Найти тему
Провинциальные хроники

Не спешите уходить из школы! Хорошо там, где нас нет. Чаще всего...

Наступили трудные времена — в школах катастрофически не хватает учителей. Педагоги уходят из школ, не выдерживая свалившейся на них двойной, а то и тройной нагрузки за жалкую зарплату. Увольняются не только молодые, но и те, у кого солидный стаж и опыт.

Школа теряет профессионалов. И что самое удивительное, не всегда дорожит ими. Не задерживает, не пытается остановить. Будто бы у ворот стоит очередь из высококвалифицированных кадров, которые один другого лучше и ценнее.

Если бы за каждого "потерянного" педагога администрация получала "по шапке" от чиновников — за то, что не нашли руководители общий язык с учителем, не сумели подойти индивидуально к каждому, то увольнений было бы намного меньше.

Но такой практики нет. Уходите — плакать не будем! И учителя, видя такое к себе отношение, бегут. А вы, уважаемые коллеги, не спешите увольняться. Ведь порой уходите в никуда. Задержитесь и подумайте: а так ли плоха наша учительская работа? Всегда ли найдёте лучше? Ведь народная мудрость "хорошо там, где нас нет" нередко подтверждается.

В одной школе я проработала 38 лет. И не жалею о том, что никуда не ушла — разве что на пенсию в 60 лет. Времена, конечно, были другие. Новшества последних десятилетий напрочь обесценили труд учителя, уничтожили его морально, заставляя регулярно доказывать и подтверждать на бумаге и виртуально, что ты есть учитель и достоин той жалкой зарплаты, что тебе платят за ставку.

Мы жалуемся, сетуем, делимся друг с другом проблемами, иногда с завистью глядя вслед тем, кто уходит. А ведь есть среди нас и те, кто не променяет свою профессию ни на какую другую, несмотря даже на мизерную зарплату. Но у кого-то она и вполне себе ничего!

Только бы выдержать весь этот натиск безумных инициатив сверху. Не ведают эти чиновники от образования, что творят, вытворяют, методично уничтожая лучшее в образовании.
А вы, коллеги, всё равно держитесь! Недавно попалась цитата в Интернете:
"Мы сами творцы своего счастья. Невозможно помешать злу или убрать препятствие с пути. Зато мы можем сами решить, как его воспринять". (из книги «Меченная» Ани Чоинг) Думаю, что это некая подсказка для учителей тоже.

Вчера увидела вопрос учителя в сообществе:

"Есть ли среди учителей те, кто считает, что все жалобы о трудной работе, суточной занятости учителей преувеличены? Есть ли среди вас те, кто пробовал себя не только в педагогике и понял, что работа учителя не так уж трудна по сравнению с другими профессиями? Хочется послушать позитивное мнение, если такое есть

А позитивных мнений полно:

"Если работа в радость, то и устаешь меньше. Что для этого надо: 1.адекватная администрация, которая фильтрует бред сверху и защитит от нападок. 2. Хороший коллектив, коллеги, которые поддержат, помогут, подскажут. 3. Приличный контингент, хотя бы без асоциальных элементов и руссконеговорящий. 4. Некоторый опыт, чтобы были наработаны материалы. 5. Правильное планирование, чтобы хватало времени на жизнь после работы. Вот и получилось почти идеальная работа) 34 года в любимой школе)
Ищем и находим своё место, где будет хорошо)"

А вот и ещё одно высказывание:

"Всё индивидуально. Можно работать не в школе, а в колледже или вузе. Заниматься любимой педагогикой, вести пары, не общаться с родителями и не заниматься лишним воспитанием чужих детей, не участвовать в идиотских конкурсах и так далее.
Можно жить ради "призвания" и всего себя отдавать школе. Можно и работая в школе, не быть эмоционально вовлечённым во все истории и просто выполнять свою работу.
Человек, который хочет усложнить себе жизнь, всегда найдёт, как это сделать.
В образовании можно комфортно работать, было бы желание".

Август, коллеги, наступил неожиданно. Нужно настроить себя позитивно на работу, на школу. А кто, если не вы, придёт в школу? Чиновники не придут учить детей. А вот и ещё одно мнение в пользу работы учителем.

"В этом году 35 лет, как я работаю в школе. Причем, 32 года в одной школе. Поначалу было трудно. Даже искала другую работу, но Бог уберег. Одна подруга, с которой вместе учились, ушла в тубдиспансер в лабораторию и заразилась открытой формой туберкулёза, другая ушла в химлабораторию на завод и получила дозу облучения и вот уже 20 лет, как умерла. Третья подруга ушла в магазин работать, да так и мотается полжизни, не имея ни пенсии, ни нормальных отпусков. С высоты отработанных лет в школе, хочу сказать, что работа у нас хорошая, самая, что ни на есть женская со всеми привилегиями: хороший отпуск, дополнительные свободные дни в каникулы, больничный, уважение ( конечно, если вы его заслужили), праздничные дни и взаимная любовь детей. Я все время себе говорю, что я смогла бы работать, например, экономистом, но это для меня, творческого человека по натуре, скучно. Я смогла бы работать врачом, но это в сто раз сложнее, чем моя работа. В данный момент , я не мыслю себя на другой работе".

