Наверняка каждому из вас попадались в интернете фотографии, сделанные в первой трети XX в.Макаром Евсевьевичем Евсевьевым, ученным языковедом, фольклористом и этнографом, на которых запечатлена мордва во время языческих молений. Например, такая:
О языческих традициях мордвы М. Е. Евсевьев в своих трудах писал неоднократно. Так, профессор Г. А. Корнишина в своей статье "Проблемы религиозно-обрядовых традиций мордвы в трудах М.Е. Евсевьева" приводит сведения из отчета Переводческой комиссии за 1893 год о религиозных представлениях мордвы деревни Кардафлей Городищенского уезда Пензенской губ., где М. Е. Евсевьев указал на то, что представления о полной христианизации как жителей данного селения, так эрзян и мокшан вообще значительно преувеличено. Оно исходило из того, что мордва приняла всю «внешнюю сторону христианства», придерживаясь по сути своих дохристианских воззрений: «она усердно соблюдает все посты, ходит в церковь, ставит свечки перед иконами и в то же время, кажется, еще усерднее исполняет все древние языческие обряды». Также М.Е. Евсевьев доказал, насколько прочно дохристианские обряды вошли в религиозное сознание мордвы, переплелись с обрядами христианскими, слились с церковными праздниками.
Как же такое могло быть, ведь устоявшейся датой принятия христианства на Руси является 988 г.? Однако несмотря на это, эрзя и мокша, проживающие на территории мордовского края (да и не только, пожалуй), приняли данную религию гораздо и гораздо позднее, сохраняя при этом двоеверие... Об этой интересной особенности и поговорим!
За ответом на выше заданный вопрос я обратилась к краеведу Алексею Лукичу Хвощёву и его книге "Очерки по истории Пензенского края", изданной чуть больше 100 лет назад, в 1922 г.
Автор анализирует причины, побуждавшие мордву покидать насиженные места, и одной из них называет именно христианизацию... Приведу вам оттуда выдержки, мои замечания будут в квадратных скобках:
Единичные обращения мордвы в христианство начались в первые же моменты появления в мордовском крае русского населения [вероятно, автор имеет в виду середину XVI в.]. В соседних с Пензенским краем губерниях, Тамбовской и Нижегородской, с целью распространения между мордвою христианства, раздавали мордву в крепость помещикам и строили особые монастыри или поручали существующим миссионерское дело (...) и им же раздавали в вотчины мордовские поселения. Однако, эти способы распространения между мордвою (и отчасти татарами) христианства оказались на первых порах мало пригодными. Из поместий и монастырских вотчин мордва часто убегала, а на насильственные крещения отвечала сопротивлением или даже насилием. Так, в начале смутного времени, как это было замечено раньше, мордва, бросившаяся на Алатырь, разорила монастырь, разогнала монахов и утопила одного за другим трёх игуменов.
В Пензенском крае таких монастырей правительство не строило, но древнейший в крае монастырь Пурдошанский (с. Б. Пурдышки, Краснослободского уезда) основанный в 1589 или 1590 гг. взял на себя по своему почину эту миссионерскую роль, а в дальнейшем стал действовать также, как действовали перечисленные выше монастыри, то есть приобретал разными способами мордовские ненаселенные и населенные земли, а в последних пробовал крестить без достаточного подготовления мордву. Результат получился тот же, что и там: соседи инородцы стали в резко-враждебные отношения к монастырю, монахам и христианству.
Далее автор рассказывает об истории рязанского архиепископа Михаила, который в 1650-х гг. крестил мордву и татар Тамбовской губернии. И когда они стали отказываться от крещения, на помощь миссионеру были вызваны служилые люди. Это насилие привело к трагедии: ✔ "Очевидно эта "подмога" и довела мордву до высшей степени ожесточения. (...) началась перестрелка и архиепископ Михаил был смертельно ранен стрелой".
И как подводя итог этой трагедии А. Л. Хвощёв подчеркивает, что гораздо большее влияние, чем разные насильственные меры, на распространение христианства между мордвы оказывало совместное сожительство мордвы с русскими: ✔ "В селениях смешанных из мордвы и русских, особенно попавших в руки русских помещиков, христианство между мордвой распространялось довольно быстро. Тем не менее, в течение всего XVII в. обращения в христианство были скорее всего случайные, единичные (...)".
В конце XVII в. правительство предпринимает ряд мер к усилению распространения христианства между мордвою и татарами края - предоставляет новокрещенам разные льготы или угрожает новыми стеснениями за неприятие христианства. Так, в 1681 году издан был указ об отписке у мурз и татар поместий и вотчин, населенных христианами, а велено испоместить их иноверцами мордовю: если же мурзы и татары крестятся, оставить за ними прежних крестьян и давать им еще жалованье, а мордве сказать, чтобы они крестились все, за что во всех податях получат льготы на 6 лет. Таким образом, чтобы не попасть в крепостное право к помещикам-татарам, мордва должны были креститься, а татары-помещики должны были сделать тоже самое, чтобы не потерять поместий. Но если последние крестились очень охотно (княжеские татарские роды Девлеткильдеевых, Енгалычевых, Кугушевых, Бибарсовых, Мансыревых, Кулунчаковых и др.), то мордва крестилась очень мало и очень неохотно, вполне справедливо не доверяя обещаниям указа 1681 г. Дело в том, что местное начальство в своих корыстных целях старалось взыскивать подати и с новокрещенов, и мордва и крещенная, все-таки попадала в крепостную зависимость (...). Естественно, что малокультурную, с трудом разбиравшуюся в русских порядках мордву обманывали и под видом разных деловых и иных обязательств записывали в крепость за помещиками.
