Найти тему
The art of Psy

Эмоции и чувства: различия, тонкие нюансы

В психотерапии проблема понимания клиентами собственных эмоций и чувств достаточно распространенная. Это и трудности осознания эмоций, сложности их вербального обозначения и дифференцирования друг от друга, а также от других явлений. Порой пациенты вообще не понимают, что они испытывают: чувствуют, что им "плохо, тяжело", а как назвать эту "тяжесть" не знают. Часто совершенно не осознают, как в теле, на уровне явно наблюдаемой физиологии протекают эмоциональные процессы. "Этот тяжеловесный лонгрид написал специально для своих пациентов/клиентов ради того, чтобы максимально подробно и во всех нюансах освятить эту непростую тему, попытаться научить их тонкой дифференциации эмоционально-чувственных явлений.

В этой статье мы разберем подробно:

Эмоции

  • Что такое эмоции
  • Базовые и сложные эмоции
  • Из каких процессов состоят эмоции?
  • Радость, гнев, страх, печаль, удивление, отвращение
  • Важные характеристики эмоций
  • Функции эмоций
  • Эмоции и другие "эмоциональные феномены"
  • Эмоции и когнитивные функции
  • Когда эмоции переходят в состояния

Чувства

  • Характеристики чувств
  • Как отличить сложные эмоции от чувств?
  • Какие бывают чувства?

Эмоции

Что такое эмоции

Итак, эмоция (лат. «emovere» — волновать, возбуждать) — это непроизвольная психическая реакция (а также процесс, состояние), отражающая субъективное оценочное отношение человека к различным внутренним и внешним событиям (стимулам).

А теперь остановимся на отдельных деталях определения. Итак, эмоции

  • можно рассматривать в 3-х аспектах: реакция, процесс, состояние
  • непроизвольны — возникают независимо от нашего желания
  • индикатор наших потребностей и желаний
  • внешние стимулы: предметы, люди, ситуации, проявления чужих эмоций и т.д.; внутренние стимулы: мысли, образы и представления, воспоминания, ваши собственные эмоции или эмоции других людей
  • могут возникать как на стимулы, которые воздействуют прямо сейчас, так и на ожидаемое неприятное (или приятное) событие в будущем;
  • могут возникать одновременно с другими эмоциями (например, печаль и гнев, отвращение и интерес и т.д.)
  • могут быть реакцией на собственные эмоции - мета-эмоции (например, стыд за проявление неодобряемого в обществе гнева или страха)
  • могут возникать в ответ на возможное возникновение другой эмоции (при панических атаках страх появления своего страха объекта/ситуации)
  • могут быть неосознаваемыми (зависит от "эмоционального интеллекта"!)

Базовые и сложные эмоции

В науках, изучающих психику принято выделять базовые (или первичные, элементарные) и сложные (вторичные, составные) эмоции. Большинство авторов в их число включают радость, гнев, страх, печаль, удивление и отвращение. Почему именно эти эмоции первичные, как ученые обосновывают их «базовость»?

1. Базовые эмоции (БЭ) имеют четко очерченную связь со специфическими отделами мозга. Например, страх - с активацией миндалины, медиального ядра таламуса, передней части островка, задним гипоталамусом, а также покрышкой; гнев - с миндалиной и срединным центром таламуса и т.д.

2. Исследования показывают, что БЭ, по сравнению со сложными, более реактивны - они возникают быстрее.

3. БЭ ранее других появляются в филогенезе - в рамках исторического развития всех живых организмов. Так, например, мы видим, что у высших млекопитающих уже появляются радость, гнев, страх, интерес, отвращение и горе. В онтогенезе (т.е. развитии организма с начала рождения) первыми формируются базовые эмоции, а затем уже на их основе более сложные. БЭ в течение тысячелетий были связаны с выживанием человека как вида. Например, страх всегда помогал избежать опасности, мотивировал к действиям, сохраняющим жизнь. Отвращение помогало избежать контакта с токсичными, патогенными организмами, испорченной пищей и т.д.

4. Представители всех культур и цивилизаций одинаково хорошо понимают БЭ эмоции по мимическим признакам и выражают их собственной мимикой схожим образом (пример: австралийские аборигены в исследованиях Пола Экмана)! На этом основани (и не только) исследователи делают вывод о том, что эти эмоции уже встроены в генетическую программу человека.

