Когда кубанский отряд Покровского ушел на юг в предгорья Кавказа, а главные силы Добровольческой армии повернули от Кореновской на Усть-Лабинскую для советского главнокомандующего А.И. Автономова стало очевидно, что вектор наступления контрреволюционных сил сменился с северо-восточного направления на южный.
На южном направлении для борьбы с «филимоновцами» Покровского была создана оперативная группа в составе так называемой Южной армии: Варнавинский полк (во второй половине февраля 1918г. прибыл из Трапезунда в Новороссийск, в полном составе во главе с штабс-капитаном Мариным перешел на сторону Советской власти), Северо-Кавказский полк Д.П. Жлобы, отряд Рогачева.
Попытка кубанского отряда Покровского разгромить красногвардейский отряд П.Г. Чистова в районе аула Шенджий окончилась неудачей. Покровский под Шенджием оставил заслон (100 казаков под командой полковника Кузнецова) и перенес направление удара на Пашковскую переправу, впоследствии её захватив. Отряд Кузнецова, поддавшись панике, бросил позиции и был добит красногвардейцами.
После соединения в Новодмитриевской кубанского отряда и Добровольческой армии Северо-Кавказский полк Жлобы, Варнавинский полк, Костромской и Ярославский отряды отошли к станции Энем, где организовали оборону, прикрывая Екатеринодар с юга.
В советской исторической литературе считалось ошибкой Автономова, прекращение преследования Добровольческой армии от станицы Усть-Лабинской и неумение бить противника по частям. Но так ли это? Рассмотрим, была ли у Автономова возможность организовать эффективное преследование. В марте 1918г. в Красной гвардии практически отсутствовала служба тыла, и все отряды оперировали вблизи железных дорог, так называемая «эшелонная тактика». Крупный отряд проблематично было снабжать продовольствием и боеприпасами вдали от железных дорог, а недостаточно дисциплинированные красногвардейцы могли запросто просаботировать приказ командования, устроив митинг. К тому же переходы по 50 км в сутки для Красной гвардии образца весны 1918г. – это несерьёзно, выборные командиры даже силой оружия не смогли бы заставить свой личный состав на такое. Красные командиры в большинстве своём из унтеров царской армии не имели опыта вождения крупных войсковых подразделений, а во главе Добровольческой армии стояли генералы и офицеры, хорошо владевшие теорией и практикой военного искусства. Поэтому, исходя из сложившейся ситуации, Автономов принял единственно верное решение – оборона, ключевого пункта и цели всего кубанского похода Добровольческой армии – Екатеринодара. Советские войска, разбросанные по всей Кубани, получили приказ выступать к Екатеринодару.
На рубеже Новодмитриевская – Энем оборону занимали Дербентский полк (командир И. Кравцов), Варнавинский полк (командир Морозов), Ильский отряд Ф.И. Беличенко, Северский отряд Новикова, Филипповский отряд И.Д. Погибельного, отряды М.Н. Абраменко, Н.Е. Батлука, Е.М. Воронова, Г.И. Мироненко, М.Н. Демуса, Д.П. Жлобы, Ф.И. Рогачева, а также станиц Костромской, Новодмитриевской и Ярославской, при поддержке двух бронепоездов. Силы довольно представительные и способные выдержать натиск добровольцев. Но добровольцы здесь наступать и не собирались.
После реорганизации Добровольческая армия состояла из двух пехотных и одной конной бригады (по два полка в каждой), общей численностью около 6.000 чел. Инициатива находилась в руках белогвардейцев, а красные ушли в глухую оборону. Лидеры кубанской контрреволюции и белогвардейское командование рассчитывали на поддержку кубанского казачества, но последнее в своей массе в этот период было лояльно Советской власти.
Грамотный военачальник Лавр Корнилов понимал, что топкий и весь в плавнях левый берег Кубани лишит маневренности на поле боя Добровольческую армию, а красным позволит эффективно обороняться за водными преградами. К тому же Покровский проинформировал его об результатах Энемского боя, прошедшего в этих местах двумя месяцами ранее. Таким образом, южное направление было полностью бесперспективно – только демонстрационные действия. Нужно было искать другое решение, и Корнилов его нашёл – атаковать Екатеринодар с запада, переправившись через Кубань на пароме у станицы Елизаветинской.
Продолжение:
1-й Кубанский Ледяной поход. Переправа у Елизаветинской
По теме:
Кубань 1918г. Бой у станции Энем
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.