Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Денег нет, но вы держитесь: ржавеющие военные самолёты в подмосковном музее выживают благодаря волнотёрам. Показываю, до чего их довели!

А не поглазеть ли нам на самолёты? Понимаю: блог железнодорожный и всё такое, но с другой стороны - самолёты тоже разнообразные и интересные, некоторые - редкие, но самое главное - никакого идиотского цветового единообразия, как на железной дороге. Впрочем, качение бочек на РЖД можно и поубавить, так как в последнее время красивые локомотивы начали возвращаться. Интересоваться самолётами я начал буквально "только что" по историческим меркам - в апреле 2024 года, начитавшись "сайта авиационной истории". Ого, оказывается, пока я фоткал "паровозики", над Россией почти перестали летать Ту-134, Ту-154, Ил-62 и другие замечательные советские самолёты, а я ни одного толком и не отснял... Ну разве что - в 2015 году случайно поймал ТУ-154М на территории оренбургского аэропорта. Нужно срочно навёрстывать упущенное! Но сначала не помешает познакомиться с самолётами поближе, для чего я вместе с женой и дочерью провёл день России (12.06.2024) в центральном музее ВВС, который находится в подмосковно

А не поглазеть ли нам на самолёты? Понимаю: блог железнодорожный и всё такое, но с другой стороны - самолёты тоже разнообразные и интересные, некоторые - редкие, но самое главное - никакого идиотского цветового единообразия, как на железной дороге. Впрочем, качение бочек на РЖД можно и поубавить, так как в последнее время красивые локомотивы начали возвращаться.

ЧС6 в окраске завода "Шкода". Ховрино, май 2023.
ЧС6 в окраске завода "Шкода". Ховрино, май 2023.

Интересоваться самолётами я начал буквально "только что" по историческим меркам - в апреле 2024 года, начитавшись "сайта авиационной истории". Ого, оказывается, пока я фоткал "паровозики", над Россией почти перестали летать Ту-134, Ту-154, Ил-62 и другие замечательные советские самолёты, а я ни одного толком и не отснял... Ну разве что - в 2015 году случайно поймал ТУ-154М на территории оренбургского аэропорта.

Не понимаю, почему, но ТУ-154М мне кажется куда более красивым, чем современные самолёты.
Не понимаю, почему, но ТУ-154М мне кажется куда более красивым, чем современные самолёты.

Нужно срочно навёрстывать упущенное! Но сначала не помешает познакомиться с самолётами поближе, для чего я вместе с женой и дочерью провёл день России (12.06.2024) в центральном музее ВВС, который находится в подмосковном Монино. Неподалёку от дома была арендована одна из моих любимых машин "Ситидрайва" - Kia Soul, назад закинута дочь вместе с детским креслом, а вперёд - жена. Час езды по Горьковскому шоссе (по дороге был пойман редкий для Подмосковья автобус МАЗ-203) - и мы на месте! Кстати, в Ситидрайве теперь можно арендовать машины с 18 лет и без стажа вождения (теперь не обязательно покупать собственный автомобиль, получив права!!!), а если при регистрации вы введёте мой промо-код WrmGDB, то получите скидку 50% на первые две поездки.

Выйдя из машины около музея, я тут же увидел в небе целый ТУ-154М! Каков всё-таки красавец. Фотка меня не очень устраивает, но для первого раза пойдёт, как-нибудь потом сделаю получше.

-4

Перед началом прошу вас подписаться на мой телеграм-канал, в котором я размещаю ссылки на все новые публикации, а также оперативно делюсь новостями своего блога.

Новости. Блог ЖД фотографа

Также рекомендую "Всё, что движется": здесь ссылки на публикации о самолётах, поездах и о другом транспорте размещаю я и несколько других, более талантливых авторов.

Всё, что движется

Итак, Монинский музей ВВС, царство спящих самолётов! Как выяснилось, министерству обороны он не очень-то и нужен. У министерства обороны есть деньги на танковые биатлоны, на собственный храм и на прочие невероятно значимиые "достижения", при этом музей военной авиации держится на небольшом количестве музейщиков, которым помогают волонтёры. Большинство экспонатов выглядят достаточно печально, некоторые даже ещё не начали восстанавливать, но кое-какие всё-таки смотрятся прилично. Например, стоящий почти у входа ТУ-16.

-5

Прежде, чем продолжить, хочу напомнить, что мой канал в основном о поездах и городском транспорте. Самолёты теперь тоже будут иногда сюда залетать, но и без них у меня уже больше сотни статей и видео, которые вам будут интересны, так что прошу вас ознакомиться с содержанием канала.

А также хочу подчеркнуть: это в большей степени обзор музея и состояния его экспонатов, а также мои впечатления, поэтому копировать сюда из Википедии технические характеристики самолётов я не буду. Большинство экспонатов музея - боевые самолёты, которые как класс кажутся мне не такими интересными, как гражданская авиация - уж не знаю, почему... Разумеется, в музее есть Су-27 - самолёт, появившийся в 1981 году и состоящий на вооружении по сей день... Не конкретно этот, естественно.

