Найти тему
Другой путь

Сняли второй путь, затем разобрали станции и отменили поезда. Как РЖД разорвали сообщение с Беларусью. Бологое-Полоцкая линия на велосипеде

Оглавление

Это пост про старинную дореволюционную железнодорожную линию, которая волею судеб разорвана в 1992 году границей двух стран. Что с ней в итоге стало?

Современность, реалии, немного истории и много оригинальных фото прямиком из глуши Псковской области.

Краткая справка о предмете

Бологое-Полоцкая железная дорога - это длинная линия соединяющая Бологое и Полоцк (спасибо, кеп).

Открывшаяся в 1907, она связала такие города как Бологое, Осташков, Торопец, Андреаполь, с Великими Луками, Невелем, Полоцком и портами Прибалтики. Линия задумывалась, в первую очередь, как стратегическая железная дорога из центра на запад страны.

Хотя её хозяйственное и экономическое значение признавалось несущественным, в строительство вложили рекордные 53 миллиона рублей!

Деньги ушли в т.ч. в эстетическую составляющую. Никаких вокзалов-будок, как сейчас. Только красота, стиль и великолепие.

В мирное время по линии в обе стороны проходили до четырёх пассажирских и 14 грузовых поездов в день.

Линия была задумана и исполнена под два пути, однако из-за средней востребованности второй путь физически существовал далеко не везде, хватало многочисленных разъездов.

-2

Линия активно задействовалась в театре ВОВ обеими сторонами, инфраструктура претерпела значительные изменения.

Во второй половине существования СССР по линии продолжали активно курсировать грузовые поезда, направлявшиеся в Белоруссию, Прибалтику и обратно. Было несколько пассажирских и, на разных участках до четырёх пар пригородных поездов.

БПЖД знаменита тем, что чуть ли не до последнего в движении использовались паровозы.

С началом перестройки и последующим распадом СССР прекратилось транзитное грузовое движение. Вековые экономические цепочки и производства рушились. Остановился и внутригосударственный транзит.

Далее отменяются практически все пассажирские и пригородные поезда.

С 2010-х вся БПЖД является малодеятельной. И если участок от Бологого до Великих Лук худо бедно работает, то южнее - полный голяк. На момент посещения автором, в сторону Беларуси не ходило вообще никаких поездов, участок южнее Невеля фактически законсервирован.

Исключение - путеизмеритель условно раз в квартал.

Фото автора.
Фото автора.

В принципе, даже не надо ничего выяснять на месте, можно просто посмотреть список ликвидированных южнее Велики Лук раздельных пунктов:

Разъезд 316 км, разъезд Забойники, станция Чернозём, разъезд 338 км, БП 371 км , разъезд 375 км, станция Железница, станция Молокоедово, станция Клястица, станция Шалашки.

Неразобранными на территории РФ (130 км) остаются только три станции: Опухлики, Невель-1, Новохованск (фактически не действует т.к. пути заставлены брошенными поездами). Как говорится, результат налицо.

Ситуация выглядит даже судьбоносно: когда-то полностью двухпутная линия стала однопутной, а затем лишилась почти всех станций и вообще движения! Вот и строй на будущее...

ДП изучили данный сегмент в ходе велопутешествия Торжок - СПБ через Беларусь.

Детальный фоторассказ

1. Великие Луки. Вполне живая, хотя и изрядно захиревшая с лучших времён узловая и магистральная станция.

На восток - в Москву; на запад - в Новосокольники сносные объёмы движения. На север - в Осташков и Бологое, тоже без труда уедешь.

А вот на юг - на Невель только два поезда в неделю. Один вагон, рассчитанный на дачников выходного дня.

-4

Скорость низкая: 50 километров поезд едет полтора часа. За окном - ничего интересного, все станции и разъезды, кроме Опухликов, разобраны. Исторической архитектуры не видать. В принципе, и Опухлики не особо нужны при нынешних объёмах движения, но пока оставили зачем-то.

2. Внимания на участке достойна станция Невель-1.

Знаковое и интересное место.

-5

3. Вокзал Невель-1 Бологое-Полоцкой дороги 1907 года постройки потрясает своей красотой и размерами.

-6

Видно, что здание утратило часть декора и элементов. По видимому вокзал был аналогичен полоцкому и великолукскому, сломанным во время (после) ВОВ.

Зачем такой большой строили в маленьком городке непонятно.

-7

Причём находится он на "отшибе" - рядом какая-то "деревня", а вокруг - ни души.

Само здание давным-давно заколочено, железнодорожниками используется только его четвертинка.

Обращает на себя внимание экологичная платформа, производящая кислород (но только летом). Европа - завидуй!