Итак, преимущественно насильственное крещение мало способствовало общей христианизации в XVII в. и в результате, политика несколько изменила свой вектор:
Общее крещение пензенской мордвы совершилось в 40-х и 50-х гг. XVIII в. Именным указом 11 сентября 1740 г. дана была Казанской новокрещенской конторе целая инструкция к обращению в Приволжском крае инородцев вообще и в частности мордвы. Указом рекомендовалось крестить инородцев без всякого принуждения, через особых протопопов, посланных в разные уезды. Приказано было, чтобы восприемниками были "старинные русские люди", дабы они могли наставлять в вере новокрещенных; рекомендовано сближать всеми мерами крещеных инородцев с русскими и особенно через смешанные браки; велено было крещенную мордву выселять в иные места и селить совместно или с русскими людьми, или совместно друг с другом, освобождать от податей и рекрутчины, а то и другое возлагать на некрещеных, "дабы эти последние, видя свободное житие новокрещенных, из своей воли христианскую веру восприняли".
Местом поселений для новокрещенных избраны были преимущественно Саратовские степи. Здесь велено было отмежевать участки всяких угодий на 1000 дворов, обнести отмежеванную палисадником, землю под пашню разделив всем "по пропорции", выбрать удобные лучшие места под строение церквей и на каждые 250 дворов построить по одной деревянной церкви и к каждой церкви определить священников по 2, диаконов по 1, церковников по 3 человека; велено новокрещенным выдавать по кресту, рубаху с портами, сермяжный кафтан, шапку с рукавицами, обувь; родовитым-вещи получше; всем взрослым свыше 15 лет - деньгами по 1 р. 50 коп., мальчикам от 15 до 10 [лет] и взрослым женщинам-по 1 руб., детям от одного до 10 лет - по 50 коп. и в каждое крещеное семейство по образу; учредить школы и новокрещенных грамотных из инородцев ставить в клирики без всяких пошлин.
Проповедники были посланы в Пензенскую губернию, в уезды Пензенский (и Городищенский), Саранский (и Инсарский), Керенский и, нужно полагать, Краснослободский. (...). Уже в 1741 г. "иноверцы целыми деревнями и сотнями, как мужского пола, так и женского крещением просветились".
Крещение всей пензенской мордвы совершилось в 1741-1749 гг. (...).
В Краснослободскому езде были крещены целые деревни: Рыбкино, Самаевка, Мамолаево, Толковка, Мамангино, Сетинеево [???], Зайцево, Потьма, Кретинка [???], Борки, Поникедовка, Каньгуши, Потякши, Устатово [Тустатово], Старые и Новые Пичингуши, Ст. Тештелим, Синдорово, Колопино, Полянки и прочие, при чем в некоторых из этих деревень тогда же устроены храмы - в Рыбкине, Каньгушах и Синдорове. (...)
Из указа 1740 г. видно, однако, что крещение не всегда совершалось согласно истинным убеждениям мордвы, так как приемы привлечения их в церковь были часто насильственны (протопопы разъезжали с командами солдат и покушались иногда крестить даже своих проводников из мордвы, разоряли молебные избы, вырубали священные рощи и т. п., а побуждения со стороны мордвы чаще всего корыстны. Мордва, более преданная своей отцовской вере, или бежала от крещения в глушь лесов и за Волгу, или, пассивно принимая крещение, переселялись в Саратовскую губернию.
40-ые года XVIII века - момент массового выселения мордвы из Пензенского края. Христианами на первых порах мордва были плохими. Некоторые ради "премий", о которых говорил указ 1740 г., крестились по дважды, другие крестились из-за освобождения от податей, третьи - ради переселения в глушь Саратовской губернии. Когда у Новокрещенской конторы не хватало средств на выдачу премий, многие задерживались с переходом в христианство. Словом, часто переход в новую веру не был искренним.
Крещенная наскоро, без достаточного приготовления и убеждения, мордва в душе оставалась язычниками, и меры воздействия на нее священников не приводили ни к чему. Если же, как это было обычно дня того и последующего времени, священники при помощи властей начинали подвергать мордву наказаниям за язычество, мордва враждовала против таких священников, и последние обычно наживали себе одни неприятности.
С течением времени между теми и другими установился компромисс: молебных изб мордва не строила, а молилась старым богам по лесам и оврагам. И эта вера в старых богов, в качестве пережитка. сохранилась до настоящего времени и иногда, особенно в годины бедствий, вспыхивает ярко. Хранят старую веру больше женщины; мордва молится по лесам, служит "молебны" своим богам у священных родников, приносит в калдусах [скотных дворах ?] жертвы и т. д.