Здравствуй, читатель. Сегодня мы поговорим о зрительном контакте у аутистов. И мои предположения на эту тему.
Мы знаем, что практически всегда у ребенка с аутизмом отсутствует стабильный зрительный контакт, даже с очень близкими людьми. При этом очень часто бывает скользящий взгляд, либо даже взгляд "сквозь человека".
Объяснений этому может быть несколько.
Если мы немного углубимся в поведенческую психологию, то мы узнаем, что лицо и глаза для любого животного, а так же человека имеют очень большую роль в качестве сигнала. Например, сигнал о выражении силы или опасности. При этом лицо и взгляд участвуют напрямую в социальном взаимодействии. Если отталкиваться от этого и принимать тот факт, что ребенок с аутизмом гипер- или гипосинзитивен, то сам глазной контакт у него либо вызывает неприятные ощущения/чувство тревоги и опасности, либо, в принципе, не несет ни какой социальной значимости.
Интересно то, что в некоторых случаях дети с аутизмом не переносят не только зрительный контакт с живым человеком, но так же с игрушками или животными. Скорее всего это связано с постоянным чувством тревоги и страха.
Вы, может быть, замечали, что у таких деток часто бывает взгляд вверх и в сторону. Положение вверх как бы говорит, о понимании того, что обращенный голос идет сверху (установка с младенчества: мама над ребенком), но при этом уход взгляда в сторону, говорит о том, что у ребенка обостряется защитное чувство, необходимость контроля всего, что происходит по сторонам. При этом, конечно же, в жертву приносится область перед ребенком.
Ввиду того, что зрительный контакт является одним из первых в социальном взаимодействии, и одним из самых важных, а Курт Левин, вообще ставил на один уровень зрительный контакт и прикосновение руки, благодаря взгляду устанавливается самая ранняя коммуникация, сначала с матерью, а потом и с близким окружением. При аутизме эти процессы нарушаются.
И здесь уже идет по нарастающей. Сначала нарушается первичная коммуникация с матерью, затем страдает эмоциональная ориентировочная реакция, непонимание эмоционального состояние окружающих. Так же затрудняется дифференциация "свой-чужой", которая в норме должна развивается с 7-9 месяцев. Очень часто от родителей детей с аутизмом можно услышать, что ребенок до года вообще не боялся чужих, ему было все равно, кто его взял на руки. Многие ошибочно думают, что это говорит о хорошей коммуникации ребенка.
На самом же деле, с возраста,примерно, 7 месяцев, когда у ребенка созревают соответствующие мозговые структуры, ребенок начинает бояться чужих. Далее ребенок будет изучать эмоциональную реакцию матери на чужих людей, и только потом принимать решение о социальном взаимодействии.