Найти тему
Журнал Авто.ру

7 фактов об интерьере «Атома», который придумал создатель Госуслуг

Оглавление

Салон нового российского электромобиля «Атом», который поступит в продажу в 2025 году, пощупать пока нельзя. Но его уже можно увидеть в готовом варианте, пусть и на картинках. Обо всех нюансах внутреннего мира новинки нам рассказал Александр Павлович — директор по дизайну и пользовательскому опыту.

Над дизайном «Атома» работает полсотни человек

Не секрет, что первые наброски, так называемые «стилевые намерения» облика российского электрокара сделали итальянские специалисты. Однако работа зарубежного ателье Torino Design стала лишь отправной точкой, фундаментом, на котором уже россияне продолжили выстраивать нужную концепцию цифрового минимализма.

То есть речь не просто о шлифовке некой заготовки! Одних только рулей перепробовали 45 вариантов — из них даже собираются сделать музейную инсталляцию. И это не считая других важных вещей вроде подбора и сочетания материалов, интеграции необходимых по требованиям безопасности элементов и так далее.

Александр Павлович, директор «Атома» по дизайну и пользовательскому опыту
Александр Павлович, директор «Атома» по дизайну и пользовательскому опыту

Теперь художественной стороной проекта руководит Александр Павлович — обаятельный и увлечённый человек, успевший поработать в Билайне и Arrival, а также создать портал и сам бренд Госуслуг. Под его началом над «Атомом» трудится команда из 53 дизайнеров. Более половины из них пришли в стартап из автоиндустрии, однако этот опыт не считается ключевым — важнее уметь и хотеть создавать крутые продукты с уклоном в прогрессивный диджитал.

Главные фишки прототипа пойдут в серию

До последнего не верилось, но «Атом», похоже, смог — кузов без средних стоек и с распахивающимися против хода движения задними дверями одобрили для массового производства! Именно под эту концепцию прямо сейчас закупают оборудование и уже монтируют его на выделенной линии завода «Москвич». То есть ключевые параметры электрокара финализированы, обратного пути нет.

Это уже не прототип, а серийный вариант — «Атом» действительно получил кузов без средних стоек
Это уже не прототип, а серийный вариант — «Атом» действительно получил кузов без средних стоек

Устройству боковых дверей «Атом» обещает посвятить отдельный технический семинар, потому пока подробностями конструктивного решения представители компании делятся скупо. Однако нам удалось выяснить, что распахивать створки будут сервоприводы, причём даже дистанционно — по команде со смартфона. Традиционных ручек замков внутри не будет — их заменили кнопками. Но в целях безопасности в нишах подлокотников спрятали аварийные скобы механической разблокировки.

Новаторский интерфейс «Атома» наверняка вызовет споры, но дизайнеры уверены — в итоге людям понравится. Неслучайно каждый месяц рекрутинговые агентства направляют в технический центр марки фокус-группы, при помощи которых инженеры изучают реакцию потребителей на те или иные решения, причём в разных сценариях (город, трасса, парковка). Целевую концепцию аудитория одобрила
Новаторский интерфейс «Атома» наверняка вызовет споры, но дизайнеры уверены — в итоге людям понравится. Неслучайно каждый месяц рекрутинговые агентства направляют в технический центр марки фокус-группы, при помощи которых инженеры изучают реакцию потребителей на те или иные решения, причём в разных сценариях (город, трасса, парковка). Целевую концепцию аудитория одобрила

Футуристический руль со встроенным сенсорным дисплеем тоже удалось довести до серийного воплощения. Разработчики уверены, что разместили экран таким образом, чтобы он не мешал даже хвату «на 12 часов». Понятно, что управлять автомобилем так не стоит, тем не менее некоторые водители любят класть руки на «баранку» строго сверху — и это в «Атоме» учли. А заодно оптимизировали форму руля: до тех пор, пока не появится управление по проводам, обод будет именно таким — почти овальным для удобства маневрирования.