-6

Есть Ту-22: самолёт 1959 года, который больше напоминает не самолёт, а ракету, что вполне нормально для сверхзвуковой машины. Острый нос, острые лобовые окна, установленные у хвостового оперения двигатели явно выделяют данный пепелац из толпы одинаковых Су-27 и МиГ-29, коих в монинском музее целая толпа. А ещё интересно: его пора красить, или это такой боевой камуфляж?

-7

Рядом стоит его младший брат - ТУ-22М. Согласитесь - внешне два абсолютно разных самолёта, а в обозначении лишь добавилась буква "М".

-8

Ил-28 - один из первых советских бомбардировщиков, при этом довольно массовый. За годы производства (1949 - 1955) наклепали их больше 6000 штук!

-9

Весьма интересен и необычен самолёт М-50 конструкторского бюро Мясищева. Мало того, что он сверхзвуковой, так ещё и с шасси "велосипедного" типа, когда стойки шасси расположены на одной линии под фюзеляжем, а также есть небольшие колёсики на кончиках крыльев.

-10

А это - сверхзвуковой самолёт Т-4, он же изделие 100 по кличке "Сотка". В его конструкции применены титановые сплавы, а нос после взлёта поднимается вверх, превращая самолёт в ракету. В серию машина не пошла, но многие её технические решения перекочевали на другие самолёты, например, на Ту-144.

-11

Напротив "Сотки" стоит ещё один Ту-16...

-12

А слева от него, рядом с музейным ангаром расположился Ту-128, украшенный ржавыми подтёками. При этом у меня нет претензий к музейщикам, ведь и ежу понятно, что такое количество самолётов столь малыми силами и средствами содержать в идеальном состоянии невозможно.

-13

Зайдём в ангар с уникальными экспонатами... Дископлан-1. Вы слыхали о таком? Как выяснилось, это советский экспериментальный планер с круглым крылом, созданный конструктором М.В.Сухановым в конце 1950-х годов. А в начале 1960-х был создан ещё и Дископлан-2. В серию это чудо так и не пошло.

-14

Зато в серию пошёл планер Антонова А-11: он отличался высокой механизацией крыла и V-образным хвостовым оперением. Таких было построено 200 штук.

-15

Также в музей попал АНТ-2 - первый советский цельнометаллический самолёт из 1930-х годов. Всего их было построено 2 штуки... Мне одному кажется, что у этого самолёта растут густые чёрные усы?

-16

А этот коротышка называется В-7, конструкции Миля. Представляете, двигатели у этого вертолёта располагались прямо на лопастях! А всё ради того, чтобы отказаться от хвостового винта с его сложной механической передачей. Впрочем, как сказал классик Мединский, "эксперимент, очевидно, неудачный". Вертолёт был построен в единственном экземпляре (хотя закладывалось 5 штук), а подобная конструкция впоследствии не была применена ни на одном серийном вертолёте.

-17

Рядом с В-7 расположились аэросани "Север-2" 1959 года, предназначенные для покатушек по снегу и люду, а также первый советский самолёт-амфибия Ш-2 1930-х годов.

Есть здесь и макеты: под потолком висит Ту-144, а справа от аэросаней расположился БОР-5 - экспериментальная беспилотная уменьшенная копия Бурана для испытания его аэродинамики, акустики и других свойств.

В ангаре я сфотографировал, конечно же, не всё, а только то, что показалось интересным лично мне и что было в принципе возможно сфотографировать, учитывая количество посетителей в день открытых дверей. А теперь - вертолёты! Они занимают в музее две площадки, одна их которых расположена между ангарами. Самыми интересными здесь мне показались Ми-6, а также Ми-10, способный под брюхом перевезти автобус. К боевым же вертолётам Ми-24 я равнодушен. Листайте галерею, все фотографии подписаны.

Напротив вертолётов - ржавеющая, но при этом ещё не плачевная коллекция истребителей Яковлева.

Минуем второй ангар и попадаем на вторую вертолётную площадку. Забраться можно было только в маленький Ми-2, что я и сделал вместе с дочерью.

На этой площадке мне понравился красно-белый Ми-6, у которого почему-то отсутствуют крылья, хотя на остальных Ми-6 они есть.

-23

А теперь мой любимый сегмент - военно-транспортная авиация! В поле грустит в ожидании покраски АН-22 - самолёт, благодаря которому я, железнодорожник до мозга костей, однажды обратил внимание на авиацию как на класс... Дело в том, что до определённого момента самолёты меня не интересовали от слова "совсем", но в августе 2015-го я был в Твери и увидел, как АН-22 заходит на посадку. Кто видел подобное - тот знает, что такое зрелище никого не оставит равнодушным!

А тем временем, военно-транспортная авиация оказалась и в воздухе.

-25

А следом за ней - ещё один Туполь.

-26

Остальные самолёты, расставленные вокруг "Антея", как и он, выглядят очень грустно. АН-10 не красили, вероятно, с советских времён, как и Ан-14, и Ан-24 и Ан-8 и Ан-12 и Бе-32 и М-17... Такое чувство, что государство вообще не знает о существовании этого музея. Иначе почему уникальные самолёты так обделены финансированием?

