Как бы ни были талантливы артисты, почти у каждого есть определенное амплуа, за рамки которого бывает сложно вырваться. Но порой такой шанс появляется. Вспомним о ролях любимых советских актеров, которых зрители от них совсем не ожидали.
Один из классических примеров такого выхода из амплуа - Петр Алейников в роли Александра Сергеевича Пушкина. Любимый зрителями Ваня Курский стал после "Большой жизни" вторым именем Петра Мартыновича. И сколько он не порывался отойти от этого образа, публика его не отпускала. Поэтому на показах фильма "Глинка" 1946 года, в котором Алейников играл поэта Пушкина, при его появлении в этом образе раздавался хохот (примерно также зрители смеялись на военном фильме Евгения Матвеева "Победа" 1984 года, когда в образе Андрей Громыко вдруг возникал их любимый комик Виктор Ильичев). В итоге, ленту о композиторе Глинке сочли неудачной и приняли решение ее переснять с новыми исполнителями. В фильме "Композитор Глинка" 1952 года роль великого поэта уже сыграл Лев Дурасов.
Актер Дмитрий Масанов - один из ярчайших исполнителей отрицательных ролей в советском кино. Все помнят его Каравашкина из "Возвращения "Святого Луки" (примечательно, что в следующим фильме о приключениях полковника Зорина Масанов сыграл уже роль эксперта Поливанова), вороватого директора магазина из "Хозяина тайги", полковника из немецкой женской школы в "Щите и мече", подловатого следователя Шопмолова, отправившего на смерть невинного парня в криминальной драме "Человек, который сомневается". Но мало кто знает, что первой ролью в кино актера Масанова был... Владимир Ильич Ленин в картине "Время революции" 1961 года. И спустя пару лет он повторил эту знаковую роль в фильме-спектакле "Рабочий день В.И. Ленина". А ведь игравшие вождя в советском кино были на особом счету, поэтому, к примеру, Иннокентия Смоктуновкого не хотели пускать на роль Деточкина в "Берегись автомобиля".
Увидеть Спартака Мишулина и Наталью Фатееву в образах индейского вождя и его скво непривычно, но лента Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов" все-таки была музыкальной комедией, где допускалось все (даже Наталья Крачковская в образе негритянки). Однако в том же 1987 году на экраны вышел последний фильм Андрея Миронова "Следопыт" - уже вполне себе серьезная картина, где роль одного из представителей племен Ирокезской конфедерации индейцев сенека играл Евгений Евстигнеев в полной боевой окраске и со своим фирменным голосом. Естественно, что и это появление любимого артиста в таком виде вызывало в зале стоны из-за смеха, на что режиссер картины Павел Любимов точно не рассчитывал.
Теперь поговорим об артистах типажных, то есть прочно приклеенных к какому-то одному типажу - дурачок, простой мужичок, алкоголик, деревенский дед, бугай и т.д.. Одним из самых ярких представителей этого профсоюза был Савелий Крамаров, который, кажется, во всех своих ролях использовал две-три краски, но все равно был невероятно любим зрителями. Однако в одном из самых первых своих фильмом Крамаров совсем другой. Эта драма Владимира Кочетова о буднях солдатской жизни "Им было девятнадцать". В центре повествования молодые новобранцы артиллерийской школы - каждый со своими проблемами, мечтами, стремлениями. Фильм посвящен воспитанию в солдатах мужества, стойкости и патриотизма. В роли новобранца Петькина непривычно серьезный и даже в чем-то романтичный Савелий Крамаров.
Получивший прозвище "Купи-продай" после знаменитого сериала "Тени исчезают в полдень" Борис Новиков - один из самых любимых народом артистов. Но он попал в типажники, так как почти постоянно играл людей простецких, часто деревенских, пьющих, но веселых. В общем, воплощение русского человека. И вдруг в сериале "Адъютант его превосходительства" Борис Кузьмич предстает в образе старого ювелира еврея Исаака Либерзона. Невероятное погружение в образ, в судьбу человека, ведение роли на высочайшем уровне. Возможно, этот герой не является самым любимым у поклонников Новикова, но он точно может считаться одной из вершин его актерской биографии.
А вот Вячеслав Тихонов свою самую неожиданную роль сыграл уже через много лет после ухода советского кино, ярчайшей звездой которого он являлся. В очень неудачной ленте Эльдара Рязанова "Андерсен: Жизнь без любви" 2006 года Тихонов появился в качестве… Бога. Который почему-то искренне недоумевает, почему великий писатель так и не познал радости плотских отношений с женщинами. Это был последний фильм великого актера.
Кстати, а вы знаете, когда Вячеслав Тихонов впервые надел в кино немецкую военную форму? Вовсе не в фильме "Семнадцать мгновений весны"! Это произошло за 15 лет до выхода телесериала в картине "Жажда" Евгения Ташкова. Тихонов сыграл здесь советского моряка Безбородько, отлично знающего немецкий язык, который воспользовался документами попавшего в плен немецкого офицера, чтобы попасть в тыл врага. Может быть, именно благодаря этому фильму и этой роли Татьяна Лиознова приняла решение сделать Тихонова Штирлицем?