Задумка написать на эту тему возникла у автора в процессе прочтения очень интересной и увлекательной книги К. Керама «Первый американец». При этом в ней поражало, с одной стороны количество неразгаданных вопросов по древней истории Северной Америки, а с другой, как можно просто дать на них ответы, если положить на сценарий Атлантической импактной гипотезы Всемирного Потопа. Согласно нашей гипотезе этот континент принял на себя самый мощный удар стихии. Именно поэтому на его поверхности так ярко проявлены разнообразные следы произошедшей катастрофы, в виде уникальных природных объектов, часть из которых мы уже рассмотрели в статьях: «Признаки ударного события в Атлантике - загадочные Каролина бэйс», «Как образовался Гранд-Каньон Часть 1. Следы катастрофы на плато Колорадо», «Как образовался Гранд-Каньон Часть 3. Процесс образования», «Как образовались Брайс-Каньон и Коралловые дюны», «Всемирный Потоп и солёные озёра. Америка» и «Как образовались пустыня Белые пески и Карлсбадские пещеры». Однако, несомненно, главное, что нас интересует больше всего - это история человечества на этом континенте. Ведь по нашему предположению, во время произошедшей около 2700 лет назад космогенной катастрофы, человеческая цивилизация здесь была уничтожена полностью, а затем, за относительно короткое время смогла вновь возродиться. Рассмотрение Северной Америки в этом ракурсе привлекательно еще и тем, что здесь, в попытке докопаться до истины, мы отбрасываем огромный пласт истории продолжительностью почти 600 лет, от современности до открытия Америки Колумбом, который очень мешает при изучении древних цивилизаций Старого Света. Слишком уж много, как мы теперь знаем, в их истории надуманного. А здесь всё проще и правдивей. Мы знаем, что было на этом материке, когда на него ступили испанцы, и знаем что раскопали, начиная с конца 18-го века, археологи. Эти обстоятельства явились дополнительным побуждающим фактором для написания серии статей на эту тему, в которых, я очень надеюсь, любопытный читатель откроет для себя много интересного.
Северная Америка 600 лет назад
Для начала нашего повествования давайте посмотрим, что же увидели европейцы в этих краях, когда 600 лет назад впервые ступили на эту многострадальную землю. Ниже будут приведены данные историков, археологов и непосредственных участников тех далеких событий. Нам эти описания чрезвычайно важны, так как в них отображен истинный уровень жизни и развития местных жителей той, еще доколумбовой, Северной Америки.
Первый, кому мы предоставим слово - Альвар Нуньес Кабеса де Вака, испанский дворянин, участник трагически закончившейся завоевательной экспедиции Нарваэса во Флориду 1527 года, которому, вместе с тремя оставшимися в живых спутниками (из шестисот участников экспедиции), суждено было более шести лет прожить среди индейцев в тяжелейших условиях. Его книга «Кораблекрушения»— выдающийся историко-географический и литературный памятник эпохи Великих географических открытий, живое свидетельство очевидца, первым из европейцев пересекшего весь юг Северо-Американского континента от Флориды до Калифорнийского залива. Эта книга-отчет о путешествии протяженностью более 5000 км отмечена такой достоверностью, как ни один из испанских документов того времени. Вот некоторые выдержки из этой книги:
«…не остается мне лучшего способа исполнить свой долг, чем послать вашему величеству отчет в том, что за десять лет скитаний по многим и весьма удивительных землям, потерянный и нагой, смог узнать и увидеть: о провинциях и местах от них удаленных, о полезных растениях, там произрастающих, и о животных, что водятся в тех землях, о различных обычаях многих и весьма варварских народов, с которыми я общался и среди которых жил, а также о других достойных внимания вещах, которые мне удалось обнаружить и понять.Писал же я столь достоверно, что, как ни много в моем рассказе необычного и даже такого, во что некоторым людям трудно будет поверить, они могут, однако, безусловно доверять всему написанному и вполне полагаться на мою правдивость, так как я в своем рассказе скорее убавляю, чем добавляю, да и вполне достаточно того, что я писал его с целью предложить в виде отчета вашему величеству.
… Деревня состояла из сорока маленьких низких домов, поставленных в укрытых местах для защиты от бурь, постоянно свирепствующих в той земле. Дома были сделаны из соломы.
