Найти тему
Народы, Времена, Герои

Почему евреи не любят спорт? Диалог.

Оглавление
Здравия, товарищи!

Давно замечено что одни народы производят борцов в промышленных количествах, другие – стрелков из лука, третьи побеждают на корте, даже если в их родной стране таковых почти и нет, а четвертые успешно перемещают в пространстве главным образом не конечности, а шахматные фигуры.

Ну как так?

Как обычно на моих каналах, картины не слишком соответствуют смыслу текста и представляют собой ветвь, живущую собственной жизнью.  Так что статью можно и не читать вовсе, а только рассматривать. 
Адольф Уильям Бугро – "Шьющая девушка".
Как обычно на моих каналах, картины не слишком соответствуют смыслу текста и представляют собой ветвь, живущую собственной жизнью. Так что статью можно и не читать вовсе, а только рассматривать. Адольф Уильям Бугро – "Шьющая девушка".

Идея связи национальности и спортивных (и вообще деятельностных) предпочтений необычайно обширна, поэтому для краткости и, возможно для начала, лучше ограничиться спортом и евреями.

Если народу понравится, впоследствии эту тему можно будет развивать

На написание этой статьи меня натолкнут этот комментарий:

«Навеяло... «Если бы спорт приносил пользу - все евреи на турниках бы висели!»
А, кстати, почему маловато среди этой нации желающих приобщиться к спорту, как считаете?»

Вопрос крайне интересный, ибо уводит нас в область, которая насколько захватывающа, настолько же и нелюбима широкими массами.

Но для начала сделаю несколько уточнений

  • Первое: желающих приобщиться к спорту среди евреев не так уж мало, как принято считать.
  • Второе: В большинстве случаев спортсмен-еврей является, скажем, мальчиком из Москвы или Нью-Йорка и здесь вообще неясно, кем его считать – таки евреем, или таки русским/американцем, ибо любому понятно, что невозможно жить (и, скорее всего, уже не первое поколение) среди русских и не нахвататься от них чего не попадя.

Сами израильские евреи на этот вопрос отвечают, что русский еврей, это в первую очередь русский, а потом еврей. Аналогично с немецкими, американскими и прочими евреями.

Частично это подтверждается тем, что значительная часть израильского спорта представлена либо бывшими нашими евреями (или выходцами из других стран), либо вовсе неевреями.

У меня самой есть знакомые, которые ни разу не еврейки, но спортсмены/ки. Спортивная жизнь склонна приводить к браку с другими спортсменами, и в итоге нередко оказывается, что недавно ещё наш спортсмен оказывается спортсменом Израиля просто потому, что переехал туда к своей второй половине.

И в большинстве случаев обнаруживается, что приехавшие из наших мест спортсмены оказываются ощутимо сильнее собственно израильских, вне зависимости от того, кто там каких кровей будет.

  • Последнее обстоятельство крайне важно, ибо указывает, что все эти теории о «еврейской крови» или генах – чушь полнейшая.

Каких бы кровей человек ни был, он скорее станет крутым спортсменом, если вырастет и будет формироваться в России или в США, а вот в Израиле будет сложнее и для этого есть множество причин.

  • Ремарка-1: уехавшие туда наши потом признавались мне, что там есть свои плюсы, но так как в России государство о тебе заботиться не станет. Да, есть крутейшие тренировочные базы, есть доступ практически ко всему, и медицина там отпадная, но заботы со стороны государства нет: всё, господа спортсмены делайте сами, что страшно отвлекает.
  • Ремарка-2: генетически значительная часть евреев представлена представителями переднеазиатского/арменоидного антропологического типа, который хорош для таких видов спорта, как борьба и тяжелая атлетика, а также для родственных им.

Т. е. они могли бы быть суперборцами или суперштангистами. Однако мы знаем уйму армянских и вообще кавказских штангистов и борцов, а вот с израильскими как-то не густо. Т. е. мясо - то же самое, а стейк все равно не выходит.

Вот и возникает вопрос: почему не выходит, а если и выходит, то чаще на территории России или Штатов, а не у себя дома?

Автор - Фредерик Артур Бриджмен.
Автор - Фредерик Артур Бриджмен.

«Здо́рово живёте!»

В целом Израиль – страна с довольно высоким уровнем жизни. Да и евреи из других стран, как правило, тоже не бедствуют. Не все они олигархи, но и в нищете живут уже нечасто.