Любопытный факт. Базовым эмоциям предшествуют еще более «базовая» и более «первичная» форма реагирования — эмоциональный тон ощущений (ЭТО). ЭТО переживается как удовольствие или неудовольствие от контакта с раздражителем. В отличие от базовых эмоций ЭТО требует непосредственного контакта с раздражителем. Биологический смысл ЭТО помогать поддерживать гомеостаз организма, а также сигнализировать о вредности или полезности стимула, раздражителя. Кстати, если обратить внимание на то, как развивается ребенок в первые недели жизни, то можно увидеть, что в его арсенале присутствует только эти две реакции в связи с удовлетворением или неудовлетворением биологических потребностей новорожденного.

Теперь о сложных эмоциях. Сложные эмоции состоят из сочетания простых.

Примеры:

  • зависть = интерес + гнев
  • интерес = радость + удивление
  • обида = грусть/печаль + гнев
  • презрение = гнев + отвращение
  • ревность = гнев + тревога
  • стыд = страх + вина + грусть

Cостав таких эмоций может быть разным. Например, зависть может включать в себя стыд/грусть, а эмоция стыда может содержать в себе гнев, направленный на себя.

Из каких процессов состоят эмоции?

1) Субъективная оценка ситуации (Что это для меня значит? Как это задевает мои интересы? Как это угрожает мне? и т.д.)

2) Субъективный фон переживания — то самое приятное или неприятное переживание ситуации в зависимости от вашего личностного восприятия. Разумеется, есть стимулы с единственно возможной реакцией на него (например, вас внезапно облаяла злая собака и это однозначно неприятное переживание), а есть ситуации, в которых характер эмоции зависит от ваших индивидуальных особенностей (вам наступили на ногу в транспорте).

3) Нейрофизиологические процессы (выделение нейромедиаторов, напр., серотонина в гипоталамусе, эндорфинов в гипофизе при радости и т.д.)

4) Психофизиологические процессы (напр., усиление потоотделения, повышение ЧСС при страхе и т.д.)

5) Поведенческие проявления. Это все те моторно-двигательные непроизвольные действия (сжатые кулаки при гневе, поднятые плечи при страхе, поднятые брови и открытый рот при удивлении и т.д.).

6) Субъективные телесные феномены (напр. при гневе - ощущение «пламени в груди», обиде - «ком в горле», страхе - "холод по спине", "мурашки по коже", при тревоге «бабочки в животе», сдавленность в груди при печали и т. д.)

Важные характеристики эмоций

Эмоции характеризуют:

1) по знаку (валентности) — положительная (со знаком «+»), отрицательная (со знаком «-»)

Здесь нельзя обойтись без пояснения!
Положительные эмоции (радость, интерес) связаны с удовлетворением потребностей, а отрицательные с неудовлетворением (гнев, страх).
Несмотря на то, что эмоции со знаком "минус" чаще негативно влияют на успешность деятельности человека, вносят в нее дезорганизацию, влияют на адаптацию человека, они могут быть полезны и приносить плюсы в тех случаях, когда побуждают к активным действиям по изменению поведения, к смене стратегии и т.д. в сложных ситуациях. Так, например, гнев или страх может побудить человека к активным действиям в опасной ситуации и сыграть решающую роль в выживании. Печаль может стать побуждать к активным размышлениям и переосмыслению проблемы, ситуации.

2) энергетическому потенциалу - стенические (дающие силу, мобилизующие, например, радость, гнев) и астенические (истощающие, например, печаль)

3) интенсивности — т.е. по силе проявления эмоции

4) скорость возникновения

5) продолжительность — как долго держится эмоция, как быстро она угасает.

