От римлян до Средневековья: белая кожа — признак высшего общества
На самом деле, люди избегали солнца еще с древности — светлая кожа означала принадлежность к аристократии. К примеру, для защиты от солнца римляне использовали рис, жасмин, и люпин, греки наносили на кожу оливковое масло, а индусы — пасту из цинка. Интересно, что у риса и оливкового масла действительно есть небольшие солнцезащитные свойства, а оксид цинка используется в современных санскринах как УФ-фильтр. В эпоху Ренессанса дамы, использовали не только зонты и шляпы, но и, выходя на улицу, надевали специальные бархатные маски для лица.
Первые исследования
В 1798 году врач и основоположник дерматологии Роберт Виллан описывает состояние eczema solare — чувствительность кожи к свету. А через пару лет, в 1801 году, физик Иоганн Вильгельм Риттер открывает ультрафиолетовое излучение. Затем в 1889 году химик Эрик Видман экспериментально подтверждает влияние ультрафиолета на появление раздражения и ожогов на коже. Связь между раком кожи и солнечным излучением первым описывает доктор Пауль Унна — называется оно seemanshautcarzinom или карцинома моряков. Также он разрабатывает первую солнцезащитную мазь на основе конского каштана, но её густая формула не нравится покупателям.
Начало 20-го века: загар — символ благосостояния и здорового образа жизни
Несмотря на наличие исследований о вреде ультрафиолета, загар постепенно становится модным в западной культуре. Законодательницей тренда становится известная Коко Шанель, наслаждающаяся солнцем на Средиземном море. Теперь загар ассоциируется со здоровьем и беззаботной привилегированной жизнью.
Появление SPF
В 1962 Грайтер изобретает рейтинг SPF (Sun Protection Factor) — показатель доли солнечных лучей, попадающих на кожу. Чем он больше, тем лучше защищена кожа.
Затем в 80-х тестирование уровня SPF становится стандартом при разработке солнцезащитных средств. В 90-х показатель SPF в большинстве санскринов варьируется от 15 до 30. Для сравнения в оригинальном креме Грейтера показатель SPF был лишь 2. Неудивительно, ведь все только начиналось.
Но не модой единой: популярность загара также была связана с открытием позитивного влияние ультрафиолетовых лучей на выработку витамина D, необходимого для борьбы с рахитом и открытием фототерапии для лечения различных заболеваний.
Первые разработки
Несмотря на позитивное отношение к загару, исследования солнцезащитных свойств ингредиентов продолжаются. В качестве УФ-фильтров пробуются такие вещества как: дубильная кислота (1925), бензилсалицилат (1931), производные парааминобензойной кислоты и производные 2-фенилимидазола (1942), антраниловая кислота (1950), различные циннаматы (1954), хлорохин (1962), бензофеноны. (1965) и многие другие.
Появляются и первые массовые продукты. В 1935 основатель L’Oréal Эжен Шуэллер разрабатывает масло для загара Ambre Solaire — оно обещает более быстрый загар без ожогов.
Во время второй мировой войны американские летчики используют для защиты от солнца темно-красный ветеринарный вазелин, известный как Red Vet Pet. В 1944 году фармацевт и летчик Бенджамин Грин улучшает формулу, добавив масла какао и кокоса. Так появляется лосьон для загара Coppertone, ставший одним из самых популярных в США.
В 1946 году химик Франц Грайтер для защиты от солнца в горах разрабатывает солнцезащитное средство Glacier Cream, которое становится первым коммерчески успешным санскрином в Европе.
Появление SPF
В 1962 Грайтер изобретает рейтинг SPF (Sun Protection Factor) — показатель доли солнечных лучей, попадающих на кожу. Чем он больше, тем лучше защищена кожа.
Затем в 80-х тестирование уровня SPF становится стандартом при разработке солнцезащитных средств. В 90-х показатель SPF в большинстве санскринов варьируется от 15 до 30. Для сравнения в оригинальном креме Грейтера показатель SPF был лишь 2. Неудивительно, ведь все только начиналось.
Современные санскрины: улучшение формул для безопасности и комфорта
Сейчас солнцезащитные средства не теряют своей популярности и постоянно совершенствуются. Учитывается не только надежность защиты, но и безопасность для человека и природы. В 2008 появляется исследование под руководством Роберто Дановаро о потенциальном негативном влиянии УФ-фильтров на коралловые рифы и морские экосистемы в популярных туристических регионах. В 2018 его дополняет исследование Даунса о токсичности 2-х фильтров — оксибензона и октиноксата — для кораллов. К примеру, сейчас эти фильтры запрещены на Гавайях.
Появляются новые, более стабильные химические фильтры, однако не теряют своей популярности и физические фильтры: оксид цинка и диоксид титана — благодаря своей гипоаллергенности их используют в солнцезащитных средствах для чувствительной кожи и для детей. Также подвергается сомнению использование фильтров в нано-форме — из-за слишком малого размера частицы могут проникать в кожу и кровоток.
Сейчас важны не только защитные свойства средств и безопасность, но и удобство их использования. Комфортная для кожи, не слишком густая текстура, которая не забивает поры и легко сочетается с уходовыми средствами и макияжем, а также незаметный тон без выбеливания и жирного блеска — таковы требования к современным санскринам.
Конечно, мы учитывали их, разрабатывая наш солнцезащитный крем shades of summer SPF 30. А ещё обогатили формулу антиоксидантами и увлажняющими компонентами. Первые помогают коже быстрее восстанавливаться и препятствуют старению, а вторые предупреждают сухость, появляющуюся из-за долгого пребывания на солнце. Попробуйте его с 10% скидкой по промокоду LOVEFORYOU10 до 31 августа и наслаждайтесь солнцем безопасно!
Источники:
- Drissi M, Carr E, Housewright C. Sunscreen: a brief walk through history. Proc (Bayl Univ Med Cent). 2021 Sep 1;35(1):121-123. doi: 10.1080/08998280.2021.1966602. PMID: 34970060; PMCID: PMC8682817.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC8682817/#CIT0006
- Bolanca Z, Bolanca I, Buljan M, Blajić I, Penavić Zeljko J, Situm M. Trends, habits and attitudes towards suntanning. Coll Antropol. 2008 Oct;32 Suppl 2:143-6. PMID: 19140278.
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19140278/
- Urbach F. The historical aspects of sunscreens. J Photochem Photobiol B. 2001 Nov 15;64(2-3):99-104. doi: 10.1016/s1011-1344(01)00202-0. PMID: 11744395.