Однако нетипичное размещение тачскрина — лишь одна из смелых идей. Обратите внимание: электрокар не имеет подрулевых рычажков! Их заменили кнопками на спицах штурвала и парой мультифункциональных джойстиков. Они и физические, и сенсорные одновременно. Могут нажиматься, но и на прикосновения реагируют — так обеспечивается многозадачность этих пультов, опять же по аналогии со смартфонами или игровыми приставками.

Александр Павлович рассказывает: одно время переключатели хотели сделать цветными, чтобы сходство с геймерским инструментарием было полным, но затем посчитали это перегибом и отказались от реализации. Тем не менее поворотники, свет и «дворники» на «Атоме» придётся учиться включать по-новому.

-5

Из других необычных решений — оригинальный водительский пульт управления боковыми стёклами. Клавиша всего одна, а чтобы открыть или закрыть нужное окно, придётся сначала выбрать его на отдельном блоке. То есть совершить два действия вместо одного. На первый взгляд, нелогично, но посмотрим, как будет на практике.

Салон остался предельно лаконичным

В «Атоме» изначально хотели освободить пользователя от ненужных действий и объектов внимания, то есть снизить когнитивную и моторную нагрузку на человека. Вот почему интерьер прототипа выглядел так, словно в нём нет ничего, кроме чудо-руля с экраном и педалей. Серийный электрокар эту визуальную линию поддержал, хотя в угоду практичности и сертификационным требованиям всё же получил ряд дополнительных элементов — просто их хорошо замаскировали.

Между развитым центральным подлокотником и передней панелью предусмотрели площадку для размещения дамских сумочек или рюкзаков
Между развитым центральным подлокотником и передней панелью предусмотрели площадку для размещения дамских сумочек или рюкзаков

Если присмотреться, по центру салона можно заметить четыре миниатюрные кнопки — это пульт выбора режимов движения, причём не сенсорный, а аналоговый. Чуть ниже дизайнеры расположили наклонный подиум на два смартфона, в котором предусмотрена беспроводная зарядка стандарта Qi, но при желании получится запитать гаджеты и от розеток типа USB-C.

На верхнем ярусе под потолком разместили видеозеркало заднего вида, кнопку «аварийки», блок системы ЭРА-ГЛОНАСС и консоль с обязательными по нормам безопасности контрольными лампами. Как поясняют в «Атоме», так панель не мозолит взгляд водителю, зато позволяет задним пассажирам увидеть, что они, допустим, не пристегнулись.

Зеркало заднего вида способно работать в аналоговом и видеорежиме. Здесь же разместили блок индикаторов и кнопку «аварийки». А ещё «Атом» получит встроенный видеорегистратор
Зеркало заднего вида способно работать в аналоговом и видеорежиме. Здесь же разместили блок индикаторов и кнопку «аварийки». А ещё «Атом» получит встроенный видеорегистратор

Но самое заметное отличие товарного интерьера — массивный подлокотник между передними креслами. Помимо своей прямой функции, он также будет выполнять роль держателя напитков и… точки подключения к интерфейсу электромобиля! В крышку встроят NFC-метку, одинаково хорошо доступную для всех обитателей салона. Стоит поднести к ней смартфон, как откроется браузер для диалога с различными бортовыми функциями — от подогрева сидений до медиасистемы. А при скачивании фирменного мобильного приложения обещают некий расширенный пакет услуг.

Если присмотреться, на подлокотнике можно увидеть логотип NFC-метки, открывающей на смартфоне любого из пассажиров меню диалога с интерфейсом «Атома»
Если присмотреться, на подлокотнике можно увидеть логотип NFC-метки, открывающей на смартфоне любого из пассажиров меню диалога с интерфейсом «Атома»

Но ответа на главный вопрос — как именно водитель будет управлять основными функциями вроде настройки климатической системы или выбора музыкального трека — пока нет. Создатели «Атома» обещают посвятить этому отдельный технический семинар.

Интерьер может быть светлым или тёмным, но всегда — с чёрным потолком

Будущим покупателям «Атома» на первых порах не светит большой выбор внутренней отделки. Создатели электрокара ограничились стандартным условным разделением: нарядный светлый вариант для эстетов, чёрно-серый — для людей практичных. Материалы — износостойкая экокожа и ткань со специально подобранной текстурой. Смотрится салон в любом случае строго и стильно, однако странно, что для электромобиля с молодёжным уклоном не предусмотрели более ярких и смелых цветовых решений.

