Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

"Электронщина" в классической музыке

Оглавление

Если вы думаете, что вся палитра электронных инструментов ограничена синтезаторами, электрогитарами и разными примочками, которые в ходу только в музыке эмбиент, у рок- и поп-групп, то вы ошибаетесь, друзья!

Три музыкальных инструмента, которые родились в рамках академической музыки - вашему вниманию!

Терменвокс (1920)

Существует ли инструмент, к которому не надо прикасаться руками, чтобы он зазвучал? Да, и имя ему - терменвокс!
В названии этого инструмента "спрятана" и фамилия его создателя - Льва Термена - отечественного физика и изобретателя. Дословно "терменвокс" можно перевести как "Голос Термена". А по звучанию он очень напоминает либо теплый женский голос, либо пение виолончели.

И все-таки, как же он играет, если его не касаться?
Он звучит в результате движений рук исполнителя в электромагнитном поле внутри двух металлических антенн терменвокса. Изменение высоты звука - правая рука, громкость звука управляется приближением другой руки к левой антенне. И главное - никаких ладов (как на гитаре), никаких указателей высоты и громкости - все только на слух исполнителя!

Создатель инструмента Лев Термен и его детище
Создатель инструмента Лев Термен и его детище

Волны Мартенó (1928)

Инструмент был создан в 1928 году. Французский музыкант Варез Мортено хотел добиться, с одной стороны, простоты в игре на инструменте (в оппозицию к сложному в освоении терменвоксу), а с другой – ещё дальше расширить тембровые горизонты.

Принцип игры на Волнах Мартено:
Левая рука лежит на "ручке управления" и может менять как громкость звука, так и тембр, создавать шумовые и ударные эффекты.
А вот правая рука может играть как с помощью клавиатуры, так и с помощью специальной рукоятки под ней. Все очень просто! Если играть с помощью рукоятки – кольца, натянутого на нить вдоль клавитуры – можно достигать эффектов глиссандо и вибрато.

Особенно этот инструмент полюбил Оливье Мессиан:

Seaboard (2013)

А теперь - об инструменте, поражающем воображение, и за которым, вероятно, будущее в мире как классической, так и популярной музыки.

Архетип Seaboard — король всех инструментов, рояль. Однако если электронным фортепиано или синтезатором с десятками семплов никого уже не удивишь, то Seaboard позволяет сделать со звуком все, что вы только пожелаете!

Прикасаясь к клавишам, вы можете:
• повысить громкость уже звучащего тона благодаря увеличению силы нажатия
• сделать вибрато на одном звуке благодаря колебаниям пальца — как на струнных инструментах
• плавно повышать высоту звука, передвигая палец выше по клавише
• сделать ровное глиссандо, проведя по верхней части клавиатуры.

Вы представляете, какие возможности это открывает? Seaboard был изобретен всего 11 лет назад
 а пока предлагаем вам несколько интересных записей. И ждем композиторов, которые откроют все возможности этого инструмента :)

А пока что - Прелюдия Баха из виолончельной Партиты №1:

Гимнопедия Эрика Сати:

И музыка Ханса Циммера:

Кстати, об электронной музыке!

Знали ли вы, что у внука Сергея Прокофьева - Габриэля Прокофьева - есть концерт для диджейских вертушек с оркестром?

-2

Но об этом мы, пожалуй, расскажем в следующий раз. До встречи! :)