Спасибо коллегам за такие обстоятельные доводы в поддержку нашей профессии. Право критиковать никто у нас не отбирал, но оставаться в профессии хотя бы до пенсионного возраста — лучший выход. И коллеги убедительно это нам подтверждают.
И насчёт работы в других сферах ещё приведу рассказы учителей (репетиторство не в счёт):

"Работал продавцом в Магните. Время работы с 8 до 9 (время работы магазина с 8:30 до 20:30) 6 дней в неделю. А ещё дорога домой и обратно. 14 часов на работу и дорогу. За каждую недостачу вычитали из зарплаты. Начисляли 24, а из-за недостачи платили 7. Такого в школе нет. Ну или у меня безумно классное руководство!".

А вот это мнение, возможно, и не педагога. Но я, однако, приведу его:

"Не работали вы в логистике. Вот там тоже адок, притом отвечаешь ты бывает и своими деньгами. И там попробуй не возьми трубку в 23.00".

А вот ещё один отзыв:

"В социальной сфере. Социально-реабилитационный центр, отделение по работе с подростками и семьями, состоящими на различных видах учета. Вот после этого места я пришла в школу и выдохнула. Те нагрузки так нагрузки и ненормированный рабочий день, в школе легче. Но это лично моё мнение. Кстати, зарплата у меня в школе немного выше чем там была".

А вот этот ответ на вопрос (Так ли в школе плохо?) прямо интересный. Не могу его не привести:

"Работа учителем - это стабильность. Дешёвенькая, но какая есть. В моменты турбулентности она может неплохо выручить, главное, сразу для себя определить, ты принимаешь правила игры, или нет. Я ВСЕГДА работаю связкой учитель + кто-то. Плюсом шли продавец одежды (продавец выходного дня, делаешь план, и з/ п вполне годная), сейчас освоила профессию повара фаст- фуда ( з/ п супеp, но работаю в ночь график 3/3, по ГПХ), ещё было бригадир трудового отряда, да много всего, даже того, что писать нельзя- заругают и зафыркают товарищи в белых польтах.
Зато опыта жизненного - море, мне реально есть, что с чем сравнить, и нет, я не собираюсь валить из школы, более того, учительскую квалификацию постоянно подтягиваю (я - англичанка). Но вот что точно не люблю и не беру - репетиторство. Прямо отторжение. Хотя работа в языковой школе - почему бы и да))? Думаю об этом".

И ещё плюсом идут комментарии:

"Работаю в школе уже 5 лет.
Что понял: 1) Сложно, весьма сложно.
2) Со временем становится проще, когда узнаешь всё подробней.
3) Я люблю свою работу. Даже когда устаю до предела. Это очень интересная работа.

И ещё один, думаю, что последний:

"Я для себя поняла, что мне намного интереснее и легче именно в школе, потому что монотонный труд и физический труд - не для меня.
Выше верно написали, что просто нужно найти свое место, набраться опыта и свести все «зазубрины» к минимуму, чтобы работать было комфортно.

В целом, какие плюсы: работаешь в тепле, есть стабильность, длительный отпуск, всегда в государственные праздники ты дома, не будем забывать о приятностях от родителей, здесь и признание, и благодарность, и общение. Ну и самая главная часть – это результаты детей, в которых ты вкладываешь частичку себя, «отпечатываешь» себя в их памяти, они будут помнить учителя всегда, если он оказал положительное влияние на ученика. Это ли не истинное счастье?

Конечно, многое зависит и от места (конкретный город) и условий (конкретная школа). Поэтому выбираем место, школу и наслаждаемся жизнью.

И, напоследок: если человек умеет получать удовольствие, он его отыщет и получит. А если нет, то его на любой работе будет что-то не устраивать".

Спасибо большое, уважаемые коллеги, за ваши мнения. Думаю, что читатели с удовольствием с ними ознакомились. Цитаты брала вот в этом сообществе - https://vk.com/nochnye.mysli

Не знаю, добавила ли я хоть каплю позитива своей статьёй, улучшила ли настроение коллегам накануне нового учебного года, но очень хочется поддержать учителей. Ведь именно благодаря самоотверженному труду многих из них и держится ещё школа.
А читателям моим огромное спасибо! Доброго всем августа! И до новых встреч!