Найти в Дзене
Народы, Времена, Герои

Почему христиане «запретили» Олимпийские игры на самом деле?

Оглавление

Доброго здравия, дорогие читатели!

Сейчас тема Олимпиад стала сезонной, посему последую вслед за стадом и проблею пару слов о наболевшем, благо по отношению к нынешнему олимпийскому движению больше, чем «наболевшее», подходит только термин «хронически больное».

Лоуренс  Альма-Тадема – "Сафо и Алкей" Не мудрствуя лукаво, не стану насыщать статью набившими оскомину картинками из интернета, предложив вместо них картины на античную тематику кисти Лоуренса Альма-Тадемы.
Лоуренс Альма-Тадема – "Сафо и Алкей" Не мудрствуя лукаво, не стану насыщать статью набившими оскомину картинками из интернета, предложив вместо них картины на античную тематику кисти Лоуренса Альма-Тадемы.

Итак, стартовый комментарий, с другого канала, побудивший меня рассмотреть эту тему:

«"На тему прекращения ОИ говорилось и говорится многое, но на самом деле там куда более сложные процессы.
Если кому интересно – пишите в комментариях: я расскажу об этом более подробно."
Я бы с удовольствием почитал.
Из учебника по истории Древней Греции вынес представление, что ОИ – это было здорово, войны прекращались на период игр и все такое.
"Исторические наперстки" сломал мне шаблон статьей, написанной после парижской церемонии открытия.
Сразу после ее прочтения возник вопрос: "Интересно, а что думают "дикари" по этому поводу?"
И вот Вы сами предлагаете...»

Итак, приступим.

Поскольку в комментарии была упомянута статья с «Исторических наперстков», то я ее тоже прочла. Должна сказать. что она мне не понравилась. Не то чтобы на 100%, но на 50 – точно. Почему – тема для отдельной статьи, которую пока что писать лень.

Однако, пошуршав в комментариях к оной, обнаружила, что автор хорошо чувствует целевую аудиторию и знает, что будет принято с восторгом.

Но я – баба вредная и потому буду говорить не столь черно-белые вещи.

Итак, приступаю к делу, рассматривая отдельные положения из комментария и высказывая собственные мысли.

1. "Из учебника по истории Древней Греции вынес представление, что ОИ – это было здорово, войны прекращались на период игр и все такое"

Нужно быть совсем глупой, чтобы отрицать значение Древней Эллады для нашей цивилизации. Как ни крути, но она определила наш мир слишком во многом.

Корни же сплошь и рядом склонны превращаться в миф. И это нормально. Ненормальное начинается тогда, когда миф жив, а пользуются им люди, у которых при одном этом слове начинаются судороги, рвотные позывы и диарея одномоментно.

В таком случае они либо вовсе отметают миф, выливая вместе с водой и ребенка, либо объявляют миф правдой, что не лучше.

Примерно это произошло с мифом о Древней Греции. Он начал отчетливо формироваться где-то в эпоху Возрождения и к XIX веку уже практически полностью овормился.

Черты этого мифа знает каждый: колонны бесчисленных белоснежных храмов, вылезающие из каждой щели атлеты, куда ни плюнь – сплошные философы, а если кто откроет рот – оттуда польется гекзаметр.

И бороздили моря дельфиноподобные триремы, и стойко хранили покой Эллады облаченные в коринфские шлемы гоплиты, страшнее которых был только страх и ужас всей Ойкумены – спартанцы.

Вообще, если желаете прикоснуться к этому прекрасному мифу, можете прочесть замечательное творение Ивана Ефремова «Таис Афинская».

Книга и в самом деле замечательная, и миф ей под стать.

Но миф о Древней Греции прекрасен тем, что закладывает высокие идеалы, а не тем, что обрисовывает обыденную эллинскую жизнь. На самом деле это и для самих древних эллинов было именно идеалом, что может мгновенно увидеть любой, кто хотя бы Платона читал.