Функции эмоций

1) Эмоции как оценка (или сигнал)

Эмоции в эволюции человека является наиболее древней формой отражения окружающей действительности. Они появились раньше, чем осознанные, задействующие речь, а также когнитивные процессы. Базовая функция эмоций — оценивать пользу или вред, опасность или безопасность того или иного явления, объекта для человека. Они помогают нам понять и интерпретировать окружающую среду и быстро реагировать на изменения. Огромное количество экспериментальных исследований, которые мы рассмотрим в отдельной статье, показало, что эмоциональная оценка всегда идет впереди более осознанной, вербально-логической. Примером оценочной и сигнальной функции эмоции может служить страх, который сигнализирует об опасности и заставляет нас действовать предпринимать какие-то действия для защиты собственной жизни. Пример: Вы идете в темное время суток один (одна), подходите к темному переулку, из которого доносятся крики. Ваше сердце начинает биться быстрее, и вы чувствуете страх. Это эмоция страха помогает вам осознать возможную угрозу и принять меры для сохранения безопасности - изменить маршрут и пойти по другой более освещенной улице.

2) Эмоции как регуляторы поведения (мотивационная функция)

Регуляцию поведения эмоции выполняют не на напрямую, а посредством мотивов (которые не всегда осознаются). Эмоции также помогают нам регулировать наше поведение, мотивируя нас к определенным действиям.

Эмоции играют огромную роль в нашей мотивации и воздействуют на наше поведение. Каждая эмоция несет свою мотивационную функцию, влияя на наши решения, действия и стремления. Так, например, страх - одна из базовых эмоций, которая защищает нас от опасности, - мотивирует к действиям для сохранения жизни и благополучия. Когда мы испытываем страх, наш организм готовится к борьбе или бегству. Это эмоция мобилизует наши ресурсы, улучшает реакцию на опасность и помогает избежать проблем. Пример: При виде машины, несущейся на большой скорости прямо на вас страх моментально побудит вас ускориться и уйти с дороги, что спасет вашу жизнь.

В ситуациях, не связанных с выживанием, эмоции выступают как факторы побуждения к действиям действия или нежелания действовать. Здесь важно уточнить, что говоря о действиях, имеется в виду как минимум три варианта ситуация:

  • мотивация к началу действия
  • мотивация к продолжению уже начатого действия
  • мотивация к повторению уже совершенного действия

Эмоции играют значительную роль в формировании нашей мотивации. Положительные эмоции, такие как радость, могут значительно усиливать желание достигать каких-то целей. Когда мы испытываем счастье или удовлетворение, повышается наша энергия и уверенность в себе, что делает нас более склонными действовать. Страх, гнев, тревога могут стать тормозом для нашего стремления к достижению целей. Страх перед неудачей может привести к прокрастинации и избеганию. Эмоции подкрепляют (положительно или отрицательно) совершенные действия в зависимости от успеха их выполнения.

Пример 1. Вы хотите научится готовить пиццу. После трех неудачных попыток приготовления (в первой тесто оказалось сырым, вторую вы изрядно пересолили, а третья подгорела) мотивация к новым попыткам утрачивается полностью.

Пример 2. Вы получили положительный отклик или награду за свою работу, это вызывает чувство удовлетворения, радость и укрепляет желание продолжать действовать в том же направлении.

Пример 3. Неудачное публичное выступление, во время которого вы испытывали страх, тревогу перед большой аудиторией (страх ошибиться, выглядеть глупо и т.д.) может надолго отбить желание делать доклады на работе. Испытываемые в этом случае тревога, стыд могут выступать отрицательным подкреплением, снижающим мотивацию к повторению неуспешных действий.Разумеется, психика человека обладает потенциальным запасом гибкости и может действовать вопреки, преодолевая демотивацию, трансформируя негативный опыт в позитивный. Между успехом и желанием что-то делать нет прямой корреляции или зависимости. Все зависит от ваших индивидуальных особенностей, характера, темперамента, воли, ценностей и т.д.

3) Эмоции как социальные сигналы (коммуникативная функция)

Другая важная функция эмоций заключается в их способности передавать информацию другим людям. Эмоции помогают нам понять чувства и настроения окружающих и оперативно на них реагировать. Это помогает укрепить социальные связи и обеспечить эмоциональную поддержку. Пример: Ваша коллега по работе выглядит печальной и, таким образом, передает вам сигнал о том, что ей плохо. Гнев коллеги адресованный вам будет сигнализировать вам о том, что ваши действия рассматриваются коллегой как неправильные (объективно или субъективно), как нарушающие ее границы/затрагивающие ее интересы и т.п.