…Мы спросили касика, которого задержали при себе, а также других индейцев: какова тут земля, население, каков народ, какие припасы, а также и обо всем прочем. Каждый из них нам ответил, что самое большое селение на этой земле — это Аппалаче и что чем дальше вглубь, тем меньше там людей и тем они беднее, что вся земля слабо заселена и обитатели ее живут далеко друг от друга, и что в том направлении находятся большие озера, густые леса, обширные пустыни и совсем не заселенные места.
…Обычно своих мертвых индейцы хоронят, но если среди них есть знахари, то мертвых сжигают, а пока огонь горит, устраивается большой праздник и все пляшут.
…Я не занимался торговлей зимой, ибо в это время индейцы сидели по своим лачугам и хижинам, не осмеливаясь выйти наружу беспомощные и беззащитные.
…Прошло почти шесть лет, как я жил на этой земле, одинокий и нагой, как почти все люди там ходили.
…Все эти индейцы пользуются луками, они хорошо сложены, хотя и не такие рослые, как те, кого мы встретили раньше. Главное их питание составляют коренья двух или трех видов, и они ищут их по всей земле; коренья эти очень плохие, и люди, которые их едят, от них пухнут. Перед тем как есть коренья, их высушивают в течение двух дней, но многие все равно остаются горькими; к тому же собирать их очень трудно. Но так велик голод у индейцев в тех землях, что без кореньев они не могут обойтись и в поисках их проходят две или три лиги*. Иногда они убивают несколько оленей, временами ловят рыбу; но это случается так редко, а голод среди них так силен, что едят они и пауков, и муравьиные яйца, и червяков, и разных ящериц, и змей, даже ядовитых, укус которых смертелен для человека; едят они и землю, и дерево, и все, что у них есть, даже олений навоз и еще другое, о чем я не буду рассказывать; но думаю, однако, что если бы в этой земле были камни, то и их бы индейцы, наверное, ели. Они сохраняют кости и другие остатки от рыб и змей, которых едят, а потом их смалывают и едят полученную муку.
*Лига — мера длины, равная 5555 м 55 см.
…Дома у них сделаны из циновок, натянутых на четыре связанных шеста; каждые два или три дня они их взваливают на спину и в поисках пищи переходят на другое место. Они ничего не сеют из того, что могло бы быть им полезно; народ они очень веселый, какой бы ни был у них сильный голод, они не прекращают из-за него ни своих плясок, ни праздников.
…Лучшая пора у них — когда они едят туны, потому что тогда они не голодают и проводят все время в плясках; а едят они туны и днем и ночью, и все это время они их открывают, выжимают и кладут сушить, а затем, когда туны высохнут, их складывают в большие плетеные корзины, как винные ягоды, и там их хранят, а потом, когда идут куда-нибудь, едят их по дороге; шкурки же от тун они мелют и делают из них порошок.
…Индейцы не знают счета времени ни по солнцу, ни по луне, не знают они ни года, ни месяца, большей частью они определяют и различают время по тому, когда созревают плоды, когда исчезает рыба, когда появляются звезды, которые они очень хорошо знают и в которых искусно разбираются.
…Я уже рассказывал, что мы ходили по той земле голыми, но так как мы не имели к этому привычки, то, подобно змеям, два раза в году меняли кожу.
…Я торговал с индейцами гребнями, которые сам делал для них, луками, стрелами, сетями. Изготовляли мы и циновки, очень нужные индейцам; хотя индейцы и сами умели их делать, но они не хотели заниматься ничем посторонним, когда искали себе еду, ибо, если в это время они делали что-нибудь другое, им приходилось сильно голодать.
…Мы показали им погремушку, которую несли с собой, и они сказали, что в том месте, откуда ее принесли, в земле есть много брусков такого материала и что он высоко ценится; еще они сказали, что жители сооружают там постоянные дома.
…Здесь, впервые на этой земле, мы увидели дома, которые действительно походили на дома и были сделаны соответствующим образом.
…У индейцев нет котлов, и, чтобы сварить то, что они собираются есть, они берут калабасу**, наполняют ее до половины водой, кладут в огонь много камней, таких, что легко накаляются, и когда видят, что камни уже раскалились, достают их щипцами, сделанными из палок, и бросают в калабасу с водой, пока вода не начнет кипеть от жара этих раскаленных камней; когда же вода закипит, в нее кладут то, что надо приготовить, и пока еда готовится, остается только вынимать из калабасы одни камни и класть в нее другие, чтобы вода продолжала кипеть, а еда вариться; вот как они готовят.
