Это всегда так загадочно и маняще — приоткрыть дверцу, хоть одним глазком подсмотреть, как жили короли и королевы, цари и принцессы в стародавние времена! Какие страсти бушевали, как принимались решения, менявшие ход истории!
Кино дает нам такую возможность.
Поэтому костюмную историческую драму «Игра королевы» с Алисией Викандер и Джудом Лоу, премьера которой состоялась в Каннах в прошлом году, я никак не могла пропустить.
Фильм снял бразилец Карим Айнуз, это его англоязычный дебют. Картина — экранизация романа британской писательницы Элизабет Фримантл «Гамбит королевы» (2013) о Екатерине Парр — последней жене злого и недужного короля Генриха VIII.
Екатерина была шестой по счету женой короля Англии — две ее предшественницы были изгнаны после развода с монархом, одна скончалась от родильной горячки, еще две были обезглавлены (в том числе — наиболее известная в этом списке жен Анна Болейн).
Екатерине Парр пришлось стать приемной матерью для принцев и принцесс, рожденных Генриху прежними женами, в том числе — для Елизаветы, которая унаследовала корону и трон после смерти отца. В фильме повествование ведется от имени Елизаветы, которая с большой симпатией относилась к мачехе.
В фильме мы застаем драматичный момент, когда Генрих уходит на очередную войну и оставляет Екатерину регентов. В стране в этом время поднимают голову протестанты, трактующие Библию по-своему. Возглавляет их движение проповедница Энн Эскью, когда-то — близкая подруга Екатерины. Энн как еретичке грозит сожжение на костре, и Екатерина решает рискнуть репутацией, чтобы спасти свою наперсницу.
Свои интриги плетет епископ, который уверяет королеву, что Господь обязательно пошлет доказательства измен королевы. И по возвращении мужа Екатерина оказывается в неоднозначной ситуации. К которой добавляется ее симпатия к рыжебородому герцогу Сеймуру, вызывающая неизменную ревность монарха. Удастся ли королеве переиграть всех?
Джуд Лоу в роли Генриха — неузнаваем. Что еще раз подтверждает его актерское мастерство. Жестокий тиран, который устал и временами пытается быть сентиментальным — и сразу веришь, что он действительно любит Екатерину. Но буквально через минуту его захлестывает подозрительность, и он провоцирует ситуации, чтобы проверить жену на верность — заставляет ее танцевать на балу с Сеймуром, а потом пристально допрашивает, о чем они шептались.
Мнительный Генрих повсюду ищет предательство и измену.
Алисия Викандер очень сдержанна в роли Екатерины — ее героине постоянно приходится прятать свои чувства за маской и при этом подчеркивать внутреннее напряжение.
И, надо признать, при внешней красоте ее игра меркнет рядом с Джудом Лоу — за его актерской реализацией следить гораздо интереснее. Хотя чувствуется, что расслабиться Екатерина не может ни на минуту, суть ее жизни — постоянное ожидание подвохов.
И не только со стороны властного и подозрительного тирана-мужа. Ее предаст и влюбленный в нее Сеймур — когда на кону жизнь, тут не до джентльменства. Даже при всей любви, как говорится.
Самообладание — главное качество Екатерины. Она видит свою миссию в просвещении. Екатерина Парр — образованная женщина, знает несколько языков, переводит и создает собственный сборник молитв, следит за образованием падчериц и пасынков. Она мечтает «привести королевство к свету».
Царственные супруги показаны на контрасте — возвышенно-духовная Екатерина и плотски-физиологичный Генрих. Акцент за физиологии — король часто показан пирующим (Джуда Лоу сделали толстым), кроме того, у него гниет раненая нога, и от нее такой запах, что придворные морщат носы. Он вожделеет Екатерину — и реализует свое желание, невзирая на ее настроения.
Екатерина вынуждена постоянно балансировать на грани, чтобы уцелеть. И когда ей остается последний выбор, она идет ва-банк. Не уверена, что такой финал логичен. Но как было на самом деле, никто уже не расскажет.
Если вам интересны костюмные исторические драмы и Джуд Лоу, то стоит смотреть однозначно.
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
Читайте на канале: