Только ленивый сегодня не высказался о церемонии открытия Олимпиады в Париже. Такой бурной реакции и такого изобилия мнений я давно уже не встречала в новостном контенте. Хотя, чему удивляться? Событие само по себе эпохальное и при этом настолько нетривиальное, что у всех тех, кто смог его лицезреть, видимо, просто произошел взрыв мозга от эмоций, впечатлений, догадок и рассуждений.
По данным исследовательской компании "Крибрум" в первые часы после церемонии в русскоязычных СМИ и социальных сетях было опубликовано более 266,6 тыс. сообщений по теме Олимпиады. Их общий потенциальный аудиторный охват составил около 2,02 млрд пользователей.
В иностранных СМИ и социальных сетях было опубликовано более 100 тыс. сообщений по теме Олимпиады, их общий потенциальный аудиторный охват составил около 840 млн пользователей.
Обсуждали всё - от коварства непогоды до мощного профиля Леброна Джеймса, закрывшего от камер Коко Гауфф.
Какими только эпитетами не изобиловали авторы бесчисленных комментариев: головокружительно, ослепительно, эпично, грандиозно, катастрофично, позорно, талантливо, безбашенно, пошло, убого, оскорбительно, блевотно, гениально, мощно, красиво, необычно, дерзко, мерзко, экстравагантно, масштабно, изысканно.
В российских СМИ и социальных сетях, вполне ожидаемо, церемонию в основном критиковали. Как-то не зашла нашему высоконравственному зрителю, воспитанному на традиционных духовных ценностях, ЛГБТ-повесточка и выступления квир-артистов. Не обделили вниманием и организаторские косяки - заминку во время поднятия олимпийского флага, неудачно подобранные лодки для спортсменов, ошибки в представлении команд, затянутость мероприятия и т.п.
В иностранных СМИ больше обсуждали необычность и прогрессивность церемонии открытия, а также участие мировых звезд спорта и культуры.
При этом простой иностранный обыватель, он же - пользователь зарубежных соцсетей, также выразил недовольство скандальными выступлениями, подвергнув критике и голубого мужика на тарелке, и женщину-Христа, стоявшую за диджейским пультом, и целующихся пареньков, переодетых в женские платья, и обезглавленную Марию - Антуанетту, исполняющую тяжёлый рок в окне бывшей тюрьмы Консьержери.
В общем, тем для обсуждения и ядовитых насмешек набралось не мало!
Несколько дней я в числе миллионов, а может и миллиардов, своих соплеменников - человеков имела удовольствие все это читать, смотреть и слушать, пытаясь переварить, проанализировать и вынести свой личный вердикт.
Скажу сразу, суждение по принципу "кто не с нами, тот против нас" - это не про меня. Деление мира на чёрное и белое - тоже. Жизнь научила замечать и другие цвета, не рубить с плеча и не встречать по одёжке.
Поэтому, посмотрев шоу и сцены, породившие взрыв возмущения недовольных зрителей, я решила не делать скоропалительных выводов, а изучить вопрос подробнее.
Я никогда не была во Франции, но я знакома с историей этой страны, её литературой и культурой, которая складывалась под знаком принятия и отрицания великого социально-политического переворота — Французской революции 1789—1794 годов.
Я читала, что именно в этот период были сделаны гигантские шаги и в распространении просвещения, и в установлении традиций духовной жизни, и в развитии интеллекта французской нации.
Я имею представление о специфике французской иронии, самоиронии, юмора и сарказма.
Я знаю, как французы относятся к вопросам, касающимся социальной, расовой и половой справедливости. Поэтому мне не составило труда понять главную цель этого представления - прославление общности и толерантности.
С помощью каких средств выразительности это было сделано - вопрос другой. Безусловно, это дело вкуса, видения и мышления авторов, которым руководство страны и МОК доверили столь ответственное дело.
Тома Жолли - человек, чьё имя, я думаю, войдёт в историю олимпийских игр как самого эксцентричного режиссера-постановщика церемонии открытия Олимпиады.
Французский актёр, режиссер, театральный экспериментатор, основатель театральной компании La Piccola Familia, сама концепция которой буквально кричит о неординарности мышления её создателя, инновационности его взглядов и подходов к постановке театральных постановок.
Присущее его творческой манере игровое начало соединяется с эксцентрикой, сатирой и юмором. Все эти приемы направлены не только на привлечение публики, но и на своеобразный эпатаж. И церемония открытия Олимпиады стала вполне логичным продолжением всех его творческих проектов.
Выступая перед СМИ Жолли сказал, что в этом шоу он хотел продемонстрировать контрастность культуры своей страны, собрать воедино все части, которые формируют разнообразную культурную идентичность Франции.
В ответ на обвинения в насмешках над христианством и связи одной из сцен мероприятия с «Тайной вечерей» Леонардо Да Винчи он также сказал:
«Вы никогда не уличите меня в желании что-либо высмеять или очернить. Я хотел провести церемонию, которая примиряет и восстанавливает отношения между людьми...Я думаю, было совершенно ясно, что это за столом был Дионис. Он здесь, потому что он бог праздника, вина и отец Секваны, богини реки Сены. Идея была в том, чтобы устроить большой языческий праздник, связанный с богами Олимпа".
У меня лично нет оснований сомневаться, что работа Тома Жолли — в первую очередь о том, какими разными бывают люди.
Это не про богохульство, не про насмешки и оскорбления, не про угрозы моральным основам и будущему человечества.
Это про культуру - настолько свою, настолько естественную, что с ней нет лицемерной дистанции и болезненной задетости.
Это про человеческое многообразие и идею инклюзивности.
Это про европейские гуманистические традиции, берущие начало в далёком средневековье.
Это про роль любви в истории культуры Франции.
Это про равенство и свободу, не только индивидуальную, но и ту, что заставляет быть ответственным за наиболее уязвимые слои общества.
Я думаю, что эта церемония была своего рода контрпосланием в ответ на то, что творится сегодня в нашем безумном мире. Это послание любви, радости и надежды.
Наверное, это сложно понять тем, кто ментально застрял в патриархальном 20 веке и агрессивно сопротивляется неизбежным переменам. К сожалению в нашем обществе сегодня очень много таких людей. Отсюда вся эта неприязнь, обиды, злостные комментарии, шуточки ниже пояса и необоснованная критика.
Не зря говорят: "Каждый понимает в меру своей испорченности".
P.S. Уже после написания этой статьи мне попался на глаза пост Натальи Омельковой - врача, писателя, обычной женщины, матери троих детей. Мне очень понравился её позитивный взгляд на это событие и ее мнение относительно всего происходящего на этой церемонии. Поэтому я решила поделиться её высказыванием с вами, уважаемые мои читатели:
"Сшить в единое полотно историю, литературу, моду, политику, поп-культуру и только что прошедшие в стране выборы удалось. Открытие Олимпиады наделало шума, и многие задаются вопросом о его символах и смыслах.
Олимпийскую эстафету от легендарного Зинедина Зидана принимает персонаж в маске - ассасан Крид, герой популярной французской видеоигры - и не только. Это ещё и человек в железной маске, и символ несущегося по миру призрака разрушения и смерти...
Стремится в небо трехцветная дымовая завеса - поднимается занавес грандиозного спектакля.
Часть первая , liberté - конечно же, про свободу быть собой. Изящное и вызывающее цитирование французских литературных шедевров под сводами Национальной библиотеки - и захлопнутая решительной рукой дверь как символ приватности всего, что происходит за дверями спальни. И в более широком смысле - в душе и голове.
Часть вторая, égalité, равенство - супершоу скандальной французской звезды малийского происхождения Айи Накамуры, живущей во Франции с двухмесячного возраста и получившей французское гражданство всего несколько лет назад, будучи уже обладательницей платиновых дисков, двадцати миллионов скачиваний (в месяц!) на спотифае, самой популярной франкоговорящей певицей в интернете, прославившейся благодаря соцсетям... равенство - и честный разговор об этом.
Часть третья, fraternité братство, рифмуется с четвертой - сестринство.
Сена - символ текучей, вечно меняющейся женственности. Сена, заменившая традиционный стадион, исторгает из своих недр незаслуженно забытых - и великих - женщин прошлого. Плавно поднимающиеся из глубины реки золотые статуи - это не безымянные девушки с веслом, как написали в каком-то посте.
Это памятники выдающимся дочерям Франции, жившим в 13-21 веках. Первая женщина-писатель (13 век), первая женщина-учёный, совершившая кругосветное путешествие, первая чернокожая женщина - выпускница Сорбонны... Последняя из золотых статуй изображает великую Симон Вей - гуманистку, благодаря которой в 1974 году был принят закон об праве женщин на аборт (да, женщина - не только биоинкубатор, скажу я - многодетная мать). Речь Симон Вей в Национальной ассамблее до сих считается образцом логики и красноречия.
Эти олимпийские игры, кстати, первые в истории, где мужчины и женщины участвуют в равных пропорциях. Прежде никогда такого не случалось (место женщины на кухне, да). Золотые статуи будут подарены Парижу, потому что ситуация с памятниками напоминает соотношение полов на олимпиадах в начале века - как будто мир всегда принадлежал только мужчинам... хотя - как будто сейчас нет.
Потом пришел черед французской festivité, когда можно смеяться над всеми - смех, в отличие от войн, не убивает (про эту часть шутят, что Франция решила сэкономить на гей-параде и провести его за счёт МОК). Скандальные и изящные крючочки, благодаря которым про церемонию говорит сейчас весь мир.
После фестиваля наступает obscurité - мрак, угрожающий поглотить мир. И в противовес ему - бессмертная IMAGINE, исполненная ангельским голосом Жюльетт Армане.
И вот уже скачет механический всадник апокалипсиса, неся олимпийский флаг, который поднимут перевернутым - как символ вставшего с ног на голову мира.
И идут черно-белые архивные кадры предыдущих Игр - tout ça pour ça ?.. и мертвая петля Ольги Корбут - можно ли высказаться сильней?
Олимпийский огонь из рук убийцы возвращается к спортсменам. Поёт Селин Дион. Взмывает над Парижем никого не обжигающее пламя.
Олимпизм - это не только спорт, но и культура.
Есть страны, где культура учит бояться зверя в себе и сковывать его - запретами, карами и - шире - страхом.
И есть Франция с её гуманизмом, который суть - вера в лучшее в человеке. И, как следствие, уверенность в том, что посмотреть в глаза своим демонам - это мега-способ приблизиться к лучшей версии себя.
Есть страны про страх. Но Франция - это про бесстрашие. Нам показали праздник свободных людей. Свободных и бесстрашных. И он удался".