Не все так гладко было в «королевстве датском», и храмы были совсем не белоснежными, статуи тоже подкрашивались, атлетов было не заоблачное количество, философы тогда, как и сейчас, были крайне немногочисленными и далеко не всегда любимыми народом, а гомеров стих пользовался в народе несколько меньшей популярностью, чем пошлые древнеэллинские "камедиклабы".

Да и спартанцы были несколько туповаты и к тому же склонны воевать на персидское золото против других греков.

Одним словом, как сказал бы Воланд, «люди как люди». Разве что с квартирным вопросом тогда было полегче.

Лоуренс Альма-Тадема – "Ave Caesar! Io Saturnalia!".
Лоуренс Альма-Тадема – "Ave Caesar! Io Saturnalia!".

Но когда восторженные интеллигенты XVIII–XIX веков получили в распоряжение этот миф, они, будучи рационалистами, к тому же не имевшими в своем распоряжении результатов раскопок, да и вообще нынешнего массива данных по тому периоду, взяли да и объявили сей знойный образ реальностью.

Кто-то даже поверил и в числе оных и барон Пьер де Кубертен, решивший возродить то, что, как ему казалось было именно таким, каким оно ему казалось – Олимпийские игры.

  • Идеологию этого движения он насытил неплохими идеалами, которые, будь у него больше информации, даже в древние времена были практически невыполнимыми.

Впоследствии идеалы вступили в противоречие с реальностью, были оседланы политиками, заменившими древних жрецов, и ныне, увидев то, что имеется, люди, как я посмотрю, бросились поливать известной субстанцией Древнюю Грецию, в буйном и поистине революционном экстазе объявляя ее царством мерзостей и разврата, которое было просто необходимо устранить.

Ну, не знают широкие массы историю и истоки современной культуры – ничего не поделаешь: не могут люди знать всего. Хуже то, что те, кто знает, им с радостью потакают.

...

Итак, вывод к этому пункту: наши представления о Греции, включая те, которые были описаны в учебнике истории – это проекция Великого мифа о Древней Элладе.

На него стоит ориентироваться, когда речь заходит об идеалах, но не следует воспринимать оный, как отражение реальности.

  • Примечание: то, что пишется в учебниках истории вообще никогда не является реальностью, поскольку описывает только крохотную часть жизни, крохотного процента людей на том или ином участке суши.
Лоуренс Альма-Тадема – "Hero"
Лоуренс Альма-Тадема – "Hero"

2. "Исторические наперстки" сломал мне шаблон статьёй, написанной после парижской церемонии открытия.

Сразу после ее прочтения возник вопрос: "Интересно, а что думают "дикари" по этому поводу?"

  • Примечание для незнакомцев: "Дикари" - это два автора канала, сиречь я и мой муж.

То, что сказано об Олимпийских играх древности на «Наперстках» лишь местами соответствует реальности и притом акценты там расставлены неверно и прямо-таки злонамеренно.

Логика ясна: нас не пустили на Олимпийские игры, следовательно, нужно обругать эту мерзость, которая была мерзостью изначально.

Хочется спросить: а что же тогда, господа вы слезки лили, когда ту же Валиеву лишили медали? Хотели, чтобы ее этой мерзостью почтили? А что же тогда радовались, когда наши атлеты принимали участие в этой мерзости?

Однако черт с ней с нынешней Олимпиадой, которая и в самом деле, как минимум, последние полвека является извращенным явлением и посмотрим в древность.

И теперь я перехожу от строк из стартового комментария уже к собственным пунктам.

Родина спорта

Это одна из составляющих греческого мифа. Якобы греки придумали спорт и спортивные состязания.

На самом деле таковые проводились практически везде. За коренных австралийцев не скажу – не интересовалась – но таковые состязания уже в древности проводились по всему Старому свету, да и в Новом – тоже.

Молодые крепыши были везде и крепышам свойственно состязаться в силе, ловкости, быстроте, метании огрызка через пальму в прыжке.

Не крепыши могут предаться игре в фантики.

И эти игры и игрища обычно имели календарную привязку.

Так что ничего нового греки здесь не изобрели.