4) Эмоции как приспособление (приспособительная функция)

Эта функция логически вытекает из всех предыдущих пунктов, поскольку, давая жизненно важные сигналы, нам (о нашем состоянии) и другим людям, мотивируя нас к активной деятельности, эмоции помогают нам адаптироваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды и выживать в различных ситуациях. Выживать в прямом смысле и выживать иносказательно — в социальном, психологическом, духовном смысле.

В каком то смысле базовые эмоции это первичные мыслительные, коммуникативные процессы: такая «система мышления/коммуникации» позволяет оценивать из окружающей среды и на основе это оценки принимать решения: приблизиться к объекту и вступить с ним во взаимодействие, удалиться от него, а может оставаться на расстоянии и т.д.

Несмотря на то, что умение считывать эмоции других людей является врожденным, у всех нас неодинаково развиты способности к чтению и пониманию содержания и всех нюансов воспринимаемых эмоций. Это умение называется эмоциональным интеллектом (см. в отдельной статье).

Теперь давайте рассмотрим каждую эмоцию во всех этих аспектах.

Радость

-2

  • Радость переживается как приятная, положительная (+) стеническая эмоция; зависимости от интенсивности может выражаться в спектре: удовлетворение, оптимизм, счастье, экстаз или даже эйфория
  • выделяются эндорфины, повышается уровень серотонина, окситоцина, дофамина; снижается уровень норадреналина, кортизола
  • зрачки умеренно расширяются, дыхание умеренно ускоряется, пульс умеренно учащается
  • мышцы расслаблены, движения свободные раскованные, в мимике - улыбка и т.д.
  • ощущается "тепло в теле" (в области груди)
  • функция радости - в межличностном общении - установление привязанности и взаимного доверия между людьми; в деятельности - положительное подкрепление, поддержание мотивации на повторение успешных действий
Пример: Вы завершили дело, над которым трудились долгое время, и почувствовали огромную радость от его завершения. Эта эмоция радости мотивирует вас к дальнейшим достижениям и вдохновляет на новые проекты.

Гнев

-3

  • переживается как отрицательная эмоция, стеническая, по интенсивности варьируется в спектре: легкое негодование, раздражение, возмущение, злость, ярость, неистовость и т.д.
  • повышается уровень адреналина, норадреналин, кортизола; снижается: серотонин
  • выраженное учащение дыхания и пульса; напряжение мышц (особенно в области лица и шеи); зрачки расширены; сосуды и капилляры расширяются (возможно покраснение кожных покровов)
  • сжатые кулаки и челюсти, сжатые губы, нахмуренные (опущенные) брови, верхнее веко поднято, нижнее веко поджато,Очень важные характеристики эмоций!!!
  • функция гнева - в ситуациях межличностного общения гнев помогает установить и укрепить личные границы, а в ситуациях неудач (гнев на ситуация) - гнев способствует разрядке психического напряжения, а также мотивирует на переосмысление способов деятельности (проанализировать причины неуспеха) и изменить их на более эффективные
Пример: Вы испытали несправедливое, грубое отношение к себе на работе со стороны коллеги или начальства и чувствуете гнев по этому поводу. Этот гнев мотивирует вас высказать свое мнение, заявить о своей позиции, заступиться за себя или других и предпринять действия для изменения ситуации.

Страх

-4

  • переживается как отрицательная, астеническая эмоция, интенсивность которой проявляется в спектре: беспокойство, тревога, паника, испуг, ужас
  • повышается адреналин, норадреналин, кортизол
  • сужение сосудов и капилляров - бледность кожи или покраснение, похолодание конечностей
  • зрачки расширенные; напряжение в мышцах (чаще плечи, грудные мышцы); дрожь в теле, особенно в руках или ногах; быстрое и поверхностное дыхание; ускорение сердцебиения; усиление потоотделения (часто - ладони); усиление перистальтики кишечника, усиление желудочной секреции, дискомфорт в ЖКТ
  • дрожь, застывание (окаменел от страха), активация программы «бей», «беги» или «замри» (в зависимости от генетической конституции человека)
  • функции страха - защита от опасности, избегание опасности, дистанцирование от опасного объекта; мотивационная - предпринять активные меры по обеспечению безопасности.

