Найти тему
Илья Макаренко

Туберкулёз в Ярославле: экспертное мнение врачей

Разбираемся, насколько обоснована позиция детского фтизиатра Александра Астафьева.

23 июля на портале ««Ярославский Регион 76» опубликовали статью, в которой специалист по детскому туберкулёзу Александр Астафьев рассказал о ситуации с туберкулёзом в Ярославской области после коронавируса.

С 2013 года в Ярославской области, как и в целом по Российской Федерации, эпидемиологическая ситуация по туберкулезу стабильно улучшалась <…> до 2020 года. <…> Но Covid-19 явился провокатором развития и роста случаев различных заболеваний, в том числе туберкулеза.
Александр Астафьев

Изучив статью, наш коллектив увидел интересные детали. Например, Александр Астафьев пишет, что с 2013 по 2020 год в Ярославской области, как и в среднем по России, улучшилась ситуация с туберкулёзом — стало меньше заболевших и умерших. Но в 2023 году показатели ухудшились: специалисты связывают это с коронавирусом, который ослабляет иммунитет.

Как на самом деле обстоят дела с туберкулёзом в Ярославской области? Или всё выглядит хорошо только потому, что А. С. Виноградова претендует на должность главного фтизиатра региона?

Давайте посмотрим на данные из отчётов Росстата и главного специалиста по туберкулёзу у взрослых Минздрава Ярославской области Н. Ю. Горенковой.

Ситуация с туберкулёзом в России и Ярославской области начала улучшаться с 2007–2009 годов, а не с 2013 года, как сказано в статье. В 2013 году А. С. Виноградова стала руководителем противотуберкулёзной службы Ярославской области. Можно предположить, что именно её работа дала положительные результаты. Но только комплексные меры, которые принимаются в течение нескольких лет, могут улучшить ситуацию с туберкулёзом. Тогдашний новый руководитель противотуберкулёзной службы получила признание за работу, которую сделали другие.

Рисунок 1. Заболеваемость туберкулёзом населения Ярославской области (на 100 тыс. населения)
Рисунок 1. Заболеваемость туберкулёзом населения Ярославской области (на 100 тыс. населения)
Рисунок 2. Смертность от активного туберкулёза, Ярославская область (на 100 тыс.)
Рисунок 2. Смертность от активного туберкулёза, Ярославская область (на 100 тыс.)

Посмотрите на графики: смертность от активного туберкулёза в Ярославской области почти в 2 раза выше, чем в ЦФО (3,5 и 1,8 на 100 тыс.). При этом заболеваемость туберкулёзом в Ярославской области снижается быстрее, чем в ЦФО, особенно в 2018—2019 годах.

Показатель заболеваемости учитывает только тех больных туберкулёзом, которых выявили и поставили на учёт в текущем году. Туберкулёз — опасное заболевание, которое у большинства развивается постепенно. Поэтому можно предположить, что в Ярославской области есть много невыявленных больных туберкулёзом. Только плохой работой по выявлению больных туберкулезом можно объяснить высокую смертность — выше, чем по ЦФО при низких показателях заболеваемости — ниже, чем по ЦФО. И этому есть доказательства: высокая смертность больных, выявленных в течение года, и большое количество случаев посмертной диагностики (см. рисунок 3, таблицу 1).

Из-за поздней диагностики туберкулеза многие люди умирают. В Ярославской области, которая считается благополучной по туберкулезу, в 21 веке люди продолжают умирать от этой болезни. Туберкулез можно успешно вылечить, если обнаружить его на ранней стадии. Однако показатели смертности растут: с 2021 по 2023 год они увеличились.

Таблица 1
Таблица 1

Обратите внимание на «Охват профосмотрами на туберкулез» — 80% и выше. Посмотрите на низкий удельный вес больных, выявленных с профосмотров. Это значит, что более чем половина больных выявляется очень поздно, поэтому такая высокая смертность и низкая эффективность лечения.