"Бани Каракаллы"
"Бани Каракаллы"

Спортивное перемирие

Кубертен довел эту идею до такой степени экзальтации, что она стала граничить с маразмом, хотя для человека с его воспитанием это закономерно.

Спорт в его изложении, дивным образом превратился из акта соперничества в дело мира. Так и хочется спросить: «тебе хоть раз морденс били, миролюбивый ты наш»?

На самом деле Олимпиады никакому делу мира не служили и барон просто натянул сову на глобус, оторвав Олимпийские игры от их метафизической основы и приделав к ним совершенно другую основу, из которой произвести перемирие намного сложнее.

Дело в том, что Олимпийские игры были важной и даже основной, но все же ЧАСТЬЮ религиозного действия. И вот по случаю последнего и объявлялось перемирие между греками.

Состязания же были актом, в рамках которого различные города-государства становились причастны к этому празднику.

С таким же успехом можно было бы, скажем объявить перемирие между враждующими православными государствами по случаю, скажем крестного хода, в котором участвовали бы видные представители этих государств.

  • И нужно совсем не понимать сути процесса, чтобы заявлять, что в этом случае делу мира служила ходьба, а не сам религиозный праздник.

Перемирие во время проведения совместных культовых действий (да и не только культовых) явление совершенно естественное и тоже практиковалось не одними только древними греками.

Так что и здесь ничего нового.

"Венанций Фортунат читает свои стихи Радегонде VI".
"Венанций Фортунат читает свои стихи Радегонде VI".

Микс спорта и религии

Тоже был распространенным хотя бы потому, что до наступления христианской эпохи религиозная философия различных народов относилась к телу почти всегда лояльно и физическую мощь духовной не противопоставляла.

Индийцы, к примеру, вообще сделали физический упражнения, известные нам как хатха-йога, первой ступенью к духовному просветлению (далее следовали другие ступени йоги).

О том, насколько плотно увязаны восточные единоборства с восточной мистикой, думаю, вообще не стоит рассказывать.

Корни этого уходят в глубокую древность, где состязания и культовые действия шли рука об руку, благо для удачного действия нужно было благословение служителей культа, а сами состязания удобнее было проводить не тогда, когда все делом заняты, а, скажем, после уборки урожая, что тоже было религиозным праздником.

Или на похоронах, что тоже было обычным делом, по крайней мере, у индоевропейских народов.

Вообще, дорогие читатели, чтобы вы могли себе представить, насколько мало здесь было новаторства, вспомните, что похороны – явление лишь недавно лишившееся религиозного содержания, да и то далеко не полностью.

Например, у славян языческого периода по этому случае устраивалось что?

Нет, пьянка тоже устраивалась, но помимо неё еще закатывались песни, пляски, различные представления и СОСТЯЗАНИЯ.

Т. е. разница была лишь в деталях. Так что ничего нового и в этом.

"Выгодная позиция".
"Выгодная позиция".

Олимпиада была началом…

Якобы она была началом спорта, который, как мы видим, прекрасно существовал и у других народов примерно по тем же поводам и с теми же дополнениями.

Однако Олимпиада не породила спорт даже в самой Греции, ибо он там существовал и ранее.

Достаточно открыть «Илиаду» на том ее месте, где Ахилл устраивает похороны Патрокла. Описанное в ней от упомянутой выше славянской тризны отличается не принципиально.

Так что Олимпиада дала начало главным образом самой Олимпиаде, вернее, Олимпийским играм, ибо у эллинов олимпиадой назывался временной промежуток между двумя играми, а не они сами.

Здесь может показаться, что я хочу показать, будто бы греки не придумали ничего нового в спортивном плане, однако нет, о чем и следующий пункт.

"Глаза, полные мыслей"
"Глаза, полные мыслей"

Культ спортсменов

Вот здесь-то греки и стали первопроходцами. Все народы всегда чтили физическую мощь в том или ином её проявлении, и местами даже сверх меры, но именно древние эллины породили нечто вроде общенационального культа выдающихся атлетов.