Печаль

-5

  • переживается как отрицательная, астеническая эмоция и ее интенсивность варьируется в спектре: удрученность, грусть, тоска, уныние, горе, скорбь
  • снижается уровень серотонина, дофамина; умеренно повышается кортизол
  • поверхностность дыхания, его замедление, сужение сосудов и капилляров - похолодание конечностей, бледность кожных покровов лица
  • опущенные уголки рта, нахмуренные брови, опущенные плечи и голова, сутулость, слезы, движения замедленные, в целом двигательная активность снижена, человек может смотреть подолгу в одну точку, при этом реакция на обращенную речь замедленна (отсутствие интереса к окружающему)

Удивление

-6
  • возникает на новый, неожиданный стимул/ситуацию, не совпадающую с нашими ожиданиями, представлениями о том, какой она должна быть;
  • функция удивления - переключить внимание с текущей деятельности на что-то новое, неизвестное, чтобы понять что это такое
  • это самая кратковременная эмоция из всех базовых эмоций - она длится около 1 секунды
  • переживаться как умеренно или сильно неприятная или наоборот - приятная и выражаться в спектре: недоумение, замешательство, изумление, шок
  • напряжение в мышцах, особенно в мышцах шеи, расширенные зрачки, быстрое и неглубокое дыхание
  • замирание в «застывшей позе», брови высоко приподняты и изогнуты, появляются горизонтальные морщины на лбу; верхнее веко приподнято, нижнее - опущено, глаза широко открыты, рот открыт

Отвращение

-7

  • переживается как отрицательная стеническая эмоция
  • физиология: неприятное ощущение в горле или ЖКТ, тошнота
  • повышение тонуса мышц лица
  • поведение: автоматические движения удаления, дистанцирования от неприятного объекта, выставление рук вперед (попытка закрыться от неприятного объекта), высовывание языка (характерно больше для детей) и т.д.
  • функции отвращения: при встрече с неодушевленными объектами (несвежая еда, неприятные запахи, грязные предметы и т.д.) - защита от вредного токсичного воздействия; в деятельности - сигналил о том, что чего-то в переизбытке (например, какой-то монотонной работы, однообразной еды), т.е. защита от перегрузки чем-либо; в общении - сигнал о том, что какое-то поведение, действия другого человека для вас неприемлемы - т.е. установление границ.

Эмоции и другие "эмоциональные феномены"

С эмоциями связаны такие явления, как настроение, аффективное состояние (аффект), аффективно шоковая реакция. Рассмотрим их подробнее.

Настроение - длительно сохраняющийся, устойчивый общий эмоциональный процесс, который образует фон. Этот процесс невысокой интенсивности и как правило не связан с какой-то ситуацией.

Наконец, в ряду эмоциональных явлений особое место занимает аффект или аффективно шоковая реакция — интенсивная эмоциональная реакция имеющая взрывной характер. Эта реакция возникает в ответ на экстремальную ситуацию.

Однако, с этим понятием не все так просто.

Существует аффект нормальный и патологический

Во время нормального аффекта происходит сужение сознания, некоторое ослабление контроля, но не утрачивается полностью и критика к своему поведению сохраняется!!!

Пример: Над вами систематически издевается начальник (публично унижает, переходит наличности, лишает безосновательно премии и т.д.). В какой-то момент вы не выдерживаете и реагируете взрывной гневной реакцией с криком, стукнете по столу, хлопните дверью и т.п. Но вы не перейдете границу дозволенного, не полезете на начальника с кулаками и т.п.

Аффект патологический - особое эмоциональное состояние человека, представляющее собой чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, вспышку таких эмоций, как страх, гнев, ярость, отчаяние, бурно протекающее и характеризующееся внезапностью возникновения, кратковременностью протекания, значительным характером изменений сознания, нарушением волевого контроля над действиями. Такой аффект может быть следствием заболевания (расстройства личности, депрессии и т.д.), результатом продолжительного накопления негативных эмоций, а также результатом на внезапно возникшее экстремальное событие (смерть близкого, катастрофа, война, насилие, потеря имущества и т.д.).