Рисунок 3. Диагноз туберкулеза, установленный посмертно Ярославская область (абсолютные числа)
Рисунок 3. Диагноз туберкулеза, установленный посмертно Ярославская область (абсолютные числа)

А. С. Виноградова часто объясняет высокие показатели смертности тем, что туберкулёзом болеют мигранты, лица без определённого места жительства (БОМЖ) и люди с ВИЧ-инфекцией. Но это не соответствует действительности.

В Ярославской области один из самых низких показателей заболеваемости туберкулёзом среди людей с ВИЧ-инфекцией — он составляет не более 18%. В предыдущие годы цифра была ещё меньше. Социальный состав больных туберкулёзом можно увидеть на рисунках 4 и 5. В основном это жители Ярославской области — 70-80 %. Ни УФСИН, ни БОМЖ, ни ВИЧ не могут быть причиной такой высокой смертности при низкой заболеваемости. Проблема в поздней диагностике туберкулёза.

Рисунок 4. Социальный состав больных туберкулезом 2000 год (%)
Рисунок 4. Социальный состав больных туберкулезом 2000 год (%)
Рисунок 5. Социальный состав больных туберкулезом 2019 год (%)
Рисунок 5. Социальный состав больных туберкулезом 2019 год (%)

Во время работы А. С. Виноградовой показатели эффективности лечения больных туберкулёзом были очень низкими. Ситуация пугает: несмотря на наличие всех необходимых современных лекарств, излечивается лишь 30–40 % впервые выявленных больных. Остальные становятся хроническими больными и постепенно умирают, заражая окружающих — десятки взрослых и детей.

Таблица 2
Таблица 2

А. С. Виноградовой туберкулёз оправдывает эпидемией коронавируса. Очаги туберкулёза не обрабатываются должным образом и накапливаются. В Ярославской области, особенно в городе, многие случаи туберкулёза выявляются на поздних стадиях. Кроме того, есть много людей, выделяющих бактерии, а очаги не обрабатываются должным образом. Микобактерия туберкулёза очень устойчива во внешней среде, и уничтожить её можно только специальными средствами. В результате заболеть может любой ребёнок и взрослый, независимо от места проживания и социального статуса.

Результаты картографии эпидочагов (метод предложен О. Г. Челноковой и М. Н. Головановой в 2017 г. — кафедра фтизиатрии ЯГМУ, патент на изобретение, статьи, грант У.М.Н.И.К.) — рисунок 6.

Рисунок 6. Карта г. Ярославля (2011-2020 гг. — эффект накопления очагов)
Рисунок 6. Карта г. Ярославля (2011-2020 гг. — эффект накопления очагов)
-9

Александр Астафьев считает большим успехом то, что в Ярославской области среди детей не было смертей от туберкулёза. Это результат работы педиатров, а не фтизиатров. До 3–7 лет действует прививка, которую делают более чем 80 % детей в роддоме. Но если ситуация с взрослыми ухудшится, то может возрасти и детская смертность. Ежегодно в России от туберкулёза умирает 6–9 детей, которые не получили вакцину БЦЖ.

А. С. Виноградова и некоторые специалисты по туберкулёзу предоставляют недостоверную информацию, манипулируя данными. Она уволила фтизиатров и закрыла кафедру фтизиатрии. Так начал распространяться туберкулёз в Ярославской области и распространяется до сих пор.

Вот наш вердикт статистике Виноградовой:

  • взрослые мало болеют туберкулёзом, но при этом относительно высокая смертность, особенно в первый год наблюдения и среди неизвестных пациентов;
  • лечение часто оказывается неэффективным;
  • высокий уровень заболеваемости среди детей;
  • несмотря на обширные осмотры, выявляется только половина больных;
  • эпидочаги туберкулёза не обрабатываются;
  • фтизиатры полностью отстранены от работы.

Противотуберкулёзная служба в очень плохом состоянии.

***

Эту статью подготовили врачи-фтизиатры Ярославской областной туберкулёзной больницы.

Мы использовали открытые статистические данные, в том числе отчёты Росстата и главного специалиста по туберкулёзу у взрослых Минздрава Ярославской области Н. Ю. Горенковой.