Прославлять победителей игр на все лады, ставить им статуи и видеть в них практически божества – это уже было новым, и именно такой культ мы видим в современном спорте, который и в самом деле является не культом соревнований (и уж тем более не культом физического развития, от которого абсолютное большинство адептов бесконечно далеки), а в первую очередь культом спортсменов и национального самомнения.

"Добро пожаловать".
"Добро пожаловать".

Патриотический угар

Здесь греки тоже во многом были первопроходцами,

Раньше люди были просто склонны более симпатизировать кому-то, кого они по тем или иным причинам считали «своим» (возможно, просто потому, что месяц назад пили вместе или по другим причинам), то греки фактически создали феномен болельщиков, отталкивающихся в своих симпатиях от гражданства или места жительства.

На мой взгляд, оба этих явления – гипертрофированный культ участников состязаний и видоизмененная вражда различных групп, перенесенная на стадион – являются однозначно негативными явлениями, однако их часто замечают в последнюю очередь.

И если различные альтернативы закрытым для россиян Олимпиадам, типа Игр Брикс или чего-то другого, не устранят этих негативных явлений, мы будем иметь примерно то же самое, что и сейчас: безумие.

Разве что без пи… гондурасов. Как по мне, если все ограничится отсутствием семицветного флага на церемонии открытия, то победа невелика.

Кстати, прямо и без малейшего стыда скажу: церемонию открытия не смотрела, но осуждаю.

Как так? Да потому что не следует путать пьянку и «Доктора Живаго». Чтобы делать вывод по последнему, с ним нужно хотя бы наискось ознакомиться, а для того, чтобы знать, что будет твориться в ближайшем кабаке в эту конкретную пятницу, ходить туда вовсе не обязательно.

С Олимпиадами, по-моему, то же самое: и так ясно, куда ветер дул.

Теперь о порочности древних Олимпиад, и о том, почему их запретили.

Олимпийские игры были средоточием пьянства и разврата

Это современная выдумка, вызванная крушением иллюзий, которые люди сами же и сочинили.

Классический образ древней Олимпиады следующий:

В амфитеатре сидят мужчины в белых простынях и болеют за мечущихся внизу атлетов, на которых время от времени вешают венки из лаврушки.

Картинка, конечно, прикольная, только вот местечковая какая-то.

Достаточно задуматься хотя бы на миг о том, что ОИ были общегреческим праздником, одним из главнейших праздников, который включал и состязания поэтов и философские споры, и культовые мероприятия, одним словом, притягивал к себе не одних только спортивных болельщиков.

Притягивал СО ВСЕЙ ГРЕЦИИ!

Какой, спрашивается, амфитеатр? Да там неизбежно должна была появиться самопальная олимпийская деревня, если не сказать городок.

И это действительно происходило, с тем только отличием, что это все было по большей части стихийно и оттого не всегда удачно.

Теперь отгадайте, что будет, если где-то внезапно образуется огромная толпа? Конечно же, там сразу же, скажем так, «начнут продавать пирожки».

И не только пирожки. Конечно же, будет там и «аква вита». Там же, где массы приобщаются к горячительному, рано или поздно (и, скорее рано, чем поздно) будет ВСЁ.

Некоторые видят в этом тлетворное влияние Запада язычества, но я человек не столь экзальтированный, и видела, как напиваются мужики даже на Пасху и сколько мусора гоняет по вечерам ветер по улицам.

Это тлетворное влияние христианства или это другое?

Для меня вполне очевидно, что сами по себе Игры не имели особого отношения к тому, что порой творилось вокруг них, как и Новый год не виновен в том, что кто-то проводит его под столом.

  • О разлагающем же влиянии больших толп говорили ещё те самые нехорошие языческие философы, которые породили и такое явление, как логика, которую некоторые искатели тлетворных языческих корней, видимо, так и не освоили.

И не думайте, дорогой читатель, что я сейчас качу бочку на защитников православия, оправдывая «языческую мерзость».

Нет, я просто знаю, что ранние христиане, в отличие от многих современных, дураками не были и этих самых философов высоко чтили, а когда их попытались отлучить от античной философии, охарактеризовали это как гонение на христианство, ибо знали, что там сокрыта большая мудрость.

