Найти тему

Новый закон о маркировке рекламы в интернете- что важно знать бизнесу

Оглавление

Что надо знать о маркировке рекламы в интернете

В начале сентября вступили в силу новые правила публикации рекламы в интернете. Согласно этим правилам, сведения о рекламе должны были поступать в Роскомнадзор.

Для передачи этих сведений планировалось выбрать операторов рекламных данных (ОРД), которые собирали бы информацию и передавали её в Роскомнадзор. Однако на данный момент операторы не были выбраны, поэтому было решено отменить штраф за непредставление информации до 31 октября.

Правительство создало специальную комиссию, которая должна выбрать и утвердить список операторов рекламных данных.

Согласно новым правилам, информация о рекламе будет собираться в Едином реестре интернет-рекламы.
Там она будет храниться в течение пяти лет. Доступ к этой информации получат участники рекламного рынка, а также Роскомнадзор, ФНС и ФАС.

Создание реестра позволит ФАС своевременно реагировать на нарушения требований к рекламе. ФНС будет отвечать за соответствующее налогообложение.

Когда закон начнёт действовать, Роскомнадзор будет собирать и хранить информацию об объекте рекламы, о рекламодателе, о распространителе рекламы и об операторе рекламных систем.

Что попадает под категорию рекламы

**Действие закона распространяется на все виды рекламы.**

С сентября этого года в интернете на каждом рекламном материале должна быть специальная пометка — токен, а также ссылка, которая ведёт непосредственно к рекламодателю или на ресурс с соответствующей информацией.

**Что такое токен?**

Это специальный буквенно-цифровой маркер, который должен присутствовать в AdChoices. В нём указывается идентификатор рекламного оператора и присвоенный им индикатор. Информация предоставляется в зашифрованном формате.

Маркировка необходима в следующих случаях:

* На гиперссылках, UTM-метках и QR-кодах, если они используются для привлечения внимания или формирования интереса.
* На SEO-статьи и ссылки, предназначенные для продвижения.
* На продакт-плейсмент — показ продукции в фоновом режиме или использование товара как реквизита.
* На ссылки-кнопки, используемые как баннеры рекламы.

Однако требования по маркировке не распространяются на социальную рекламу, электронные письма и пуш-уведомления. Если реклама присутствует в телепередаче или радиопрограмме, а затем появляется в интернете, то в таких случаях законодательство не применяется.

Кто имеет право передавать информацию в Роскомнадзор

Обязанность по предоставлению информации распространяется на несколько категорий участников: рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем.

Рекламодатель — это производитель или продавец товара, а также лицо, ответственное за рекламу. Рекламодателем может быть физическое лицо, индивидуальный предприниматель или организация.

Рекламораспространитель — это лицо, которое занимается распространением рекламы на своём сайте, независимо от его категории. В эту категорию попадают сетевые ресурсы, блогеры и другие лица. Владельцы сайтов, где публикуются рекламные баннеры, также включены в категорию рекламораспространителей.

Оператор рекламной системы — это структура, обеспечивающая работу рекламной системы.
Примерами таких операторов являются «Яндекс», «Вконтакте» и другие ресурсы.

Оператор рекламных данных (ОРД) — это владелец программ, которые отслеживают распространение рекламы в интернете. На данный момент перечень ОРД не определён, но Роскомнадзор обещает опубликовать список в ближайшее время. Из-за отсутствия списка ОРД период до 31 октября считается переходным.

В обязанности оператора входит учёт и передача соответствующих сведений.
Рекламодатель может передать обязанность по передаче сведений рекламораспространителю или ОРС, но только в следующих случаях:

* обладает исключительным правом на объект;
* является продавцом объекта;
* является производителем объекта.

Что должно передаваться

В законе прописаны критерии информации, которую необходимо предоставить в Роскомнадзор. Вот некоторые примеры:

* сведения об объекте — это информация об инструменте, оборудовании или другом продукте;
* информация о ресурсах и приложениях, где публикуется реклама. Если реклама размещается на нескольких ресурсах и приложениях, нужно предоставить информацию о каждом из них;
* объёмы демонстрации — это информация о частоте показа рекламы и категориях пользователей, например, круглосуточный показ в течение нескольких дней или показ в определённые дни в назначенное время;
* форма демонстрируемой рекламы — видеоролик, видео трансляция, баннер, текстовая информация или что-то ещё;
* сроки размещения.


На данный момент нет точных сроков передачи информации в Роскомнадзор, но уже подготовлены поправки, которые регламентируют обязательную передачу данных.
Если поправки будут приняты, участникам рекламного рынка будет предоставлено двадцать календарных дней после первого появления рекламы.

Пока на законодательном уровне сроки не определены, и это значит, что наказание за нарушение сроков передачи информации не будет применяться. Это применимо даже в случае, если завтра появится перечень организаций, которые могут передавать данные в Роскомнадзор.

Как происходит передача данных

Передача информации будет осуществляться через оператора рекламных данных (ОРД). Каждый участник заключает договор с оператором и передаёт ему часть информации.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона № 347-ФЗ от 2 июля 2021 года, оператор присваивает рекламе уникальный идентификационный код. По этому коду можно отследить распространение рекламы. Если у рекламы нет кода, её распространение запрещено.

Пока нет информации о том, как и когда будут определять и присваивать идентификатор.
Однако Роскомнадзор обещает опубликовать положения о механизме присвоения кода.

Помимо передачи информации, в обязанности ОРД также входит отслеживание и фиксирование сведений о демонстрации рекламы: на каком ресурсе, сколько и в какое время она показывалась.

Если обнаружатся несоответствия между заявленной и реальной демонстрацией рекламы, ОРД должен сообщить об этом в ведомство. Критическая разница между заявленными и реальными показами составляет 5%. Если разница превышает этот показатель, это считается нарушением.

Какое наказание может последовать за нарушение законодательства

На данный момент никаких наказаний не предусмотрено.

Поскольку перечень ОРД, механизм присвоения идентификатора и некоторые другие положения Закона о маркировке рекламы в интернете ещё не утверждены, наказывать нарушителей пока невозможно.

Теоретически, после вступления закона в силу, за нарушение правил маркировки рекламы может быть выписан штраф. Для индивидуальных предпринимателей и руководителей компаний штраф составит от четырёх до двадцати тысяч рублей.
Если нарушитель относится к малым предприятиям, сумма штрафа может варьироваться от 50 до 250 тысяч рублей. В случае нарушения, совершённого средними или крупными организациями, предусмотрен штраф от 100 до 500 тысяч рублей.

Однако стоит учитывать, что это предварительные данные, и к завершению переходного периода могут быть внесены новые поправки, которые изменят ответственность за нарушения.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!