Это очень важный момент. К примеру, на рубеже XIX-XX веков в Нью-Йорке жизнь была никудышной. Но евреев там было уйма и им приходилось жить в той же нищете, что и всем. Крутились как могли, добывая себе средства к существованию чем могли.

В т. ч. и кулачными боями сомнительной легальности.

Имена уже не помню, но среди «звезд» той эпохи хватало еврейских боксеров. Как только жизнь в их сообществе более-менее наладилась, бойцовый еврей вывелся, и его место заняли разнообразные поедатели пиццы и пасты, также давшие уйму звезд.

Если хотите , можем продолжить: как только жизнь наладилась уже среди «макаронников», бойцовый итальянец тоже вывелся и его место занял бойцовый негр. Даже начали строиться теории, что у последних какая-то суперпредрасположенность к боксу и спорту вообще, и что их нельзя победить.

Но потом негров посадили на пособия и притом немалые, стали с ними все более носиться, словно с писаной торбой, и в итоге их стали постепенно вытеснять другие, в частности, выходцы из всяких маисовых республик, типа Коста-Рики, Пуэрто-Рико, всяких прочих «-рик», да и просто местные американские «латиносы», которых перспектива всю жизнь окна мыть восторгала не в полной мере.

Компанию им составили выходцы из среды, которых в Штатах называют «белый мусор» и которых у нас назвали бы люмпенами.

Это я к тому, что богатые люди морды бьют неохотно. Вернее охотно, но чужие и лучше чужими руками: за собственные они страшно трясутся.

И примерно так же неохотно они будут вкалывать с интенсивностью и напором спортсмена: иными словами так, что лесоповал отдыхом покажется.

Одного этого достаточно, чтобы современная еврейская среда порождала спортсменов не в первую очередь.

Как в свое время сказала моему мужу одна израильская дама, занимающаяся делами молодежи, её это удручает, но факт: сам воображаемый образ израильского юноши или девушки не слишком вяжется с образом метателя молота.

И в данном случае она имела в виду уже не соблазны высокого уровня жизни, а культурные архетипы.

Луиза Бреслау – "Автопортрет".
Луиза Бреслау – "Автопортрет".

Духовность

Если бы я хотела сказать как можно короче, а вас загрузить подлиннее, я бы сказала, что вам следует прочесть, скажем сборник греческих мифов, а потом Библию, в лице хотя бы Ветхого завета, и вы всё поймете сами.

Но, поскольку я не столь жестока, то разберу подробнее.

Современному человеку свойственно свободобесие.

Особенно, если это современный горожанин, особенно если молодой и из развитой страны.

А уж если он еще и ЛИБЕРАЛЬНЫЙ молодой горожанин из развитой страны, то вера в собственную свободу у него может стать просто неограниченной, даже если он, как презреннейший зомби, посреди мороза щиколотки заголяет, лишь бы было «как у всех».

Или можете посетить рок-тусовку: там тоже каждый считает себя носителем суперсвободы, но если посмотреть на ее представителей со стороны, будет сложно отделаться от мысли, что эти носители какие-то инкубаторские.

В рэп-тусовке, соответственно, примерно то же самое: некоторые настолько смазывают индивидуальные черты, что и в самом деле могут начать походить на американских мулатов, хотя на самом деле татары.

Если же человек ударится в кришнаизм или еще куда-то на Восток, то не удивляйтесь, если через несколько лет в нем начнет поступать типичный индус или китаец.

Аналогичное сходство можно увидеть в политических тусовках.

Но все они будут говорить, что обрели свободу. Политики, так даже говорят, что и других ведут туда же - к свободе!

  • Я же веду к тому, что свобода – это скорее устремление, чем состояние.

В реальности любой человек, каким бы свободным он себя не считал, в первую очередь думает и поступает в рамках того архетипа, к которому принадлежит. Или если хотите, человек склонен воспроизводить свою мифологию.

Не воспитание, а именно мифологию, поскольку таковая уходит много глубже и формирует те самые образы, на основе которых будет само собой строиться воспитание.

И если вы прочтете те же греческие мифы, то встретите там самые разные сюжеты. То же самое в Библии. И там и сям можно найти много интересного и поучительного. И там и сям об богах. И там и сям о разных людях.

Но если отвлечься от верхнего слоя, то можно увидеть и колоссальные различия. Например, повышенное внимание к телу и телесному у язычников и пренебрежительное у авраамистов, первыми среди которых, как известно, были иудеи.