Эти люди прекрасно различали мух и котлет, не смешивая одно с другим.

"Женщины Амфиссы".
"Женщины Амфиссы".

Отношение христиан к играм

Некоторые, уже апологеты язычества или просто христианофобы, склонны утверждать, что христиане преследовали спортивные состязания как часть языческого культа.

Нет, это не совсем так. Я уже писала достаточно обстоятельную статью о том, что гонения язычников на христиан, мягко говоря, преувеличены.

Но и гонения христиан на язычников преувеличиваются не меньше. Парадокс, но и то и другое – дело рук в основном самих христиан, которые не учли того, что в будущем точка зрения может и измениться.

Когда они преувеличивали гонения со стороны язычников, они поступали довольно логично, умножая тем самым число собственных мучеников и дискредитируя «гонителей истины».

Однако при этом в их понимании гонять язычников было совсем другим – делом достойным и благородным.

Посему, описывая деяния какого-либо достойного христианина, ему то и дело норовили приписать истовую борьбу с язычеством, которая, чем большие мы этот вопрос изучаем, тем менее истовой оказывается, о чем скажу в следующем пункте.

  • А пока что отмечу, что христианская мысль, хотя и не поощряет спорт и даже физкультуру, концентрируясь не на развитии, а на укрощении плоти, на аскетизме и воздержанности, но и особых враждебных чувств по отношению к сильным людям не испытывает.

В наше постмодернистское время так и вовсе: Патриарх может благословить на участие в этом изначально языческом мероприятии.

Можно сказать, что еще с ветохозаветных времен, отношение тогда еще иудеев к физической мощи было равнодушным. Скажем так, в их глазах это было не главное. Совсем не главное и даже не второстепенное.

Если хотите подробнее вникнуть в этот вопрос, читайте эту мою статью.

Вера, скромность, прилежание, кротость, миролюбие, трудолюбие, воздержанность, немногословность, долголетие, многодетность, а в ветхозаветном варианте еще и богатство – вот это было значимым.

Наращивание же физической мощи воспринималось как пустая трата времени. Но не как нечто порочное.

Отчетливо негативное отношение было разве что к религиозной составляющей игр, но не к самому спорту. Порицались и дикие эмоции болельщиков, как и любая чрезмерная эмоциональность, но только лишь порицались.

Это доказывает тот факт, что соревнования не исчезли из жизни бывшей Римской империи и после прекращения Олимпийских игр. И никого это не беспокоило, хотя и там не обходилось без драк, вина и проституции.

"Колизей".
"Колизей".

Феодосий I запретил Олимпийские игры

Популярное заблуждение.

Документов, которые подтверждали бы этот запрет нет. Относительно же личности самого Феодосия I Великого можно сказать, что она сильно мифологизирована.

Историки той поры приписали ему истовую борьбу с язычеством, последующие писатели и художники это подхватили, а после них подхватили и критики христианства, усмотревшие в этом деянии уже не подвиг во славу веры, а банальный религиозный террор.

Теперь немножечко реального образа этого властителя. Да, он был христианином и по отношению к язычеству был настроен вполне по-христиански: критически.

Однако политика в отношении язычников и их культов была мягкой. Никакой борьбы с язычеством огнём и мечом он не вел.

Никакого указа, в котором говорилось бы, что Олимпийские игры должны быть запрещены не существует, и никаких храмов он не разрушал.

Зато известно, что в его правление язычников в империи было еще слишком много: по некоторым оценкам, их было абсолютное большинство.

Известно и то, что Феодосий не был ни дураком, ни самоубийцей, чтобы идти на столь жесткий конфликт с такой гигантской массой населения.

Поэтому он, скорее, ограничивал некоторые проявления языческих культов, типа жертвоприношений животных, но не все язычество в целом.

На самих язычников он воздвигал такие суровые гонения, что некоторых из них даже назначал на высшие должности в государстве.

Сенатор-язычник в пору его правления был обычным делом.

Также он, вероятно понимая, что однажды все это станет христианским, был противником разрушения языческих храмов, которые уничтожали самопальные фанатики-христиане с теми или иными полномочиями.

О том, чтобы он их наказывал, нам ничего не известно, но и поощрений такой деятельности с его стороны не было.

Не углубляясь в вопрос сверх меры, скажу, что и Феодосий II Игр не запрещал, ограничившись сожжением храма в Олимпии, впрочем и последнее под вопросом.

Но и здесь столь радикальный шаг, если присмотреться не выгладит таким уж радикальным, ибо храм здорово пострадал еще до Феодосия. Фактически он его просто добил.

Но и это не было причиной окончания олимпийских состязаний.

"Кто там?"
"Кто там?"

Почему игры прекратились на самом деле?

Здесь я снова отошлю читателя к статье о христианско-языческом конфликте в Древнем Риме, где духовность империи начала нашей эры была рассмотрена довольно подробно.

Но тем, кто читать сей текст не желает, скажу просто: язычество Римской империи переживало жестокий кризис.

И наиболее выражен он был в городах (в сельской местности было куда лучше), которые, кстати, и поставляли большую часть болельщиков да и вообще разных перекати-поле, готовых бродить с места на место в поисках зрелищ и халтуры.

Причем по самим Олимпиадам он ударил ещё до полновесного начала этого кризиса.

Фактически римляне позаимствовали у греков едва ли не все, в т. ч. и отношение к атлетам.

Правда, параллельно с этим, они, как люди прагматичные, занизили процент всякой философии и поэзии в состязаниях, проложив путь к современному спорту, который не без оснований считается эффективным способом физического развития и… развития однобокого.

Римляне очень быстро перешли от греческих идеалов гармоничного развития к идее специализации и это был духовный удар по духовной составляющей.

  • Был и удар материальный: еще до рождения Христа Олимпию банально ограбил Луций Корнелий Сулла.

Не со зла: просто деньги на войнушку нужны были, да и вообще он всю Грецию ограбил, чего уж мелочиться.

И только почти через столетие, уже при Октавиане Августе, Олимпию восстановили. Если память мне не изменила, одним из спонсоров игр тогда еще выступил иудейский (!) царь Ирод.

При этом границы игр стали размываться. Изначально это были внутригреческие соревнования.

Некоторые не слишком далекие умом люди, объясняют это тем, что греки не пущали к себе соревноваться представителей прочих народов потому, что были нацистами.

Но, вообще-то это греки придумали гуманизм и первыми стали догадываться, что другие люди, может и варвары – но таки люди, а не исчадия Тартара.

  • Негреков же не пускали на игры просто потому, что Олимпийские игры, как и Немейские, были посвящены Зевсу, а не, скажем, египетской Исиде, как Пифийские посвящались Аполлону, а не мезоамериканскому Кецалькоатлю, а Истмийские – Посейдону, но никак не шумерскому Нергалу.

Точно так же не пустили бы на причастие того, кто не будучи христианином, просто желает поучаствовать как «турист» – по-приколу. И дело здесь не в шовинизме.

Но с приходом римлян эта грань начинает размываться. То разрушат, то восстановят, то возьмут под свой контроль, то еще что-то.

"Купленные фаворитки".
"Купленные фаворитки".

Здорово упал в римскую эпоху и статус самой Греции, которая уже не мыслила себя как центр Ойкумены, хотя первым подорвал этот статус Александр Македонский.

И вместе с тем как Рим терял традиционную свою духовность, ее утрачивала и Греция. Игры все больше воспринимались как просто зрелище.

...

Солидный вклад в утрату изначальной сути внесли и сами греческие философы.

Развивая скептическое направление мысли, они, конечно, создали базу для современного нам научного мышления. Но этим же самым подорвали и традиционные верования греков (да и не только греков).

Собственно, Сократа именно за это и приговорили к смерти: за то, что, не выступая против богов прямо, он своими рассуждениями подрывал веру в богов полиса и дурно влиял на молодежь, отрывая ее от древнегреческих скреп.

Сократа, конечно, жаль, хотя сам он себя не жалел, но и судей тоже понять можно, ибо в итоге сократову мудрость усвоили единицы, а массы получили взамен только тоску безверия.

