Так уж вышло, что никогда не любила и уже, наверное, не полюблю ставший классикой фильм Александра Птушко «Алые паруса».
Тем более, казалось бы странно, что все в этом фильме прекрасно.
И актеры именитые заняты: Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Александр Хвыля, Зоя Фёдорова.
А уж главные герои в исполнении Анастасии Вертинской и Василия Ланового и вовсе ослепляют молодой красотой.
Великолепны пейзажи. Ведь снимали-то в красивейших местах: в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде.
Наконец, всю эту лепоту венчает позитивная сверхидея о том, что надо верить в свою мечту. И тогда обязательно приплывут прямо тебе в руки эти самые алые паруса.
В общем, все оптимистично и блистательно.
Тем более снимал-то большой мастер. Создатель легендарных «Садко», «Каменный цветок», «Илья Муромец».
Но с «Алыми парусами» Александр Птушко справился так себе. Не очень. Потому что в одноименной повести-феерии Александра Грина все глубже, тоньше, деликатней. В ней угадываются романтическая печаль, ускользаемость призрачной грезы, изящная условность. Между прочим, об этом говорили и вдова писателя Нина Грин, и кинокритики.
«Алые паруса» – фильм яркий, громогласный, прямолинейный. Очень красивый. Плакатный. Почти иллюстрация к «Кодексу молодого строителя коммунизма».
Наверное, это сегодня и раздражает.
Особенно победительная, картинно красивая парочка Анастасии Вертинской и Василия Ланового.
Анастасию Вертинскую в роли Ассоли принять решительно невозможно.
Известно, что режиссеру предлагали на главную роль в «Алых парусах» и Аллу Ларионову, и Людмилу Гурченко, и даже Тамару Макарову. Малоподходящие кандидатуры, согласитесь.
Но и Вертинская, на которой так настаивал А. Птушко, тоже не лучший вариант. Ну, какая из нее скромная и робкая поселянка? Из нее-то, у которой на лбу расписалась принадлежность к высшему обществу. Здесь не спасает ни юный возраст, ни экзотическая красота. Ряженая красотка – и все тут.
Ассоль была созданием не от мира сего. Потому и смеялись над ней все вокруг. Кто надумал бы посмеяться над Настей Вертинской? Хотела бы я видеть этого смельчака. Слишком угадываются даже в юной Анастасии расчетливый ум и практическая хватка. Да и сама Вертинская призналась однажды, что Ассоль была ей не близка по характеру.
Что же касается Василия Ланового, то в роли идеального Артура Грея, несмотря на внешность прекрасного принца, он тоже неубедителен. Слишком выспренный и пафосный получился этот Грей. Без трещинок и индивидуальных особенностей.
Я понимаю, что «Алые паруса» крепко привязаны ко времени. Но 1961 год – эпоха оттепели. Можно было бы и допустить какую-нибудь вольность, чтоб фильм получился более живым. А то – всего лишь красивая картинка.
И, между прочим, посыл фильма «Алые паруса», как мне кажется, довольно вредный для современного зрителя. Особенно юного. Получается, что сиди да мечтай, и обязательно приплывут к тебе алые паруса. Как в старой песне поется: «Вся жизнь впереди, надейся и жди».
Ну, уж нет. В наше время все иначе.
А вы, что думаете об этом, дорогие читатели?
Все фото из открытых источников интернет.
Фотоколлаж авторский.