Единственный самолёт, который выглядит прилично - это ТУ-95. По непроверенной информации, он находится в ходовом состоянии и достаточно лишь налить в него керосин, чтобы он полетел выполнять боевые задачи. Очередная байка?

ТУ-95 Медведь
ТУ-95 Медведь

Самый грустный экспонат - Ил-76. Когда-то он был белым с синими полосами, а сейчас - ржаво-козявочно-жёлтый. Зато можно забраться внутрь, отстояв часовую очередь. С гордостью заявляю: моя 4-летняя дочь вместе с нами отстояла её как ни в чём не бывало, после чего с интересом лазила по кабине пилота и по грузовому отсеку... Да и мне тоже было интересно.

Очень плохо себя чувствуют на задворках музея красавец-самолёт Ил-18 и привезённый по частям ТУ-134 (левее), ожидающий сборки. Дождётся ли?

-30

Чуть получше выглядит Як-40, а вот Як-42 и Ил-62 - опять печальные...

Ту-114 - самый быстрый турбовинтовой самолёт в мире... Разве заслужил этот красавец такой участи? А ещё стоит обратить внимание на приставленный к нему интересный советский самоходный трап. Я очень надеюсь, что настанет в России прекрасный день, когда власть имущим станет не наплевать на музей, и он получит государственное финансирование. Ей богу, если часть моих налогов будет отправлена на содержание красивых самолётов, я буду только рад... Уж лучше на это, чем на ракеты, которые будут бороздить не просторы вселенной.

-32

Главный красавец музея, сверхзвуковой Ту-144, при беглом взгляде смотрится прилично, но несколько подтёков явно не помешало бы закрасить. А ещё внутрь самолёта когда-то пускают, но в день России он был закрыт.

-33

Напротив Ту-144, по другую сторону дорожки, стоит на ножках орбитальный самолёт МиГ-105.11, который в конце 1970-х даже успел совершить 7 испытательных полётов. А слева от него - выстроена в ряд очередная группа боевых самолётов: в основном, одинаковые МиГи-29, МиГ-23, а под носом у ТУ-144 расположились Су-7 и Су-25 "Грач". Объединяет все эти пепелацы одно: довольно грустный внешний вид.

Посреди музея красуется ТУ-95К - один из самых быстрых турбовинтовых бомбардировщиков и единственный боевой самолёт, который меня действительно впечатлил своими размерами и своими винтами. А ещё у него есть пассажирский брат-близнец под названием ТУ-116: всего было 2 штуки, а целым до наших дней сохранился только один.

-35

А мы тем временем подходим к концу экспозиции, и оказавшись вновь у входа, я наконец смог сфотографировать самолёт-огурец ТУ-4, который в начале был плохо освещён и закрыт огромной толпой. Самолёт, на мой взгляд, несуразный, зато построено их было не менее 1000 штук. При этом, как и многое в послевоенной советский промышленности, машина была копией американского Боинга Б-29.

-36

Напоследок - экспонат, расположенный непосредственно у входа: вертолёт В-12 конструкции Миля. По конструкции он больше напоминает не вертолёт, а самолёт: у него есть хвостовое оперение и крылья, на концах которых расположились двигатели с винтами. Первый вертолёт совершил полёт в 1968 году, а второй и последний - в 1973... Но пока шли проектные работы, испытания, отладка - необходимость в самых больших на свете транспортных вертолётах отпала, и в итоге оба экземпляра оказались экспонатами музеев.

-37

Идём к выходу, а тут - ухоженный велосипед ХВЗ "Турист" стоит! Я тоже езжу на ХВЗ, только на "Украине", так что сфотографировал раритетный аппарат на память. Интересно, а каково ездить на нём в мокрую погоду без крыльев? А без багажника это вообще уже не "турист". Это уже "спортсмен" получается.

-38

Мы покидаем Монинский музей. При выезде с его территории на Горьковское шоссе была замечена красивая будка в стиле сталинского ампира с изящными капителями, будто привезёнными из эпохи возрождения. Если это бывшая проходная войсковой части, то мне остаётся лишь в очередной раз восхититься советской архитектурой, при которой даже трансформаторные подстанции во дворах и сторожевые будки могли быть произведениями искусства.

Мне Монинский музей показался очень интересным, хоть и немного грустным, и совершенно точно ему необходимо щедрое государственное финансирование. Кто-то называет его кладбищем самолётов, а по-моему, самолёты с вертолётами здесь не похоронены. Они здесь спят в ожидании момента, когда наше государство начнёт интересоваться собственной живой историей. Я верю: настанет день, когда наверху будет принято решение если не о приведении всей музейной техники в лётное состояние, то хотя бы о косметическом ремонте; будут выделены деньги, и мы снова увидим в воздухе хоть какие-нибудь из этих уникальных экспонатов... Но это будут совсем другие люди и совсем другая история.

С вами был Блог ЖД Фотографа. Тыкайте лайк, пишите своё мнение в комментариях, и делитесь публикацией с друзьями, пусть тоже посмотрят на удивительные летательные аппараты из нашего прошлого.

До скорого!

Оглавление канала: