Каталитический нейтрализатор (катализатор) – неотъемлемая часть современного автомобиля, оснащённого бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Он появился в конструкции транспортных средств более 20 лет назад одновременно с ужесточением экологических норм и сохранился до сих пор. Однако, среди водителей устройство вызвало неоднозначное мнение, и многие считают его бесполезным или даже вредным для автомобиля. Давайте разбираться, с чем это связано, и зачем некоторые владельцы удаляют конструкцию сразу после выезда из салона.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Современный катализатор представляет собой блок из керамических сот, на которые нанесены редкие металлы. Выхлопные газы, проходя через устройство, вступают в химическую реакцию и распадаются на более безопасные для окружающей среды. Исследования показали, что катализатор позволяет значительно снизить объём вредных выбросов и избавиться от неприятного запаха топлива.
Как и другие узлы автомобиля, каталитический нейтрализатор не является вечным. Срок его службы зависит от множества факторов: качества, условий эксплуатации, характеристик топлива и других. Так или иначе, со временем катализатор теряет свойства и хуже справляется со своей задачей. Из-за этого снижается мощность двигателя, возрастает расход топлива, а на приборной панели может появиться сигнал Check Engine ("Проверьте двигатель").
Негативная репутация у катализаторов появилась из-за случаев их разрушения, которые иногда принимали массовый характер. Например, на популярные модели одной южнокорейской марки в течение длительного времени устанавливали низкокачественные катализаторы, которые буквально рассыпались. Пыль от устройства попадала обратно в двигатель через систему рециркуляции выхлопных газов со всеми вытекающими последствиями. С проблемой столкнулись многие владельцы, и далеко не всем удалось отремонтировать автомобиль по гарантии.
Примечательно, что, судя по всему, производитель знал о низком уровне качества катализаторов. Именно поэтому в условиях гарантии было указано, что именно на катализатор она составляет всего 1000 км пробега (при 150 000 км на подавляющее большинство других узлов автомобиля). Проблемы с узлом возникали и у других производителей, но они имели менее массовый характер.
Ещё один нюанс касается мощности, которую "съедает" катализатор. Не секрет, что хорошая "продувка" выпускной системы улучшает характеристики двигателя. Замеры показывают: препятствие в виде катализатора снижает мощность на 3-5% в зависимости от особенностей автомобиля. И если на малолитражке это практически не ощущается, то "заряженной" модели отсутствие нейтрализатора позволит получить значительную прибавку к характеристикам.
Все эти факторы привели к тому, что некоторые водители удаляют катализатор буквально после выезда нового автомобиля из салона. Подобные действия, безусловно, сказываются на гарантии, но и это их не останавливает. Однако, важно помнить о недостатках удаления катализатора. Зачастую из выхлопной трубы появляется неприятный запах, на некоторых двигателях может возникнуть "масложор" и другие проблемы. Стоит несколько раз подумать перед тем, как решиться на подобный шаг.