Если у язычников выпирает героическая составляющая, а телесная мощь и красота могут быть столь же божественными, как и, скажем, разум, то Библия буквально переполнена фразами типа «не на крепость мышц, не на резвость ног, не на быстроту коней смотрит Господь, а на смиренное сердце».

При этом – что очень важно! – Ветхий завет отнюдь не воспевает физическую немощь. Нет, он говорит, что здоровье – это хорошо и является одним из божьих благословений. Долгая жизнь там является уделом праведника и его наградой.

Но только здоровье и долголетие! Всякие там «бицепсы-трицепсы» с округлыми ягодицепсами в список благословений не входят, как и феноменальная прыгучесть или выносливость.

  • Стоит ли удивляться, что в нынешнем Израиле высокий уровень здоровья граждан, но со спортом не особо. Думаю, не более, нежели тому, что среди них много больше великих врачей, нежели спортсменов.

Фактически на всю увесистую книгу есть только один настоящий богатырь – Самсон. Был еще крепыш Голиаф, но его один ш.к.е.т с пращой замочил, что тоже стало символом духа, побеждающего плоть.

Пересчитывать же греческих богатырей можно очень долго. Их столь много, что можно даже классифицировать по типам: этот бегун, этот силач, этот боец. Одним словом там целая олимпийская сборная.

И нет ничего удивительного в том, что Олимпиады да и вообще спортивные игрища породил именно языческий мир, ибо, как я уже говорила выше, человек воспроизводит те мифы, в которых он укоренен.

А вот в Древнем Израиле, ни тебе местных Иерусалимиад, ни особого героизма, как части мифологии: все больше старческие поучения. И даже изобразительного искусства не сформировалось, ибо, чтобы случайно не сотворить себе кумира, евреи предпочли не изображать вообще ничего.

Так что атлетичные боги и богини тоже остались уделом всяких греков, римлян да более ранних ассирийцев.

Лоуренс Альма-Тадема – "Женщины Амфиссы".
Лоуренс Альма-Тадема – "Женщины Амфиссы".

...

Надо сказать, что когда среди европейцев распространилось наследующее иудейским образам христианство, вся античная тяга к спорту и физической мощи резко пошла вниз.

Но ближе к началу эпохи Ренессанса, христианские скрепы стали слабеть и элиты стал искать новые очки опоры. Как обычно в таких случаях, они в поиске нового обратился к старому. А поскольку европейцы знали, что раньше они были язычниками, то обратились к античному наследию, интерес к которому и породил феномен Возрождения.

В итоге, скажем, Христос из худосочного, извините, заморыша со средневековых изображений за довольно короткий срок превратился в атлетичного красавца, без проблем «нарастившего» не менее 20 кг мышечной массы и здорово прибавивши в росте.

Это раннее Возрождение. Антонелло да Мессина. Средневековая идеология еще торжествует.
Это раннее Возрождение. Антонелло да Мессина. Средневековая идеология еще торжествует.
Здесь тоже видим щупленького дядю кисти фламандца Дирка Баутса.
Здесь тоже видим щупленького дядю кисти фламандца Дирка Баутса.
А это уже полновесный возрожденческий Христос работы Микеланджело.
А это уже полновесный возрожденческий Христос работы Микеланджело.
Христос 17-го века тоже мог бы быть фитнес-инструктором.
Христос 17-го века тоже мог бы быть фитнес-инструктором.

Наши предки таких слов, конечно не знали, но если бы знали, то посмотрев на нового перекачанного Спасителя, они бы сказали, что это какой-то Христос на стероидах.

  • Впрочем, так и случилось, ибо ренессансная тенденция сменилась потребленческой и сейчас облик Христа в некоторых сообществах уже дошел до маразма, всё более напоминая Конана-варвара, что, как по мне, крайность.
Надо полагать, после креста пришла пора Пилата навестить.
Надо полагать, после креста пришла пора Пилата навестить.

Т. е. когда ментальная, мифологическая матрица европейского христианина (отмечу, что христианами эти люди быть не перестали, только отчасти сместившись в сторону язычества) пошатнулась, он сразу же нашел другую точку опоры, предшествовавшую христианству – язычество с характерными для него образами физической мощи и выраженной эстетикой.

Традиционный архетип может затрещать и у еврея и это случается очень часто. Но к чему он в таком случае обратится? Ведь обычно обращаются к соседнему архетипу, а к далекому и экзотическому – значительно реже.

  • У итальянца, русского или чукчи есть языческий период. А что есть у еврея?

Вот здесь очень интересно: на самом деле у евреев тоже есть языческая составляющая их истории, но она им практически неизвестна, за исключением специалистов и крохотной кучки интересующихся.

