Найти в Дзене
В кино с Варварой

Этот фильм считается классикой. А по мне так – красивая картинка с малоубедительной идеей

Так уж вышло, что никогда не любила и уже, наверное, не полюблю ставший классикой фильм Александра Птушко «Алые паруса».

Постер фильма «Алые паруса».
Постер фильма «Алые паруса».

Тем более, казалось бы странно, что все в этом фильме прекрасно.

И актеры именитые заняты: Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Александр Хвыля, Зоя Фёдорова.

Кадры из фильма«Алые паруса».
Кадры из фильма«Алые паруса».

А уж главные герои в исполнении Анастасии Вертинской и Василия Ланового и вовсе ослепляют молодой красотой.

Великолепны пейзажи. Ведь снимали-то в красивейших местах: в Алупке, Коктебеле, Ялте, Пицунде.

Кадры из фильма«Алые паруса».
Кадры из фильма«Алые паруса».

Наконец, всю эту лепоту венчает позитивная сверхидея о том, что надо верить в свою мечту. И тогда обязательно приплывут прямо тебе в руки эти самые алые паруса.

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

В общем, все оптимистично и блистательно.

Тем более снимал-то большой мастер. Создатель легендарных «Садко», «Каменный цветок», «Илья Муромец».

Но с «Алыми парусами» Александр Птушко справился так себе. Не очень. Потому что в одноименной повести-феерии Александра Грина все глубже, тоньше, деликатней. В ней угадываются романтическая печаль, ускользаемость призрачной грезы, изящная условность. Между прочим, об этом говорили и вдова писателя Нина Грин, и кинокритики.

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

«Алые паруса» – фильм яркий, громогласный, прямолинейный. Очень красивый. Плакатный. Почти иллюстрация к «Кодексу молодого строителя коммунизма».

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

Наверное, это сегодня и раздражает.

Особенно победительная, картинно красивая парочка Анастасии Вертинской и Василия Ланового.

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

Анастасию Вертинскую в роли Ассоли принять решительно невозможно.

Известно, что режиссеру предлагали на главную роль в «Алых парусах» и Аллу Ларионову, и Людмилу Гурченко, и даже Тамару Макарову. Малоподходящие кандидатуры, согласитесь.

Но и Вертинская, на которой так настаивал А. Птушко, тоже не лучший вариант. Ну, какая из нее скромная и робкая поселянка? Из нее-то, у которой на лбу расписалась принадлежность к высшему обществу. Здесь не спасает ни юный возраст, ни экзотическая красота. Ряженая красотка – и все тут.

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

Ассоль была созданием не от мира сего. Потому и смеялись над ней все вокруг. Кто надумал бы посмеяться над Настей Вертинской? Хотела бы я видеть этого смельчака. Слишком угадываются даже в юной Анастасии расчетливый ум и практическая хватка. Да и сама Вертинская призналась однажды, что Ассоль была ей не близка по характеру.

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

Что же касается Василия Ланового, то в роли идеального Артура Грея, несмотря на внешность прекрасного принца, он тоже неубедителен. Слишком выспренный и пафосный получился этот Грей. Без трещинок и индивидуальных особенностей.

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

Я понимаю, что «Алые паруса» крепко привязаны ко времени. Но 1961 год – эпоха оттепели. Можно было бы и допустить какую-нибудь вольность, чтоб фильм получился более живым. А то – всего лишь красивая картинка.

Кадр из фильма«Алые паруса».
Кадр из фильма«Алые паруса».

И, между прочим, посыл фильма «Алые паруса», как мне кажется, довольно вредный для современного зрителя. Особенно юного. Получается, что сиди да мечтай, и обязательно приплывут к тебе алые паруса. Как в старой песне поется: «Вся жизнь впереди, надейся и жди».

Ну, уж нет. В наше время все иначе.

А вы, что думаете об этом, дорогие читатели?

Все фото из открытых источников интернет.

Фотоколлаж авторский.