-8

Пассажирский поезд здесь появляется только по пятницам и воскресеньям.

-9

4. Станция в настоящее время используется для отстоя всякого "хлама" - вагонов и локомотивов. Действует база запаса Невель, расположенная прямо за вокзалом:

-10

Судя по различным снимкам в сети интернет, "парк" регулярно обновляется. Что-то увозят, что-то привозят. Интересное местечко для любителей техники и транспорта. Сейчас, когда движение на РЖД упало, она вероятно забита под завязку.

Автор фотографии - Grabber.
Автор фотографии - Grabber.

5. Со станции Невель-1 есть съезд на магистраль СПБ-Витебск. Выходом на станцию Горушки:

-12

6. Существует также станция Невель-2 магистрали СПБ- Витебск.

Вокзал Невель-2 в разы меньше и невзрачней, хотя он главный для города Невель.

Не только это представляется парадоксальным. Судя по всему, Невель-1 появился позже Невеля-2!

Какая-то несуразица с цифрами?

-13

Город Невель - максимально депрессивное место. Хуже в Псковской области только Порхов. Обзора не будет, а то напишут "русофоб". Можно оценить в поисковике. Хотя, думаю, хватит и того факта, что с 90-х население упало вдвое.

7. Двигаемся дальше в сторону Беларуси.

-14

8. Невероятно, но факт: до 1772 года эти земли входили в Польшу!

К слову, тогда в составе России уже была Камчатка, Казахстан и прочее.

Например, эта прекрасная деревянная церковь Сошествия Святого Духа в деревне Плиссы построена ещё в период Речи Посполитой и не закрывалась даже во времена гонений со стороны большевиков.

-15

9. Ночёвка у деревни. На заднем плане БПЖД:

-16

10. Дальше Невеля идут ржавые рельсы. По состоянию на 2023 год, в сторону Беларуси десять лет не было абсолютно никакого движения, исключая дефектоскоп пару раз в год.

Однако это не помешало сделать капитальный ремонт участка с заменой деревянных шпал на бетонные. По странной российской традиции за подобным обычно следует консервация и разборка линии. Не смущайтесь блеску на фото - это обычный световой эффект. Рельсы на самом деле без наката. Видно, что насыпь устроена под два пути. Несколько десятилетий назад второй путь ещё лежал.

-17

11. А автодорога порой такая, что немногочисленный транспорт предпочитает ехать по обочине!

-18

12. Трасса идёт через полузаброшенные деревни со стариками и заросшими цветными домиками в западнорусском стиле.

-19

13. При населённых пунктах - разобранные станции с разрушенными платформами и заколоченными историческими вокзалами или без таковых.

-20

14. Единственная сохранившаяся станция на участке - Новохованск.

-21

Ну как сохранившаяся... путевое развитие есть, вокзал есть, но свои функции станция выполнять не может - все пути, кроме главного заставлены "брошенными поездами". Из-за санкций на РЖД нечего возить - подвижной состав девать некуда. Локомотивы вот отправляют на базы запаса как в Невеле - а вагоны расставляют по "ненужным" станциям.

Для этого дела даже арендуют станции на ЖД необщего пользования (читай частных).

Правый путь тупиковый.
Правый путь тупиковый.

На станции Новохованск также сохранился великолепный исторический вокзал времён постройки дороги.

Раньше их было очень много, теперь не больше десятка на все 400 вёрст. Он всё ещё не перекрашен в серый!

-23

За окном - внушительная пачка газет Гудок. Это такое ведомственное издание, родом из МПС.

Есть мнение, что железнодорожников чуть ли не насильно заставляют выписывать их. Вот даже сюда доставляют!

-24

Историческая железнодорожная казарма на станции Новохованск. Сейчас жилой дом, квартплату или сбор на землю взимает РЖД:

-25

Внутри вокзала всё как 100 лет назад!

-26

Водонапорная башня, из которой заправляли паровозы. Откуда брали воду непонятно. Подходящих водоёмов поблизости нет. Есть мнение, что специально привозили.

В детстве было желание жить в подобной башне.

-27

Название у станции городское, но место на деле деревня-деревней в худшем российском проявлении. Новохованск, в своё время, оскандалился на всю страну из-за состояния местной школы [https://pressaparte.ru/news/mneniya/1253/]

15. Ну и дальше всё по-старому: снова полузаброшенные деревни, зарастающие поля, разобранные станции, разрушенные церкви. Фотодокументировать весь этот горький катаклизм не хочется, художественности сильно не хватает. Не интересно.

