Как уже было неоднократно отмечено, подавляющее большинство уникальных природных объектов на нашей планете (особенно это касается Северной Америки) обязано своим появлением на свет водам Всемирного Потопа, произошедшего около 2700 лет назад. Что по геологическим меркам совсем немного, и это один из определяющих факторов, почему эти объекты так хорошо сохранились, а не исчезли бесследно в результате неумолимой эрозии. Некоторые из этих уникальных и удивительных объектов североамериканского континента мы уже рассмотрели в серии статей про природные феномены Северной Америки (см. статьи про Гранд-каньон, Брайс-каньон и плато Колорадо). Другие рассмотрим в недалёком будущем. А сегодня остановимся на нескольких, казалось бы, разных и не зависимых друг от друга объектах, расположенных в приграничных районах Мексики и США, но связанных, по нашему мнению, общностью своего происхождения.
Первым таким объектом являются Карлсбадские пещеры.
Карлсбадские пещеры – национальный парк, основанный в первой половине XX века на территории живописных гор Гвадалупе, что на юго-востоке североамериканского штата Нью-Мексико, где на сегодняшний день обнаружено свыше ста разнообразных пещер. Эти пещеры славятся своими грандиозными размерами и красочным многообразием характерных минеральных образований, которые зачастую принимают весьма причудливые формы. Площадь самой большой из здешних пещер, которую называют Большой комнатой, достигает шести гектаров. Данная пещера имеет продольную форму с длиной в шестьсот метров, шириной в триста метров и высотой стен в 90 метров.
В этом парке расположена одна из самых красивых пещер в мире – пещера Лечугия. Это одна из длиннейших пещер мира (222,5 км) и глубочайшая пещера континентальной части США (−489 м).
Считается, что большинство пещер на нашей планете образовались посредством дождевых и грунтовых вод, которые медленно по трещинам растворяют известняки, образуя в них полости. И этот процесс не вызывает особых вопросов. Однако Карлсбадские пещеры (а это одна из крупнейших пещерных систем мира) расположены в толще известняков и других осадочных пород над уровнем грунтовых вод. Климат там сухой, просачиваться особо нечему, поэтому для их образования предполагают другой вариант, который звучит примерно так. Глубоко под известняками находятся залежи нефти. В конце кайнозоя (4-6 млн. лет назад) сероводород начал просачиваться из нефти в грунтовые воды (считается, что в те времена пласт известняков находился в пределах зоны грунтовых вод). При его взаимодействии с кислородом (из грунтовых вод) образовалась серная кислота, которая поднимаясь вверх по трещинам, агрессивно растворяла известняковые отложения с образованием полостей. Около 4 млн. лет назад этот процесс прекратился, оставив после себя массивные залежи гипса (который считается побочным продуктом реакции между серной кислотой и известняком), глины, и наносов, и Карлсбадские пещеры приобрели тот вид, который мы наблюдаем сегодня.
На данный момент Карлсбадские пещеры по большей части неактивны, геологические процессы здесь остановились. Это прямой результат сухого пустынного климата. Считается, что большинство образований внутри Карлсбадских пещер были активными во время последнего ледникового периода — примерно 10 000 лет назад — когда в горах Гуадалупе выпадало гораздо больше осадков, чем в современном пустынном климате.
А в 200 км от этих пещер по направлению на северо-запад находится ещё один феномен Северной Америки – пустыня Белые Пески.
Она является одной из составляющих частей самой крупной пустыни Северной Америки – пустыни Чиуауа, которая занимает почти 650 000 кв. км территории современных США и Мексики.
Считается, что около 9000 лет назад эта территория была более влажной, а на склонах гор преобладали леса. По мере того, как территория становилась более засушливой, виды животных и растений подвергались изоляции, дифференциации, а иногда и исчезновению, что привело к появлению сегодня уникальной флоры и фауны экорегиона пустыни Чиуауа.
Но вернёмся к объекту нашего исследования – пустыне Белые Пески. Пески этого уникального природного объекта состоят не из кварца, как большинство других пустынь мира, а из значительно менее прочного гипса, который к тому же легко растворим в воде. Именно поэтому они имеют белый цвет и больше похожи на наметённые снегом сугробы.
Дюны этой пустыни на 98 процентов состоят из чистого гипсового песка.
Гипс это минерал, водный сульфат кальция. Гипсовый песок считается редким, потому что гипс растворим в воде — он растворяется в воде, как сахар в холодном чае. Еще реже можно встретить гипсовый песок в виде дюн – насыпей песка, наваленных ветром. Дюны площадью 700 кв. км состоят из более чем 4,5 миллиардов тонн гипсового песка. Это делают эту пустыню уникальным и особенным местом.
Этапы образования этой уникальной пустыни по данным сайта Национальных парков США показаны на Рис. 7.
У нас же сложилась другая версия образования этих объектов, которая генетически увязывает образование Карлсбадских пещер и пустыни Белые пески в одном природном процессе, а именно, в результате деятельности вод Всемирного Потопа.
Дюнное поле расположено в бессточной котловине Тулароса, окруженной горами Сан-Андрес и Сакраменто. Эти горы состоят из осадочных пород, в состав которых входят и мощные слои гипса. Пришедшие с востока (от эпицентра космогенной катастрофы в Атлантике) мощные водные потоки частично размыли гипсовые слои в этих горах с образованием огромных пещерных комплексов (см. Рис. 2). А образовавшийся в результате растворения гипса водный раствор затопил котловину Тулароса и другие впадины в рельефе пустыни Чиуауа по направлению своего движения.
