Хотите написать фэнтези? Осторожно! В этом жанре, как ни в каком другом, много клише и штампов, которые давно намозолили глаз любому мало-мальски опытному читателю. Они превратились в мины, на которые мы постоянно натыкаемся и при чтении, и при создании нового произведения. Давайте пробежимся по этим клише и вспомним: где мы их видели?
1. Избранный герой
Это один из самых распространённых штампов: главный герой оказывается "избранным" для выполнения великой миссии, о которой предсказывали пророчества. Часто такой герой начинается как обычный человек, не подозревающий о своей судьбе, но в конечном итоге он играет ключевую роль в спасении мира.
2. Артефакт, спасающий мир
Особый магический артефакт, который герой должен найти, уничтожить или защитить. Этот предмет часто обладает огромной силой и является ключом к победе над злом. Это может быть меч, кольцо, амулет или любой другой объект.
3. Чёрно-белая мораль
В фэнтези часто встречаются чёткие разграничения между добром и злом. Герои — полностью положительные, а злодеи — полностью отрицательные персонажи. Такая упрощённая мораль может сделать историю предсказуемой и менее глубокой.
4. Темный Лорд
Злодей, стремящийся завоевать или уничтожить мир, часто с помощью тёмной магии. Он может быть антагонистом на протяжении всей истории или его угроза может быть скрыта, пока не развернётся кульминация. Примеры — Саурон из "Властелина колец" или Воландеморт из "Гарри Поттера".
5. Квест-путешествие
Герои отправляются в долгое и опасное путешествие, чтобы выполнить важную миссию. Путешествие может включать поиск артефакта, спасение персонажа или уничтожение зла. По пути они сталкиваются с множеством испытаний, которые помогают им развиться как личности.
6. Мудрый старец
Старший наставник или маг, который обучает главного героя и помогает ему в трудные моменты. Он часто выступает носителем древней мудрости и знаний. Примеры — Гэндальф из "Властелина колец" или Дамблдор из "Гарри Поттера".
7. Вымышленные расы
Часто встречаются стереотипные расы, такие как эльфы (высокие, красивые и мудрые), гномы (низкорослые, грубоватые и любящие кузнечное дело), орки (дикари и воины) и др. Эти расы часто обладают предсказуемыми чертами и ролями в истории.
8. Вымышленные языки и пророчества
Вымышленные языки и пророчества, которые имеют ключевое значение для сюжета, встречаются в фэнтези так часто, что превратились в штамп. Пророчества часто задают направление истории и указывают на избранного героя или будущее миров.
9. Средневековый антураж
Многие фэнтези-миры основаны на средневековой Европе с королевствами, рыцарями, замками и крепостями. Это клише ограничивает разнообразие и может быть скучным, если не обыграно оригинальным образом.
10. Конец света или битва за мир
Кульминация часто представляется как эпическая битва добра и зла, где решается судьба мира. Это может быть масштабная война или дуэль между героем и злодеем.
Встречали такие? Знакомо, верно? Пишите в комментах, где и когда вы натыкались на эти набившие оскомину трафаретные схемы.
Как избегать, или, наоборот, сознательно использовать клише:
- Используем со знанием дела: Клише можно использовать как основу, но при этом добавлять новые повороты или углублять характеры персонажей. Например, сделать "избранного" героя неоднозначным или уставшим от своей миссии.
- Избегаем штампов: Попробуйте нарушить ожидания читателей. Например, пусть главный герой окажется не "избранным", а просто человеком, который оказался в нужном месте в нужное время.
- Комбинируем: Смешение различных жанров и элементов поможет избежать клише. Например, можно добавить элементы научной фантастики или детектива в классическое фэнтези.
Зачистка своего текста от клише и штампов — важный аспект для начинающего писателя, чтобы создать оригинальное и увлекательное произведение. А вы уже пробовали написать фэнтези? Наступали на мины?