Это нашло отражение на во многих сторонах как греческой, так и римской жизни (не забываем, что римляне тоже причастились к греческой философии), в том числе и на отношении к Олимпийским играм, в которых становилось все меньше священного и все больше пошлого.

  • И все это происходило ещё и на фоне снижения популярности, ибо какой смысл тащиться в какую-то захудалую Олимпию ради просто соревнований, когда масштабные игры поводились и поближе.

Закулисные ходы, конечно, сопровождали любые соревнования всегда и везде, и Олимпиады исключением не были, но под римским владычеством это дошло до крайности.

Императоры совали нос куда хотели, устанавливали себе статуи в Олимпии, Нерон, если античные историки не врут (могут), отжал себе победы, из-за чего ту Олимпиаду вообще потом вычеркнули из списков, одним словом, сие был горький катаклизм и рвань от прежней роскоши.

Конечно, бывали и светлые моменты, но это ни о чем не говорило: просто упадок, как и рост, редко бывает линейным и чаще носит волнообразный характер.

И еще до того как христиане стали значимой силой в Империи, Игры стали жалкой пародией на то, чем были изначально, и тем более пародией на то, чем должны были быть в идеале.

Дошло до того, что, хотя сами Игры и проводились, но об олимпиониках уже никто не упоминал. Какие-нибудь гладиаторы к тому времени были популярнее.

Если не ошибаюсь, последнее упоминание об олимпионике относится к первой половине III века, когда никаким христианским террором и не пахло, тогда как игры поводились еще лет 150-200.

"Подготовка к Празднику"
"Подготовка к Празднику"

Смерть Олимпии

Фактически, описанное выше четко указывает на то, что Олимпиады древности дали бы дуба и без христиан. Они и так были при смерти.

Однако стоит сказать пару слов и о формальном конце, который смотрится довольно мистично, как иногда бывает, когда подходит к концу огромный пласт истории.

К концу IV в. н. э. Олимпия становится просто какой-то мишенью, по которой наносятся удары Судьбы. Несколько землетрясений, визиты варваров, пожары и всё в условиях недостатка конкретики.

Нет четких данных о запрете, нет четких данных о сожжении храма, который то ли был сожжен, то ли просто сам сгорел, то ли сгорел один раз сам, а потом были сознательно сожжены его остатки, то ли по приказу Феодосия Второго, то ли без его приказа.

Землетрясения тоже лишены четких черт, и есть данные, что тогда еще и протекающая в Олимпии река изменила свое течение, что привело к наводнению, также повлекшему разрушения…

Одним словом, Олимпия уходила в туман, в котором и растворилась на полторы тысячи лет.

И думаю, искать здесь виноватого или виновных смысла нет.

Просто старый мир умирал, и вместе с ним умирало и былое величие, засохшие и опавшие лепестки которого сдули со стола строители нового мира, которые в ту пору были полны сил и идей.

Возвращаясь же к нынешним Олимпиадам, скажу только одно: они умирают снова. И началось это не тогда, когда наших спортсменов стали отстранять от Игр, а много-много раньше.

По моему мнению, само присоединение к этому движению было ошибкой, ибо уже в середине ХХ века Олимпиады были политизированы, фармакологизированы, идеологизированы и противоречили идее гармоничного развития человека.

Физкультура заслуживала много больше внимания и поддержки.

Увы, этого не случилось и основные ресурсы вкладывались в выращивание узкоспециализированных мутантов.

  • Но, похоже, Небеса, дают нам второй шанс создать нечто более здоровое. Осталось не упустить его.

Дорогой читатель! Подобные статьи, требуя много времени, пользуются «несколько меньшей» популярностью, нежели горячие сплетни и являются изначально убыточными для авторов.

Поэтому, если Вам понравился наш труд, и если Вы желаете, чтобы подобные тщательные разборы и далее появлялись на канале, мы будем признательны, если Вы окажете каналу поддержку и перечислите любую сумму на Юмани-кошелек № 4100 1180 8210 6555