**Калабаса — сосуд из высушенной тыквы.
…Мы заметили, что эти индейцы с большим уважением относятся к женщинам, такого отношения мы не встречали больше нигде в Индиях. Они носят рубашки из хлопковой ткани, доходящие им до колен, поверх рубашек надевают короткие рукава; носят также юбки из оленьей кожи, которые достают до земли; моют их особыми кореньями, хорошо очищающими грязь, так что они всегда имеют очень приятный вид; носят они и обувь.
…По всей этой земле, где только горы позволяли ее осмотреть, мы видели много следов золота, сурьмы, свинцового блеска, железа, меди и других металлов. В местах, где индейцы строят постоянные жилища, жарко, там даже в январе довольно тепло. Если же идти оттуда на полдень, земля в той стороне не заселена до самого Северного моря, она там бедна и сурова; проходя по ней, мы страдали от ужасного и невероятного голода. Индейцы, которые в той земле живут или по ней проходят, самые грубые люди с очень плохими склонностями и обычаями. Индейцы, живущие в постоянных домах, и те, что живут еще дальше за ними, не употребляют золото и серебро ни для каких целей и не знают, какую пользу можно извлечь из этих металлов.
…на протяжении двух тысяч лиг, что мы прошли по той земле пешком и проплыли на лодках по морю, и за десять месяцев после нашего выхода из плена, в течение которых мы тоже шли без остановок, мы ни разу не видели, ни жертвоприношений, ни идолопоклонства».
Самым удивительным являлось многообразие языков индейцев. Племена, жившие рядом, могли понимать друг друга лишь с помощью языка жестов. У различных племен, придерживавшихся самых различных обычаев и говоривших на самых различных языках, они обнаружили вместо золота лишь отчаянную нищету.
Парадоксально, но, по-видимому, именно со слов Кабесы де Ваки и его спутников, вернувшихся в Новую Испанию (современная Мексика), разошелся слух о том, что где-то к северу, по рассказам индейцев, есть семь городов, полных сказочных сокровищ. Эта легенда вновь стала будоражить умы конкистадоров, и в 1539 году по следам экспедиции Нарваэса отправился сначала Эрнандо де Сото, а в 1540 году с другой стороны, с запада, на поиски «семи городов Сиболы» во главе большого отряда выдвинулся Франсиско Васкес де Коронадо. Вот краткий обзор этих экспедиций из книги А. Кофмана «Америка несбывшихся чудес»:
«Двадцать восьмого мая 1539 г. экспедиция Эрнандо де Сото высадилась на западном берегу Флориды. Испанцы миновали полуостров Флорида и вышли в населенные земли на границах нынешней Южной Каролины. Здесь начинались владения индейцев криков. Эти племена по уровню цивилизованности были выше туземцев Флориды: они занимались земледелием, жили в прочных домах с двускатными крышами, умели прясть полотно из дикой конопли и льна, носили добротные одежды, отличались опрятностью, трудолюбием и мирным нравом.
Летом 1540 г. экспедиция вышла в южные области нынешнего штата Алабама. Следуя на юг вдоль восточного берега реки Алабама, испанцы вышли к какому-то большому укрепленному селению. По рассказам участников экспедиции, там было восемь десятков огромных домов, обнесенных земляным валом и бревенчатыми стенами, а сами дома, вмещавшие в себя до тысячи человек, тоже походили на крепости.
В декабре 1540 г. Сото остановился на зимовку в индейском селении, выгнав оттуда его обитателей. … Наступила весна, Сото сам вел экспедицию, вел наугад, поворачивая то к северу, то к югу, но в целом придерживаясь западного направления. И вот распахнулась в своей первозданной мощи река, великая Миссисипи. За месяц испанцы построили четыре большие лодки и благополучно переправили на западный берег все войско. Испанцы вышли в плодородные долины современного штата Арканзас и встали на длительный отдых.
Экспедиция двинулась дальше на запад. Гостеприимные долины сменились необозримыми дикими чащобами без единой проторенной тропки. Отряд с трудом выбрался к реке Арканзас, где и разбил лагерь на зимние месяцы 1541–1542 гг. Разведывательные отряды, посланные по разным направлениям, возвращались с неутешительными вестями, — повсюду глушь, дикость, безлюдье. В мае 1542 г., измученный лихорадкой, Эрнандо де Сото умер. Перед смертью Сото назначил своим преемником Луиса де Москосо. Москосо направил войско на северо-запад, пересек безлюдные пустыни, вступил в южные области Великих равнин и, очевидно, дошел до восточных подножий Скалистых гор. Припасы кончались, обувь износилась, одежды истлели, и солдаты, закутанные в звериные шкуры, напоминали орду дикарей. Всем уже стало ясно, что богатых городов в этих землях им не сыскать. И Москосо приказал поворачивать назад».