Если сопоставить относительное местоположение этих объектов с направлением движения водных потоков и с картой рельефа местности, то можно с большой долей уверенности предположить, что гипсовый песок в пустыне Белые пески – это растворенный и вымытый из Карлсбадских и/или из других (известных или ещё не открытых в горах Сакраменто) пещер гипс, перенесённый и осаждённый в большой межгорной котловине Тулароса, как в естественной природной ёмкости.
Гипс хорошо растворяется в воде и перекристаллизовывается при испарении жидкости, подобно соли. Это его свойство и сыграло решающее значение для формирования крупнейшего в мире гипсового дюнного поля. Вода со временем испарилась, а гипсовый песок остался. И произошло это не десятки тысяч лет назад, а совсем недавно. Гипс очень непрочный материал и за десятки тысяч лет он просто превратился бы в пыль. Так что, по всей вероятности, и Карлсбадские пещеры в их нынешнем виде, и пустыня Белые пески, это достаточно молодые геологические образования, появившиеся здесь несколько тысячелетий назад, как производные космогенной катастрофы.
Вот что говорит о гипсе, как о горной породе Большая Российская энциклопедия:
«Гипс (от греч. γύψος – мел, известь), осадочная горная порода, более чем наполовину сложенная минералом гипс; второе название – гипсолит.
Широко распространены как чистые, мономинеральные разности, так и смешанные, с примесями доломита, ангидрита, целестина, серы, кальцита и др. Цвет белый, при вхождении в состав оксидов железа – розоватый, органического вещества – серый и чёрный. Структура микро- и макрокристаллическая. Текстура массивная – неслоистая и горизонтально-слоистая, иногда минискладчатая, энтеролитовая (при переходе ангидрита в гипс объём минерального вещества увеличивается – возникают складки). В пустынях, по берегам озёр и лагун, где летом осушаются широкие зоны, гипсовые осадки растрескиваются до песка, из которого ветер строит гипсовые дюны (Австралия и др.), формируются гипсовые толщи с крупной и гигантской (мощность серий до 10–20 м) дюнной косой слоистостью.
Гипс образуется различными путями, большей частью в результате химического осаждения при испарении морской воды или вод лагун, соляных озёр в аридных зонах Земли. В процессе галогенеза (накопления эвапоритов) гипсовая стадия сменяет карбонатную, сама сменяется стадией магниевых, натриевых, калиевых сульфатов и хлоридной стадией. Сульфат кальция насыщает морскую воду при температуре 63,5 °C, и кристаллики гипса начинают выпадать в осадок. С увеличением общей солёности воды гипс осаждается при более низкой температуре. Толщина пластов гипса вместе с ангидритом десятки метров, редко до 450 м (отложения пермского возраста в Техасе и Нью-Мексико, США)».
В подтверждение нашей версии можно привести в пример огромные гипсовые «люстры» в пещерах, длина которых достигает 6 метров.
Такие гипсовые «люстры» могли образоваться только в водной среде, подобно тому, как мы выращивали на ниточке кристаллы соли из насыщенного солевого раствора в школе. Это значит, что пещеры были на продолжительное время заполнены водным сульфатным раствором, что в условиях местного климата и полного отсутствия грунтовых вод могло произойти только в результате размыва легко растворимых гипсовых слоёв и последующего их затопления водами Всемирного Потопа.
А немного южнее этих объектов расположено ещё одно удивительное проявление природы – пустыня Самалаюка, которая нас заинтересовала тем, что на 95 процентов состоит из чистого кварца.
Дюнные поля Самалаюка, более традиционно известные как Лос-Меданос (дюны), или в последнее время упоминаемые как Меданос-де-Самалаюка представляют собой серию больших, песчаных дюн, расположенных в северной части мексиканского штата Чиуауа на площади около . 200 кв. км. Пустыня Самалаюка, также как и Белые пески, является частью гораздо более крупной пустыни Чиуауа (см. Рис. 4).
Дюны состоят из почти чистого кварца (SiO2). На вид они белые или коричневатые. Считается, что эти дюнные поля образованы преобладающим северо-западным ветром, который переносил частицы песка с гор Самалаюка. Другим фактором, способствующим образованию дюн, считаются резкие перепады температур, существующие в пустыне, которые способствовали расщеплению поверхностных пород на песчинки.
По нашему мнению, исключительно кварцевые дюны этой пустыни сформировались за счет размыва водами Всемирного Потопа аллювиальных отложений (обычно преимущественно состоящих из кварца) реки Рио-Гранде, которые до Потопа должны были быть здесь намного обширнее и мощнее.
Очень важную роль в образовании этой пустыни сыграл горный хребет на востоке, который послужил гидродинамическим барьером для осаждения кварцевого песка. А не будь его, то таких, чисто кварцевых дюн, в пустыне Чиуауа могло и не образоваться. Рельеф бассейна пустыни Чиуауа состоит из широких пустынных долин, окаймленных террасами, столовыми горами и горными хребтами. Водные потоки двигались по направлению на запад. Поэтому западнее рассмотренных нами объектов в пустыне Чиуауа распространены поля дюн, состоящие уже не из чистого гипсового или кварцевого песка, а только из их смеси в разных пропорциях (Рис. 11).
Важно отметить, что хотя эти пустыни были образованы в результате одного процесса – прохождения вод Всемирного Потопа, чисто физически они образовались по-разному. Пустыня Самалаюка в результате механического переноса, сортировки и отложения в гидродинамической «ловушке» однотипных по удельному весу кварцевых частиц. А пустыня Белые Пески – в результате химического осаждения кристаллов гипса из водного сульфатного раствора, заполнившего бессточную закрытую котловину Тулароса.