Дизайнеры парируют: прогрессивный минимализм «Атома» в том и заключается, что индивидуальность формируется IT-факторами. Александр Павлович приводит пример: положи рядом выключенные смартфоны Samsung и iPhone — разницы не заметишь, зато когда активируешь интерфейс, спутать цифровые оболочки невозможно. Так будет и с электромобилем: операционная система, приложения, сервисы — всё это пользователь сможет гибко настроить под свои потребности. Ну а о других вещах позаботятся производители аксессуаров.

Атмосферная подсветка — не только для красоты и уюта

Фоновая иллюминация в «Атоме» синхронизирована с другими системами машины, в том числе с комплексом ассистентов вождения ADAS. Поэтому контурная подсветка способна реагировать на изменение дорожной обстановки, помогая владельцу и окружающим. К примеру, светодиоды станут предупреждать об опасном сближении и обозначать в темноте распахнутые двери. Но как именно — пока не ясно.

Вытянутый плафон на потолке — часть интеллектуальной контурной подсветки. Это LED-ребро кажется единым, но на самом деле для первого и второго рядов можно будет включать отдельные секции
Вытянутый плафон на потолке — часть интеллектуальной контурной подсветки. Это LED-ребро кажется единым, но на самом деле для первого и второго рядов можно будет включать отдельные секции

«Атом» получился просторнее Камри

Во всяком случае, в этом уверены создатели российского электромобиля. Приводят они и другую метафору — мол, по меркам такси «Атом» относится к классу «Комфорт плюс»: запас для коленей внушительный, ровный пол обеспечивает свободу в ступнях, а кузов без центральных стоек — удобнейший вход-выход.

«Атом» обещают сделать просторнее Toyota Camry, что весьма актуально с учётом планируемых поставок электрокаров в такси и каршеринг
«Атом» обещают сделать просторнее Toyota Camry, что весьма актуально с учётом планируемых поставок электрокаров в такси и каршеринг

Оснащение второго ряда планируется без изысков, но со всем необходимым вроде подвода воздуха к ногам, креплений Isofix для детских кресел и откидного подлокотника с подстаканниками. Кстати, в него же с торца встроены две розетки, причём мощного стандарта USB-C. С одной стороны, полезная штука. С другой, если ехать сзади втроём (а так точно будут делать, несмотря на формальную четырёхместность электрокара), зарядить гаджеты уже не получится. Из любопытного — раскладные крючки для одежды и лёгких сумок на задниках передних кресел.

Пассивную безопасность водителя и пассажиров обеспечат шесть надувных подушек: по паре фронтальных и боковых, а также шторки вдоль оконных проёмов. Всё это будет в базовой комплектации.

-14

«Атом» получит много подогревов

Пока сложно сказать, как силовая установка и тяговая батарея российского электромобиля перенесут морозы. Однако ключевые компоненты к суровым климатическим зонам готовят тщательно. И уже ясно, что обитателям салона мёрзнуть, скорее всего, не придётся, ведь «Атом» получит полный «зимний пакет»: подогревы сидений (включая спинки) обоих рядов, обода руля и ветрового стекла по всей площади.

О багажнике на презентации говорили мало. По картинке видно, что он получит подъёмную полку и, вероятно, подпольное пространство. Паспортная вместимость — от 345 до 1020 литров, причём часть объёма займёт зарядный кабель, ведь спереди его положить будет некуда: под «капотом» плотно установят компоненты силового привода
О багажнике на презентации говорили мало. По картинке видно, что он получит подъёмную полку и, вероятно, подпольное пространство. Паспортная вместимость — от 345 до 1020 литров, причём часть объёма займёт зарядный кабель, ведь спереди его положить будет некуда: под «капотом» плотно установят компоненты силового привода

Что думаете об интерьере «Атома»? Напишите в комментариях!