«В 1540 г. Коронадо отправился покорять Сиболу Семи Городов. Дорога на север пролегала по безлюдной каменистой полупустыне, где редко-редко попадались крохотные деревушки. Три месяца экспедиция двигалась через пустыни и полупустыни, испытывая постоянную нехватку пищи и воды. Лошади гибли от истощения. Но вот, наконец, конкистадоры, сгорая от нетерпения, поднялись на возвышенность. И что же они увидели? То ли небольшое селение, то ли одно большое неказистое строение: дома, сложенные из сырцовых кирпичей, плотно лепились друг к другу и были расположены ярусами, издали напоминая пчелиные соты. Многочисленные комнаты этого огромного дома, каждая для отдельной семьи, соединялись лестницами, террасами и переходами. Такие необычные строения, получившие название «пуэбло», частью уцелели до наших дней и охраняются как памятники древнего индейского зодчества.
Дожидаясь в стране Сибола подхода основных сил экспедиции, Коронадо разослал в разные стороны разведывательные отряды. Полтора десятка солдат отправились на северо-запад в поисках какой-то большой реки, о которой рассказывали индейцы. Три недели разведчики шли по безлюдным каменистым равнинам нынешнего штата Аризона. На двадцатый день пути случилось невероятное: земля словно разверзлась у них под ногами, и с головокружительной высоты они заглянули в бездну глубочайшего ущелья, по дну которого текла могучая река, казавшаяся сверху ручейком. То было великое чудо природы — большой каньон реки Колорадо.
Между тем в Сиболу пришли посланцы из пуэбло Кикуйе. Индейцы принесли им различные дары, в том числе и выделанные бизоньи шкуры. Невиданные животные настолько заинтересовали Коронадо, что он отправил на восток, «в страну коров», разведывательный отряд. Через восемь дней испанцы форсированным маршем дошли до «провинции Тригуэкс» — владений индейцев тигекс в долине Рио-Гранде вблизи нынешнего Альбукерке. Здесь находилось двенадцать обитаемых и семь заброшенных пуэбло.
К весне 1541 г. конкистадоры смогли выступить в поход на восток к стране Великая Кивира. Двигаясь все время на север, экспедиция миновала обитаемые области и вышла в безлюдную прерию. Изредка здесь попадались лишь мелкие племена кочевников. Зато «лохматых коров» было видимо-невидимо. Вокруг простиралась безбрежная травянистая равнина, усеянная костями бизонов. Глаза напрасно жаждали отыскать среди моря земли хоть какой-нибудь ориентир — камней и тех не было… Индейцы-кочевники, встречавшиеся по пути, ничего не ведали ни о каменных городах Кивиры, ни о её богатствах. Зато они знали, что в северных областях нет хлеба, да и с водою туговато. Меж тем запасы зерна у испанцев подошли к концу. И тогда Коронадо приказал войску повернуть назад, а сам с тридцатью всадниками двинулся дальше. Семьдесят семь дней кряду испанцы шли на север. Однообразная равнина была нескончаема. Конкистадоры дошли-таки до страны Кивира — так, по крайней мере, называли ее местные жители. И что же? Вместо многоэтажных каменных домов — жалкие соломенные хижины, вместо увешанных золотом людей — одетые в шкуры дикари, предпочитавшие есть мясо сырым.
Почти месяц Коронадо провел в Кивире, рассылая во все стороны разведывательные отряды. Везде только глушь, дикость или безлюдье. С горьким сердцем и пустыми руками возвращался Коронадо в Мехико, где его ждал холодный прием вице-короля».
Вот такой была Северная Америка, когда её 600 лет назад открыли европейцы.
Продолжение следует…
Использованная литература
Кабеса де Вака А.Н. Кораблекрушения, М., «Мысль», 1975. 128 с.
Керам К.В. Первый американец /пер. с нем. – М.: Прогресс, 1979. – 336с.
Кофман А.Ф. Америка несбывшихся чудес, М.: Профобразование, 2001. — 359 с.