Как мы видим критерием разграничения понятий нормального аффекта и патологического является подконтрольность - неподконтрольность воле, осознанность-неосознанность.

Кстати, психиатры и клинические психологи часто используют термины «аффект», «аффективное состояние», «аффективные реакции» и т. д. как синонимы понятиям эмоция/эмоциональное состояние/эмоциональные реакции. Психиатры, видя на приеме человека, у которого явно наблюдается эмоциональная окраска речи и поведения (в виде раздражительности, чрезмерной приподнятости настроения и т.д.) как правило, пишут "аффективно заряжен". А видя вспышки гнева могут написать что-то вроде "трудности регуляции аффекта"

Поскольку, как уже было сказано, эмоции связаны с удовлетворением потребностей индивида, мне кажется важно упомянуть понятие фрустрации (от лат. frustratio — обман, напрасное ожидание) — это особое психическое состояние, переживание неудовольствия и прочих отрицательных эмоций от того, что человек потерпел неудачу в попытке удовлетворения потребности, желания, когда какое-то событие не совпало с ожиданиями. Так, часто говорят о фрустрированных потребностях человека - т.е. неудовлетворенных.

Эмоции и когнитивные функции

Эмоции могут влиять на различные показатели внимания, восприятия, памяти, мышления. Но тут все не так просто, как может показаться. Положительные эмоции могут улучшить наше восприятие и способность к фокусировке на деталях, в то время как отрицательные эмоции могут отвлечь и расфокусировать наше внимание.

Так, например, при страхе или гневе происходит сужение фокуса внимания, а восприятие может искажаться (например, преувеличиваться степень угрозы). Усиливает след о опасности, однако, страдает оперативная (рабочая) память — снижается возможность удержания и оперирования текущей информацией. Разумеется, что при таком суженном фокусе внимания и искаженном восприятии страдает и мышление - оно может становиться туннельным, может затрудняться критический анализ ситуации, затруднятся процесс создания альтернативных стратегий и т.д.

Печаль или горе может также сопровождаться ухудшением концентрации, сосредоточения внимания, его переключаемости. наше восприятие окружающего мира также может измениться. Меняется восприятие. Цвета кажутся тусклее, окружающая обстановка – менее привлекательной, а события могут восприниматься искаженно - с негативным оттенком. Люди, испытывающие грусть, часто испытывают затруднения в запоминании новой информации и вспоминании ранее изученного материала. Это происходит из-за того, что печаль вызывает изменения в работе гиппокампа – ключевого участка мозга, ответственного за формирование и сохранение памяти. Кроме того, печаль может сказываться на нашем мышлении, делая его менее гибким и креативным. Люди, погруженные в грусть, часто склонны к негативному мышлению, перфекционизму и гиперфокусировке на проблемах.

Тема влияния эмоций на когнитврные процессы довольно неоднозначна и обширна. Предлагаю углубиться в нее в отдельной статье.

Когда эмоции переходят в состояния

Эмоции могут переходить в состояния, когда они становятся длительными, постоянными и влияют на общее эмоциональное состояние человека, его поведение, отношения с окружающими и физическое самочувствие.

Примеры:

1. Печаль - Депрессия.

Примеры 1. Человек, потерял работу и длительно ищет новую впадает в состояние достаточно тяжелой депрессии

Пример 2. Человек длительно испытывает глубокую скорбь из-за тяжелой утраты и, по каким то причинам, не может это пережить, это состояние может перейти в длительное депрессивное состояние.

2. Страх - Тревожность Постоянная тревога, страх или беспокойство по поводу определенной ситуации или события может привести к развитию тревожного расстройства или посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) когда страх становится постоянным, сопровождается зацикленными размышлениями (или образами-воспоминаниями) о прошлом или пугающем будущем.

3. Гнев - Раздражительность/гневливость. Постоянное чувство гнева, ненависти и раздражения в отношении определенных людей, событий или обстоятельств может привести к хроническому стрессу, невротизации, раздражительности, агрессивности.

