Лингвоцид против народа, давшего название Латвии
«ЛАТГАЛЬЦЫ, народ, живущий в Латгалии, восточной области Латвии. До 1919 латгальцы занимали три уезда (Двинский, Режицкий, Люцинский) Витебской губернии. Латгальцы как народность в исторической литературе мало освещены… После образования Латвийской буржуазной республики латышская буржуазия в Латвии изгоняет латгальский язык из школ и проводит насильственную ассимиляцию латгальцев, оправдывая свою политику ссылками на национальное родство латгальцев и латышей.
В данное время Латгалия, представляющая аграрную окраину, эксплуатируется как колония Латвии. Количество латгальцев в Латвии около 400 тыс. человек, или 22% населения».
Так Большая Советская Энциклопедия в тридцатые годы ХХ века рассказывала о латгалах. И добавляла: «латгальский язык является самостоятельным языком, а не диалектом латышского языка, как хотели бы представить дело фашистские идеологи концепции "Великой Латвии"».
Четыреста тысяч человек. Двадцать два процента населения Латвии.
Но почему теперь, в начале XXI века, согласно официальной статистике в Латвии нет ни одного латгала? А, может, та статья – это зловредные сталинские происки и гнусные «советские фальсификации» ? Нет. Вот, например, что говорит о населении Латвии The Columbia Encyclopaedia начала 50 годов ХХ века: «Besides a Russian minority, the inhabitants consist of Letts and of the closely related Latgalians both members of the Baltic language subfamily». В чём же дело? Так кто же они, эти загадочные латгалы – этнографическая группа, коренной народ или же национальное меньшинство?
Времена Луочплесиса
История эта началась давно. В IX – XIII веках по Западной Двине проходило одно из ответвлений знаменитого Пути из варяг в греки. Проживавшие по берегам Западной Двины ливы, селы и латгалы извлекали для себя немалую выгоду из своего транзитного положения. В экономическом и политическом отношении восток современной Латвии значительно опережал запад, населённый куршами и земгалами. Латгалы, наиболее многочисленное племя, проживали на территориях, значительно превосходящих границы Латгалии XVII – XX веков. Тесные связи с русскими землями способствовали распространению среди латгалов православия.
Тем временем на другом берегу Балтийского моря предки нынешних натовцев и еэсовцев стремились распространить ценности западного христианства на Восточную Европу. Жажда добычи и новых земель привела крестоносцев на берега Двины. Русские и латгалы встали на защиту своих земель, но проиграли. Латгалы потеряли свою независимость и были обращены в католичество, а русские – частью истреблены, частью изгнаны. Легенды о сопротивлении крестоносцам и надежды на будущее освобождение нашли отражение в рассказах о Луочплесисе. Именно Луочплесисе, а не Лачплесисе, так как медведь по-латгальски luočs, а не lācis, как у латышей.
То латыши, а то – латгалы!
Вторжение крестоносцев в Восточную Прибалтику и созданные ими границы существенно повлияли на этнических процессах в регионе. До их вторжения среди балто-славян границы родственных племён проходили с юга на север. Латгалы поддерживали тесные связи с близкородственными литовцами, земгалы с жемайтами и самбами (пруссами). Крестоносцы же в буквальном смысле перечеркнули их: новая граница между Ливонским орденом и Великим княжеством Литовским прошла поперёк древних границ. Литовцы, жемайты и часть селов и куршей оказались в одном государстве, а латгалы, земгалы и остальные селы и курши в другом.
Крестоносцы называли латгалов «лэттигаллами» и «лэттами» (латышами), отличая их от куршей, земгалов и селов. Около 300 лет курши, земгалы, селы и латгалы были объединены под властью крестоносцев и епископов. Жизнь в новом государстве способствовала сближению потомков разных балто-славянских племён. Взаимная близость и родство их языков и культур, внутренние миграции, общее зависимое положение привели к тому, что где-то на рубеже XVI – XVII веков, забыв былые различия, потомки куршей, земгалов, селов и часть латгалов постепенно слились в один народ и заговорили на общем языке. Роль латгалов в этом была далеко не последней: немцы перенесли на новый народ именно название латгалов – «лэтты». Особо стоит отметить латгалов, проживавших на территории современной Видземе к северу от реки Айвиексте. Именно их территорию немцы первоначально называли Lettland. И уже потом, когда эти латгалы растворились среди потомков земгалов и куршей, это название было распространено на большую часть современной Латвии.
Но подобные процессы затронули не всех латгалов (есть точка зрения, что латгалы, жившие к северу от Айвиексте, и латгалы, жившие к югу от Айвиексте, были разными племенами: letgaļi и latgaļi соответственно). Большая часть латгалов сохранила свой язык и не имела прямого отношения к становлению латышского народа. В то время как под властью немецких дворян и бюргеров в Лифляндии и Курляндии потомки куршей, земгалов и части селов и латгалов перемешивались между собой, давая начало латышскому народу, большая часть латгалов оказалась в стороне от этого. Дело в том, что с середины XVI века часть древних латгальских земель оказалась под непосредственной властью Польши.