Все остальные видят историю своего народа глазами Библии, согласно которой первый еврей одновременно был и первым иудеем, и вся дальнейшая борьба евреев за свое выживание была борьбой за иудаизм. В общем, перефразировав Маяковского, можно сказать «мы говорим еврей – подразумеваем иудей», ну и наоборот.

Иудаизм же почти полностью игнорирует эстетику, налегая на этику. Фактически иудеи были одними из первопроходцев разделения духа и тела с идеей превосходства первого. Впоследствии эта идея была возведена в абсолют христианами развившими идею грешной плоти и вообще материи.

Поэтому соскок бывшего иудея на языческий архетип вероятен в значительно меньшей степени. Он скорее соскочит на столь же неспортивный христианский или едва ли более спортивный исламский, или же на атеистический, который, хотя и несколько более спортивен, но все же научным является в намного большей степени и во многом сформирован под христианским влиянием.

Последнее подтверждается хотя бы тем что наука и спорт в нашем сознании разделены. В древнегреческом видении мира такого не было. Среди их мыслителей от атлетов в глазах рябит, а у нас с этим не так красиво (хотя, если верить исследованиям, среди ученых высшего уровня любителей спорта все же больше, чем в их возрастной группе в среднем по популяции).

Поэтому, когда евреи жестко держались за свои религиозные традиции, у них, можно сказать, были одни раввины, банкиры да аптекари. Были еще простые ремесленники, даже крестьяне, даже жившие в нищете, но даже несмотря на это они не породили культа физической мощи.

И лишь когда они соскочили со своих религиозных традиций, что-то начало меняться, но не сильно. Соскок был не столько соскоком, сколько продолжением своих традиций, только уже в духе эпохи Просвещения.

В итоге евреи стали долбить не писания, а научную литературу, и вместо песен в синагоге для себя любимых, стали изучать музыку в консерваториях.

Но в целом устремления остались примерно теми же: книги, усидчивость, медицина, ростовщичество, музыка, революции, что со временем отразилось в нашей жизни в виде еврейского нашествия в этих и некоторых других сферах.

При этом можно увидеть, что даже в этом случае всё идет по рельсам и никакой особой свободы выбора и действий почему-то не видно.

Евреи, как принято считать необычайно умны и талантливы. Вот только если присмотреться, то можно увидеть, что это проявляется только в определённых сферах.

  • Шахматы двигают гениально. А шашки или войска – не особо. Хотелось бы знать, как они играют в го.
  • Ультра-скрипачей и аналогичного уровня пианистов они подарили целый ворох. Но с гитаристами почему-то не особо.
  • Очень много евреев в джазе. Но очень мало в тяжелом роке. Впрочем, здесь, скорее всего, тоже играет роль то, что еврейский архетип плохо ложится на выраженную брутальность данного жанра. Зато в бардовской песне, с ее акцентом на духовные поиски от евреев в глазах рябит.
  • Революции делают отлично. Но политику неважнецки. Азартные оппозиционеры, но, похоже, посредственные главы государств.
  • И даже если мы сунемся в спорт, в котором нужно двигать ногами, я не ферзями, то мы чаще будет встречать евреев, среди, скажем, фигуристов, чем среди борцов, т. е. в «изящных» видах спорта.

Слово «изящный» я не случайно взяла в кавычки, ибо изящной там является разве что обёртка, а на деле всё, как и везде: «паши́, Карлос – солнце ещё высоко!»

Но хотя бы образ изящен и не брутален: и то уже конфликт с древней культурной матрицей будет снижен.

Бартоломеус Бренберг - "Моисей и Аарон превращают египетскую реку в кровь".
Бартоломеус Бренберг - "Моисей и Аарон превращают египетскую реку в кровь".

Читатель, думаю, уже понял, что статья была не столько о спорте и евреях, сколько о том, что не только наши действия, но и даже наши желания, не такие уж и наши, и часто отражают ту культурную матрицу, которая сформировалась, возможно, за многие-многие века до нашего появления на свет.

И чем более свободным склонен считать себя человек – тем больше вероятность того, что он, словно робот, воспроизводить заложенную в него программу, совершенно искренне веря, что он проживает собственную жизнь.

  • Однако есть и хорошая новость: ясное осознание и внимательное наблюдение за собой могут открыть многое, и тогда уже вы будете выбирать себе матрицу, а не жить с той, которую вам при рождении на шею повесили.
Всех благ, дорогие читатели!