Мне вот не раз писали о том, что в СССР тоже снимали плохое кино, а я вот пишу о хорошем. Так вот… Да, в СССР снимали разное кино, я согласен. Конечно, может возникнуть вопрос – а что считать именно плохим кино? Начать с того, что все люди, в общем-то, разные. Я скажу так – я в детстве, с родителями, ходил в кинотеатр на «Зимнюю вишню». Скажите мне – это хорошее кино, или плохое? Потому что мне на тот момент (да и сейчас тоже, если разобраться), этот фильм не кажется хорошим или интересным. Или вот – я знаю про все проблемы с фильмом «Лунная радуга» Андрея Ермаша. Знаю про все «косяки» с ним. Знаю, что этот фильм – далеко не шедевр. И я всё равно смотрел «Лунную радугу» несколько раз, и, наверное, ещё пересмотрю. Потому что мне книга Сергея Павлова очень нравится, и я рад хотя бы такой экранизации…
Знаю я и о том, что «Дознание пилота Пиркса», советско-польский фильм, тоже… не особо хорош. Тем не менее – сравнительно недавно я пересмотрел его. Да, от оригинала отличается. В книге как-то всё поинтереснее было, спецэффекты – обнять и плакать… Но есть и сильные моменты – например, руки Калдера. Да и вообще, сам по себе фильм оказался не так уж и плох, как мне кажется…
Надеюсь, никто не скажет, что к плохим фильмам можно отнести «Гостью из будущего», или, например, «Москва-Кассиопея» с «Отроками во Вселенной»? Или – «Через тернии к звёздам»? Нет, есть такие люди, что ругали «Гостью», я серьёзно. Я могу сказать, что «Остров ржавого генерала», или там «Лиловый шар», оказались… сильно хуже, чем хотелось бы, особенно «Лиловый шар». Но, как мне кажется, это именно, что единичные случаи. Если же говорить обо всех советских фильмах, то, плохие, конечно, там попадались, но про них можно было сказать, что они – статистическая погрешность. То есть, они, конечно, были, но их мало кто смотрел, а если кто-то и смотрел – то почти сразу их и забыл. Собственно, это и есть правильный подход – если фильм не нравится, если он реально не интересный, то зачем его помнить, не так ли?
Но, тем не менее, вполне себе можно сказать, что в СССР, в самом деле, снимали «не очень хорошее кино». В конце концов, может, кто-то что-нибудь даже сможет назвать. Опять же, вкусы у всех разные. Я могу вот, покритиковать, «Сталинград» Озерова, так как там уже ощущалось такое… «дыхание перестройки» и «вот это вот всё» – с «вопреки» и тому подобными вещами. В общем, фильм ругают, если кто-то не в курсе. Но! Проблема-то, не в том, что «В СССР снимали такое кино», а в том, что сейчас, процентов девяносто, если не больше – именно «плохое кино». Если в СССР, по большей части, снимали кино, чтобы показывать людям, чтобы как-то их развлекать, чему-то учить и показывать что-то интересное, то сейчас снимают фильмы или ради того, чтобы заработать денег (и нет, поймите меня правильно, я не говорю, что зарабатывать деньги – плохо!). Просто, одно дело – снять кино, его будут смотреть, смотреть и ещё раз смотреть, и оно будет приносить какие-то деньги снова и снова, и совсем другое – снять кино, оно один раз прокатится в кинотеатрах, и больше его никто смотреть не будет. Или снимают (точнее, снимали), ради того, чтобы поучаствовать в каких-нибудь западных конкурсах или фестивалях. И это, конечно, хорошо и здорово, только вот, есть нюанс – фильм непременно должен быть о том, что в России всё плохо, а в СССР был вообще Ад и Кошмар.
И вот именно по этой причине и не могут сейчас снимать фильмы, которые на самом деле хотелось бы смотреть и пересматривать. Вот, к примеру, в мае я ходил на «Сто лет тому вперёд». Если говорить о фильме максимально беспристрастно, то с повестью Кира Булычёва его роднит только Алиса Селезнёва, её папа (немного), путешествия во времени и… собственно, всё. Название такое дали, скорее всего, только, чтобы заманить на фильм как можно больше народу, чтобы собрать кассу. Потому что даже пираты не были похожи на пиратов из советской «Гостьи», и на себя же в других произведениях про Алису Селезнёву (как можно предположить, я про Алису в своё время, читал почти всё). Так вот, я не буду говорить о том, что это плохой фильм. Постановка там неплохая, актёры играют «плюс-минус» неплохо, даже Петров, такое ощущение, попадает в образ (сами знаете, что Петров очень хорошо может играть только Петрова). И я даже не буду говорить о том, что в фильме есть косяки (на самом деле, а где их нет?). Но! Я не буду говорить о том, что фильм хороший, и что я обязательно его пересмотрю. Нет, я не буду его пересматривать. Уверен, что и никто не будет. Потому что фильм получился просто на один раз. Как и всё остальное кино, которое сейчас снимают. Тут можно было бы вставить тот анекдот про «Я снимаю шляпу», но, как мне кажется, понятно и так…
И вот тут какое дело – я привёл тут, на канале, несколько примеров фильмов о Великой Отечественной. И что? Из всего, что было снято примерно за десять лет – «28 панфиловцев», достаточно неплохое кино, «Подольские курсанты». И… всё. Остальное – или полностью перевирает реальные подвиги реальных людей и реальные события (например, «Девятаев» или «Несокрушимый»), или из реальной истории делает вообще непонятно что – как, например, «Зоя», или «Лётчик», или «Несломленная» (она же «Битва за Севастополь»). И я знаю, почему они так снимают – да и вы все знаете это. Но! Проблему плохого кино, которого сейчас именно, что девяносто (или более) процентов, это не решает.
А вот, в СССР, всё же, хороших, интересных и просто качественных фильмов снимали сильно больше, чем сейчас. К примеру, в октябре, я просто от скуки, пересмотрел «Гардемарины, вперёд». Хорошее кино, не так ли? О продолжениях я говорить не буду – «Виват, гардемарины», может, и неплохой фильм, но я его почти не помню, а третий фильм я просто не смотрел, сколько не пробовал. Так вот, если мне не изменяет память, тут продолжение вышло недавно. И… оно было совершенно несмотрибельным! Почему? Сложно сказать. Там и с сюжетом всё плохо, и актёры – не самые плохие, кстати! – играют из рук вон плохо, и, вообще, «не взлетело!». Хотя – и режиссёр та же, если мне память не изменяет, и часть актёров тоже. А вот фильм не получился! С другой стороны – сегодня, вроде как день ВДВ, да? Я сам к этому роду войск отношения прямого не имею – просто общаюсь с некоторыми десантниками, песни «Голубых беретов» слушаю, читаю много. Так вот, я с удовольствием пересмотрю «В зоне особого внимания». Потому что это – отличное кино, снятое в СССР. А вот сейчас, что интересно, не снимают таких фильмов. Почему – я не знаю. Кстати, я сто раз, наверное, этот фильм смотрел, и ещё столько же пересмотрю. Хорошо снято потому что.
Так что, если «в СССР тоже снимали плохое кино», то вот сейчас «иногда снимают что-то хорошее». Разница, вроде, видна…