Праведная Анна происходила из колена Левиина, рода Ааронова. Она родилась в семье священника Матфана в годы, предшествовавшие правлению Ирода, сына Антипатра. Женой Матфана была Мария из колена Иудина и города Вифлеема, а кроме Анны, его дочерьми были Мария и Совия. Когда Совию выдали замуж, она родила Елисавету – мать Иоанна Предтечи.
Анну выдали замуж в Назарет Галилейский за Иоакима из колена Иудина и рода царя Давида. Супруги любили изучать закон Божий и соблюдали все его заповеди. На всякий праздник они любили жертвовать на храм и раздавать милостыню нищим.
Долгие годы, в течение которых супруги состарились, они не могли зачать ребенка, отчего сильно скорбели.
Однажды Иоаким был в Иерусалиме на большом празднике, и как любой благочестивый еврей хотел принести свою жертву Богу. Тогда первосвященником был Иссахар. За бездетность он заподозрил Иоакима в тайных грехах и отказался принести Богу жертву Иоакима. В тот день праведник слышал укоры и от других соплеменников.
Праздничная радость Иоакима сменилась скорбью от незаслуженного унижения, и он покинул Иерусалим, но пошел не домой, а к пастухам, следившим за его стадами. В безлюдном месте он вспомнил историю Авраама и Сары и начал молиться о таком же, как у древних праведников, даровании ему ребенка. Надеясь умилостивить Бога, Иоаким усилил молитву сорокадневным постом неядения и поклялся не возвращаться из пустыни домой, пока не получит ответ от Создателя.
Когда праведная Анна узнала о том, что первосвященник не захотел принести жертву Иоакима, а соплеменники вслух позорили ее мужа за бесплодие супругов, она начала горько плакать. Ее безуспешно пыталась утешить рабыня Анны Юдифь.
В своей многодневной молитве праведная Анна начала называть себя самой грешной женщиной, потому что даже вид детенышей тварей земных и птиц небесных вызывал у праведницы мысли о крайнем неблаговолении к ней Бога. И вот, в один из дней, ей явился святой Ангел и сказал, что Богу молитва Анны угодна. Затем Ангел предсказал, что у Анны родится Дочь, которая станет божьим благословением для всех народов и племен земных. Ангел повелел назвать Девочку Марией. Праведница поклонилась Господу и поклялась воспитать будущее дитя так, чтобы всю свою жизнь Мария прославляла святое имя Божье.
Радостная Анна отправилась в Иерусалим, чтобы воздать благодарение Богу Израилеву. В то же время Ангел посетил постящегося в пустыне Иоакима, назвал его молитву богоугодной и повторил благовестие, сказанное Анне. Он повелел Иоакиму идти в Иерусалим к золотым воротам храма, чтобы он встретил там жену, которая подтвердит пророчество.
Праведник удивился, его душа возвеселилась, и Иоаким прославил и возблагодарил Бога. Как и повелел ему Ангел, он отправился в Иерусалим. Когда супруги встретились, они поведали друг другу об ангельских явлениях и пророчествах и уже вместе поклонились Богу в храме и вознесли Ему славу.
Праведные супруги вернулись домой, и в девятый день декабря Анна зачала, а восьмого сентября она родила Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Марию – будущую Матерь Божью. В день рождения Богородицы Иоаким принес Богу много даров, жертв и всесожжений. Супругов перестали злословить, и их благословили первосвященник, священники, левиты и все евреи, которые их знали. Затем Иоаким в честь рождения Девы Марии устроил в своем доме большое богатое угощение, на котором все веселились и прославляли Бога.
Когда маленькой Марии исполнилось три года, родители торжественно, в сопровождении возженных светильников, ввели Ее в Иерусалимский храм. Так они исполнили обет по посвящению дарованного им в старости ребенка Богу.
Через несколько лет после этого, в возрасте восьмидесяти лет, Иоаким умер. Овдовевшая Анна отправилась к Дочери – из Назарета в Иерусалим. Там они непрестанно молились в храме, а через два года праведная Анна почила в возрасте семидесяти девяти лет.
Церковь почитает праведных Иоакима и Анну, именуя их Богоотцами. Они мечтали уподобиться своим праведным предкам Аврааму и Саре, получив дитя в старости, но превзошли их в чести, оказанной Богом. И Исаак, и Богородица Мария – не порождения естественной страсти, а дети молитвы и чуда зачатия престарелыми родителями. Но в то время как Авраам и Сара стали родителями основателя единственного в древности народа единобожников, Иоаким и Анна родили Матерь Самого Бога. Именно у них сбылась мечта каждого благочестивого ветхозаветного еврея из колена Иудина и рода Давидова – они стали родоначальниками Мессии.
В земном понимании род Иоакима угас – у него не было сыновей. Но по сути Иоаким и Анна стали духовными прародителями всех христиан. Дева Мария – это лучший плод родословного древа человечества, а Христос – зерно из этого плода. Из этого зерна произросла лоза Церкви, о которой Господь говорил в одной из Своих притч.
Церковь вспоминает преставление праведной Анны 7 августа (25 июля по старому стилю).