Почему это происходит? Во-первых, как было показано выше ухудшение когнитивных процессов ведет к нарушению целостной, адекватной оценки ситуации. Длительное состояние эмоционального заряжения может влиять на биохимию мозга. Нарушение биохимических процессов в мозге ведет к негативным изменениям в мотивационной сфере, в частности, снижению мотивации к деятельности при снижении серотонина и дофамина, к усилению процессов торможения, в гиперактивации программ "бей/беги/замри".

Чувства

-8

Чувство — устойчивое эмоциональное отношение человека к кому-либо/чему-либо.

  • Это отношение, в отличие от эмоций, не ситуативное, а устойчивое и стабильное и отражает то, насколько значим для человека объект и явление
  • Чувство может возникать к живому объекту (человеку, животному), физическому предмету (например, восхищение картиной), или чему-то абстрактному
  • Это эмоциональное отношение всегда связано с потребностями и мотивами человека
  • Чувства развиваются на основе эмоций
  • Чувства развиваются длительно в процессе воспитания, образования, освоение культуры в контексте деятельности и общения с другими людьми и проявляются в ситуациях, когда люди взаимодействуют друг с другом на более глубоком уровне, чем просто обмен информацией или материальными благами
  • В основе чувств лежат удовлетворение высших социальных, культурных и духовных потребностей человека
  • В ходе нашего развития чувства у нас появляются позже, чем эмоции: в детстве преобладают эмоции - мы набираемся эмоционального опыта взаимодействия в социуме, впитывает культуру, моральные и духовные ценности, а затем, взрослея, на основе этого опыта у нас развиваются чувства.

Характеристики чувств

1) Чувства, также, как и эмоции, отличаются по знаку (положительным, отрицательным).

2) Интенсивность (напр, спектр: неприязнь, антипатия, презрение, ненависть).
Страсть - очень сильное по интенсивности, устойчивое, доминирующее чувство.

3) Широта/охват - насколько широко развит круг объектов/сфер жизни/людей, на которые человек распространяет свои чувства. Как правило, этот показатель связан с развитием самой личности, развитости ее социальных, культурных связей, степенью включённости в социальные процессы, различные виды деятельности. Так, человек способен испытывать чувство уважения не только к социально предписываемым субъектам (к старшим, к родителям), но и к сложным социальным культурным явлениям (исторической памяти, науке и знаниям, героизму защитников отечества и т.д.).

Как отличить сложные эмоции от чувств?

Сложные эмоции реактивны, связаны с конкретной ситуацией. Чувства устойчивы и стабильны, отражают глобальное отношение человека к каким-то явлениям. Попробую пояснить это на примере, самого часто испытываемого чувства моих пациентов — обиды.

В контексте эмоции обида представляет собой мгновенную и реактивную реакцию на конкретную ситуацию вторжения в ваши границы (оскорбление, несправедливость и т. д.) и сопровождается сочетанием различных чувств, например, негодования, разочарования, грусти, гнева. Обида может перерастать в устойчивое и длительное состояние, которое связано с тем, что человек часто сталкивался с ситуациями, когда его обижали и, таким образом, опыт столкновения с подобными ситуациями сформировал устойчивое эмоциональное отношение к обидчику.

Отличить на глазок сложную эмоцию от чувства непросто — требуется изучение истории взаимоотношения с объектом чувства/эмоции, анализ, изучение личности человека, его ценностей, разграничение ситуативных факторов и устойчивых фундаментальных состояний, влияющих на то или иное поведение.

Какие бывают чувства?

В большинстве современных классификаций выделяют следующие три типа чувств:

Нравственные — чувство ответственности/долга, дружбы, товарищества, патриотизма, это те самые чувства, которые мы переживаем к близким людям, коллегам, нашим подопечным, к родине. Нравственные чувства могут иметь отрицательный знак как результат социального неодобрения, например, чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти.

Интеллектуальные чувства связанные с умственной деятельностью человека, познанием, открытиями (согласно отечественным ученым (К. К. Платонов, П. А. Рудик и др.) к ним относятся любознательность, любопытство, удивление, радость решения задачи, удивление, недоумение, чувство догадки, сомнение).

Эстетические — чувства, сопровождающие восприятие произведений искусства (красоты, гармонии, возвышенного, трагического и комического и т.д.). Данные чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от эмоции удовольствия до эстетического восторга.