Лес вот, иногда хороший и всё что в нём растёт:

-28
-29
-30
-31

16. Граница с Беларусью. Сразу же идеальный асфальт! За кордоном встречает живая деревня с аистами и детьми, даже солнце выглянуло. Правда асфальт скоро кончился, превратившись в грунт, но всё равно гораздо лучше, чем то, что было. Подозреваю это т.н. "карельский ремонт", если нет денег - дорога деасфальтируется, засыпаясь песчано гравийной смесью. Ну а что, тоже вариант!

-32
-33
-34
-35

17. Честно, не до конца понимаю, как это удаётся нищей республике. Казалось бы, та жа самая местность - климат, менталитет, язык. Те же самые проблемы (в Беларуси их даже больше), но абсолютно другие миры. Наглядно.

Езжайте в Невельский район и убедитесь.

Поля обрабатываются, дороги делаются, даже железная дорога с этой стороны работает! В пору говорить о белорусском чуде)

Пишите в комментарии мысли на этот счёт.

-36
-37

18. Беларусь - типичная иллюстрация пирамиды Маслоу. Когда удовлетворены первичные потребности - включается творчество. Дома ухожены, разукрашены, лужайка выкошена. Заборы прямые, наконец.

А теперь сравните с точно таким же домом на фото 12. Со стороны РФ таких большинство, со стороны РБ - большинство именно ухоженных!

Или их там милиция заставляет? Всем пацакам разукрасить дом и радоваться!

-38
-39

Даже комарам в Беларуси больше нравится! На самом деле подозреваю, что дело в наличие скота. Со стороны РФ его практически нет - здесь ходят коровы.

19. Ночёвка на белорусской стороне: вид из под тента палатки.

-40
-41

20. Возвращаемся на линию в районе станции Дретунь. Комментарии излишни.

-42

Как и все железные дороги Беларуси, всё поддерживается в полном порядке. Зачем-то даже сохранены почти все промежуточные станции, хотя из движения здесь только летние "дачные" поезда не каждый день.

-43

21. Красующийся приятными цветами и свежим ремонтом вокзал открыт для пассажиров. Здание имеет простенький, но индивидуальный проект.

-44

В советское время станция отметилась героическим инцидентом.

...Предновогодний декабрьский рейс 1975 года для паровозников Дегелау и Булуха стал последним. 
Из-за поворота, бегущего в Белоруссию железнодорожного пути, вынырнул разрешающий предупредительный сигнал станции Дретунь. Радовал «зеленым» и входной сигнал станции. Стрелка скоростемера уцепилась за максимально допустимую цифру. Все внимание машиниста и его помощника приковано к напольному сигналу и правильности приготовленного маршрута. 
   Торопливо попыхивая белесым столбом, громко разговаривает с ночным небом паровозная выхлопная труба. Колеса паровоза с громадной силой накатываются  на рельсы, четко постукивая на стыках. До входного  сигнала станции остались считанные метры. 
   И вдруг в будке машиниста раздался оглушительный треск. Мигом закружилось по паровозной будке белесое жгучее пламя. Оно металось от стенок к дверям, проемам и продушинам. Билось о карнизы и перегородки, с хрустом отрывая доски, слизывая краску с деревянных обшивок и металлических деталей, нестерпимым  жаром обрушилось на Александра и Серёжу.
https://pskovrail.ru/novosti/depo_na_lovati_podvigi_maschinistov.html

Короче говоря, обожжённая бригада смогла остановить поезд и потушить котёл паровоза Л-5264. Т.е. спасти гос. имущество и предотвратить возможную катастрофу, но от полученных ожогов оба скончались.

-45

22. Поезд сообщение Алёща (граница с РФ) - Полоцк прибывает на станцию Дретунь.

-46

23. До Полоцка здесь всего ничего, линия фактически дублируется автотрассой, поэтому постепенное сворачивание движения имеет место быть и на белорусской части БПЖД. По состоянию на 2024 осталось всего четыре поезда в неделю.

Летом 2024 власти Псковской области вернули пригородку в объёме одного дня в неделю! Возможна пересадка по Алёще.
Спустя десять лет, по средам, появилась возможность проехать всю легендарную линию целиком!

Я думаю, что скоро опять отменят, торопитесь воспользоваться.

-47

Станция Полоцк. Слева поезд на Алёщу. Справа - в Витебск.

2018 год.
2018 год.

Далее двигаемся на Верхнедвинск. Спасибо.

Продолжение:

Поддержка автора, связь и секретный контент на бусти:

Другой путь - Путешествия и документалистика

Рубрика железнодорожье специально для любителей ржавых рельсов:

Железнодорожье | Другой путь | Дзен