины, нанизывают их на длинную нить.

Необходимо также научить малыша уверенно пользоваться ножницами. Здесь подойдут следующие упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников (проследите только, чтобы ножницы были с тупыми закругленными концами, достаточно острыми и не заминали края бумаги).

Очень полезны для развития пальцев ребенка рисование и раскрашивание. Обязательно купите малышу несколько книжек-раскрасок. Постарайтесь не рисовать фломастерами: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки. Отдавайте предпочтение простым или цветным карандашам.

Рисуйте или распечатывайте лабиринты, и пусть ребенок «ходит» по ним, отмечая свой путь карандашом. Например, пометьте крестиками некоторые клетки лабиринта и при попадании на них бросайте игральный кубик. Выпадает «5» или «6» — ребенок получает приз (например, наклейку), выпадает «1» — придется вернуть одну из накопленных наклеек (встреча с разбойниками). Предложите малышу самому нарисовать лабиринт.

Бывают картинки с пронумерованными точками, которые нужно соединять по порядку. Или просто точки без номеров, которые стоят достаточно близко, — некоторым детям нравится их соединять и потом раскрашивать и дорисовывать картинку. Или нарисуйте несколько рядом точек, отстоящих друг от друга на одинаковом расстоянии, и предложите ребенку шаблоны их соединения.

Используйте разнообразные трафареты. Не обязательно покупные — обводить можно что угодно. А получившиеся картинки очень интересно дорисовывать и заштриховывать.

Попросите ребенка обвести свою руку или ногу. Потом ладошки и следы можно вырезать и украсить ими комнату. Или разложите такие следы по квартире, чтобы, пройдя по ним, ребенок нашел в конце пути приз.

Если ребенку неинтересно обводить картинки просто так — продемонстрируйте ему волшебство копирки. Малыш даже однообразные закорючки согласится чертить, лишь бы посмотреть, как получится копия работы.

Возьмите простую картинку (например, из раскраски для самых маленьких) и наметьте узор для каждой ее части. Пусть малыш украсит весь рисунок нужными узорами. Так, если на картинке у вас цветок — серединку можно заполнить крестиками, лепестки — точками, землю — вертикальными штрихами, небо — горизонтальными штрихами.

Терпения и успехов вам и вашему малышу в трудном деле подготовки к обучению письму!

Делаем дыхательную гимнастику правильно!

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала можно прижимать их ладошками). Упражнения нужно повторять не более 3—5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.

Пузыри в воде. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам, губы в широкой улыбке — легкий выдох в воду, выдувая большие пузыри.

Свеча. Ребенок делает ровный, медленный выдох — пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

Погаси свечу. Ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков: «фу-фу-фу».

Погрей ладошки. Ребенок имитирует дутье теплым воздухом на озябшие ладошки, произнося при этом шепотом на одном усиленном выдохе: «х-х-х».

Цветочный магазин. Предложите ребенку медленно глубоко вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы, а на выдохе произнести: «Ах, как пахнет!»

Снежные занавески. Ребенок кладет соломинку на язык, плотно прижимает язык к зубам. Открывает широко рот, удерживая соломинку у верхних резцов. Для контроля направленности воздушной струи предлагается дуть на занавеску с бахромой. Если воздух выходит направленно, будет колыхаться каждая нить занавески.

Карандаш. Плавной воздушной струей попробуйте прокатить карандаш по столу.

Костер. Перед ребенком кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

На зарядку с язычком: упражнения для детей подготовительного возраста

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. В 6—7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3—4 раза в день, по 5—10 минут. Каждое упражнение выполняется по 5—7 раз, статические упражнения выполняются по 10—15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Лягушка — хоботок. На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» (широко открывать рот) и упражнение «Хоботок» (вытягивание губ вперед).

Блинчики — вкусное варенье. Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его: «пя-пя-пя». Улыбнуться, открыть рот. Язык в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Футбол. Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку, так чтобы под щекой надувались мячики.

Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом остается неподвижна.

Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Чистим зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние (верхние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Посчитаем зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний (нижний) зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом должен быть открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась непо-движной.

Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно медленно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Гармошка. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

Комарик. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывается. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).

Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем научиться говорить правильно, четко и красиво. Надо помнить, что четкое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Праздник красивой речи

Ребенок седьмого года жизни правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно составляет фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорит тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Свои возможности дошкольник сможет показать в разнообразных речевых играх.

Скажи наоборот. Взрослый произносит различные слоги, а ребенок произносит слог наоборот. Например: ау — уа, ры — ыр, ос — со...

