Предыдущая глава:
Здесь, чуть выше Галатской башни берет начало знаменитая улица Истиклаль (İstiklal Caddesi – улица независимости). Через богатый и ухоженный квартал Бейоглу она тянется до площади Таксим (Taksim Meydanı). Это что-то вроде местного Арбата, со своими музыкантами, фокусниками и сувенирами. Старенький трамвай – единственный транспорт, ходящий по этой пешеходной зоне, оставлен здесь скорее для создания особой атмосферы, чем для транспортных нужд. Ехал он не намного быстрее моего шага. В самом начале улицы мы натолкнулись на книжный магазин, над входом которого красовалась вывеска с надписью «Samyzdat». Хитом продаж была книга какого-то турецкого политического деятеля. Мы даже зашли спросить, тоже ли значение имеет этот незнакомый турецкий Samyzdat, что и наш, советский. Девушка за прилавком объяснила, что вроде как да. Хотя может не поняла наших объяснений и вопросов, но на всякий случай согласилась. Подумалось, что само явление "самиздат" довольно специфическое и может быть совершенно не понятно людям других культур.
Книжная лавка была каким-то литературным оппозиционным кружком. Хит продаж лежавший на видном месте - книга какого-то местного политика. Девушка оценила нашу внешность (Не псы ли мы режима, не из султанской ли охранки). Потом признав в нас не подозрительных туристов, она грустно сообщила, что это какой-то их местных "Ельцин", который
сидит в тюрьме по политическим убеждениям, и что, вообще, у них тут многие сидят по этой причине. Как, говорит, вы могли заметить, у нас тут везде одно лицо. На тот момент она имела ввиду Кемаля Ататюрка, который в Турции имеет такой же символический вес, как Ленин в СССР. Его благородный лик украшает все, что можно и что нельзя. Девушка была приятная и чуть печальная, видимо переживала за Ельцина. Захотелось сказать ей что-нибудь приятное. У нас, говорю ей, тоже проблема со свободой волеизлияния, но мы с этим боремся. Хотя наш Ельцин вот в тюрьме не сидел. Что ж, видимо турецкому коллеге придется отдуваться за двоих.
На следующий день, по плану у нас было посещение Ая-Софии, его пришлось отложить, так как интернациональный долг потребовал выказать солидарность турецким трудящимся. На дворе было 1-е мая! Поэтому делегация АВП, состоящая в основном из профессиональных лодырей и бродяг, отправилась на площадь Таксим на демонстрацию за права рабочих. Демонстрация была серьезная, с нескончаемыми колоннами людей, огромными транспарантами и утопичными требованиями. Казалось, половина города была перекрыта, на окна и витрины поставлены решетки, а блюстители порядка следили за происходящим из каждого угла. Блюстителей было много, но многие из них старались не бросалась в глаза. Целые отряды прятались в узеньких улочках, а броневики показывали только свои морды из переулков, как затаившиеся в черных водах Нила аллигаторы. Помнится, был фильм Турецкий Гамбит. И там была сцена, когда Гоша Куценко в роли турецкого полковника Исмаила Бея сообщает западной прессе, что в Плевне турков нет. Камера поднимается, и мы видим сотни красных фесок турецкий солдат притаившихся в узких улицах города. Примерно такую же картину увидели и мы.
На митинге без политической платформы нельзя, поэтому платформа была выработана: «Царь-град – русский город» и «Даешь Босфор и Дарданеллы черморфлоту», но, к сожалению, наша колонна человек из 15-ти оказалась бы неуслышанной в этом великом скопище народа. Поэтому мы присоединились к наиболее политически-близким товарищам по борьбе и, распевая «El Pueblo Unido Jamás Será Vencido» и развевая алые стяги, двинулись навстречу всемирной революции. Правда, когда на улицы вышла группа товарищей под флагами «свободный Курдистан», ситуация начала накаляться, и мы решили ретироваться. За мир во всем мире мы биться были готовы, а вот за свободный Курдинстан - нет.
Ая-София - место, наверное, самое знаменитое в Стамбуле. Это как собор Святого Петра для католиков, с той лишь разницей, что несколько сотен лет назад сердце православия стало одной из крупнейших мечетей. Впрочем, это только сделало этот храм чем-то совершенно уникальным. Как вам нравятся изумительные фрески и мозаики с изображением православных святых по соседству с огромными надписями из Корана на широких зеленых щитах? Собор стал предметом зависти османского архитектора Мима́ра Сина́на, всю жизнь пытавшегося доказать себе и миру, что его цивилизация может строить не хуже греков. Как он считал, построив мечеть Селимие в Эдирне (которую я посетил на следующий день), он все-таки, как минимум, сравнялся с зодчими Константинополя. Хотя, лично на мой взгляд, Ай-софия - монументальнее и изящнее одновременно. Но это не нужно описывать, это нужно видеть и походить там. После Ай-софии мы зашли в Голубую мечеть или мечеть Султанахме́т.
Голубая мечеть - второй исполин главной площади города. Её купол, подпираемый гигантскими колоннами, отделан красивейшими лазурными узорам (поэтому она и называется «Голубая Мечеть). В мечеть могут заходить все, кто хочет. Свободу передвижения тоже никто не ограничивает. Исключением является время намаза. Тогда в дверях появляется своего рода регулировщик движения, который разделяет людей на три группы.
Мужчины идут в основное помещение. Женщины в боковые ответвления, а всех неверных просят пройти в специальные «гостевые» загончики у входа, откуда можно наблюдать за службой. Имам поёт на арабском, и турки понимают его весьма отдаленно. Арабский и турецкий имеют общий корень, как объяснил нам Антон вечером, но все же сильно отличаются. По этому для турков суры на арабском, как для нас служба на старославянском. Суть угадывается, но приблизительно.
В целом, могу сказать, что Стамбул - великий город. Сильный, мощный и величественный. Настоящий город мира, не принадлежащий никому. За ним время и сотни поколений великих людей, каждое из которых вложило в город частичку своей души. Очень разных людей, совсем непохожих друг на друга. Этот город очень живой, пульсирующий, шумный. Безусловно, восточный. Тем ярче выделяется его византийское прошлое. Мощные римские стены и акведуки молчаливо напоминают о нем. И высокие минареты не могут спрятать, истинный облик Ай-Софии… они, словно, заморские украшения на этой величественной византийской красавице. Говорят, что Москва – не Россия, так и Стамбул – не Турция, а особый уникальный мир. Место, где сошлись цивилизации. И, к счастью, это скорее форум, а не поле боя. Хотя он и повидал многих завоевателей.
Следующая глава:
#путешествия
#турция
#стамбул
#домдлявсех
#АВП
#академиявольныхпутешествий