Запрет на книгопечатание
В то время как большинство латышей стали протестантами, большинство латгалов, находясь под властью Польши, остались католиками. Сильное польское влияние оказалось, пожалуй, решающим в том, что латгалы остались латгалами, хотя они подвергались полонизации. В этот период появилась литература на латгальском языке. Латгальский алфавит был разработан на основе польского (как вам фраза «muny mili latwiszy»?). Польское влияние было сильным в Латгалии даже после присоединения латгальских земель к России в 1772 году. Из-за этого соседи латыши порой называли латгалов «поляками».
Тесные связи с единоверцами поляками и литовцами сыграли злую шутку с латгалами. После очередного польского восстания против России, в котором активное участие принимали литовцы и латгалы, царское правительство в 1865 году запретило печатать книги на латгальском языке латинским шрифтом. Но навязываемая кириллица не находила отклика у латгалов. А рядом были быстро экономически развивающиеся Лифляндия и Курляндия, в которых постепенно развивалось и крепло латышское националистическое движение, которое, выбрав своим флагом найденное в хрониках описание красно-бело-красного знамени славян-вендов, стремилось распространить своё влияние и на Латгалию, в чём оно не встречало отпора: царские власти не доверяли «полякам» и видели в ассимиляции латгалов латышами верный способ ослабить католическое влияние в крае.
В 1904 году запрет на латгальское книгопечатание был снят, после чего на латгальском языке стали выходить книги, журналы, газеты, были открыты латгальские школы. И не только на территории Витебской губернии. В ноябре 1905 года в Санкт-Петербурге стала выходить еженедельная газета «Gaisma» на латгальском языке (редактор Фрицис Кемпс). Но время было упущено. В начале ХХ века аграрная Латгалия не смогла обеспечить становление латгальской интеллигенции, которая возглавила бы латгальское национальное движение и создала предпосылки для появления независимой Латгалии, как это сделала латышская интеллигенция в случае с Латвией.
Латгалия и Латвия
26 – 27 апреля (по старому стилю, 9-10 мая по новому стилю) 1917 года в Резекне был проведён Латгальский конгресс, на котором, в интерпретации нынешних властей, было принято решение отделиться от Витебской губернии и объединиться с Латвией. Некоторые латышские националисты придают большое значение этому событию, которое свидетельствует, по их мнению, не просто о желании латгалов жить в Латвии, но о том, что латгалы являются латышами.
Однако они при этом обращают мало внимания на даты: в апреле 1917 и речи не шло о независимой Латвии. Российская Империя прекратила своё существование, но Российская Республика ещё не была уничтожена большевиками. Временное правительство не допускало распада России, но не выступало резко против национальных автономий – например, 12 апреля 1917 года Временное правительство Российской Республики объявило о предоставлении автономии Эстонии и установило её границы.
Карлис Ульманис примерно в тоже время стал лидером крестьянского союза благодаря своему лозунгу «Свободная Латвия в свободной России!» В таком свете решение Латгальского конгресса о необходимости изменения административных границ внутри России не выглядит очень уж впечатляющим. Как бы то ни было, но депутаты Латгальского конгресса решили присоединиться к Латвии на условиях самоуправления и соблюдения прав латгальского языка.
Кроме того, что значит: присоединиться к Латвии в апреле 1917 года? Ведь первым органом власти, который включал в своё название слово «Латвия» был Исполнительный комитет Совета рабочих, стрелковых и безземельных депутатов Латвии (Исколат), образованный в июле 1917 года. А вот о присоединении Латгалии к Латвии совершенно чётко говорилось на большевистском съезде 3-4 (16-17) декабря 1917 года в Резекне. А уже 16-18 (29-31) декабря 1917 года в Валмиере состоялся большевистский Съезд Советов рабочих, стрелковых и безземельных депутатов Латвии. На нём, как говорила коммунистическая история, «была удовлетворена просьба трудящихся Латгалии»: «исполком Совета депутатов Латгалии обратился в Совет Народных Комиссаров [СНК, Совнарком, большевистское правительство России] с просьбой издать декрет об отделении латгальских уездов от Витебской губернии, т.е. о включении Резекненского, Даугавпилсского и Лудзенского уездов в состав Латвии». Но это уже совсем другое дело.
Как известно, в октябре 1917 года большевики свергли Временное правительство, захватили власть в стране, а в начале 1918 года распустили Учредительное собрание – орган, который должен был определить будущее России. С 1917/1918 Российская Республика погрузилась в пучину Гражданской войны и господства беззакония. Поэтому правовая оценка и беспристрастное изучение событий 1917-1920 годов в Латгалии (одной из частей Российской Республики), в результате чего она оказалась подчинённой Латвии, ещё ждут своих исследователей.
Окончание следует
Самый страшный секрет латвийской истории #1. Народ, который «неправильный»…
Латгалы. Народ, которого «как бы и нет» #2.
Подкарпатские русины. Трагические уроки всему русскому народу