Сигнальщики. У ребенка карточки, на одной из которых изображен колокольчик, на другой колокольчик зачеркнут. Если слово начинается с глухого согласного, ребенок показывает зачеркнутый колокольчик, если со звонкого — обычный колокольчик.

Заколдованное слово. Взрослый предлагает ребенку «спасти» слово, проговорив все звуки, из которых оно состоит. Сначала следует подбирать односложные легкие слова, например слово «мяч», а потом усложнять.

Телеграфист. Ребенок отстукивает слоговой рисунок слова с помощью карандаша: мар-ме-лад, по-су-да, дом, че-ре-па-ха...

Звуковая цепочка. Взрослый называет первое слово, далее ребенок называет слово, начинающееся с того звука, которым заканчивается предыдущее слово. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Архитектор. Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее постройка.

Собери мозаику. Взрослый предлагает ребенку собрать мозаики: зеленую — если в слове заданный звук мягкий, синюю — если твердый. Одно правильно придуманное слово — одна деталь мозаики.

Отыщи слово, отыщи звук.

1. Землю роет старый к...от (крот),
Под землею он живет.

2. Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ла...пу (лампу).

3. На арену вышли ...игры (тигры),
Мы от страха все притихли.

Подобные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия облегчат дошкольнику процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем — чтения и письма.

Как пополнять словарный запас у детей 6—7 лет

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» по-чти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6—7 годам. Дальше ребенок будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут родительского времени.

Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

Загадай — мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, некоторых слов (почему цветок — подснежник, а гриб — подберезовик).

Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).

Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребенок — противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, стоять — идти, война — мир и т. д.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища — еда — корм — продукты; 
жилище — дом — квартира — здание; идти — шагать — топать — шлепать; веселый — озорной — смешной.

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые отношения.

Играем и развиваем грамматический строй речи

Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ваш ребенок в игровой форме научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

Из чего сделано? (С мячом.) Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».

Чей хвост? Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке. Например: «У зайца какой хвост? Заячий».

Скажи наоборот. Взрослый предлагает малышу посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама его просит подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» — он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит малыша представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать, показать ладони, открыть рот, опустить руки, поймать мяч, согнуть руки, положить ручку, отодвинуть стул и т. п.

Когда подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия-наоборот» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.

Бывает — не бывает. Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов: кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. Рыба ходит. ( И т. д.)

Подбери слово. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильные, точные действия (глаголы). Рыбка: к камню (отплыла или подплыла); от берега (переплыла или отплыла); всю реку (вплыла или переплыла)? Бабочка: к цветку (отлетела или подлетела); с ветки на цветок (облетела или перелетела); вокруг капусты (влетел или облетела); в комнату (подлетела или влетела)? Лягушка: к бревну (подпрыгнула или впрыгнула); на бревно (выпрыгнула или впрыгнула); с бревна (отпрыгнула или спрыгнула); от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула)?

Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.

Перечисленные упражнения помогут развить речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.

Поговорим о связной речи...

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развитие его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов, раскрывать содержание картинок, пересказывать содержание небольших художественных произведений и просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку или рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти, рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения. Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?», попробуйте самостоятельно провести тестирование. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

Задание 1. Составление рассказа по сюжетной картинке. Попросите ребенка внимательно рассмотреть картинку и рассказать, что на ней нарисовано. Не надо задавать наводящих вопросов, пусть он самостоятельно попробует свои силы в этом нелегком деле. Хорошо, если вы запишете рассказ дошкольника дословно. Это поможет позже спокойно проанализировать сочиненную историю. Рассказ будет соответствовать возрастной норме, если составлен самостоятельно, фразы в нем построены правильно, без грамматических неточностей, ребенок при этом использовал предложения, состоящие из четырех и более слов. Речь была плавной и выразительной.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Вам понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Забавные истории» В. Г. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. А. Чижикова или другие истории, которые есть у вас дома.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы дошкольник смог найти начало истории, ее продолжение и конец.

Вас должно насторожить, если:
⭐ ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками;

⭐ ребенок часто отвлекался от темы рассказа, не выделял главных событий, в рассказе было много повторов;

⭐ ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные короткие (нераспространенные) предложения;

⭐ значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера;

⭐ речь ребенка была ускоренной, вы услышали в речи запинки.

В этих случаях вам безусловно нужна консультация специалиста, даже если в остальном (звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматика) речь ребенка вам показалась правильной. Обратиться нужно к логопеду и, возможно, к психологу.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошкольника дома.

Удачи вам и терпения!

Консультации для средней группы: https://dzen.ru/a/Zp5LRGaPSxrMi6mG

Консультации для старшей группы: https://dzen.ru/a/Zp5LRGaPSxrMi6mG