Королева отечественного true-crime сбивчиво, но все же рассказала, как работала над историей о Казанском феномене. В чем она нашла увлекательность жизни одного из лидеров Тяп-Ляпа Сергея Антипова, и как он для нее стал обаятельным мужичонкой. Рассказала она об этом как и положено, в Казани на юбилее парка «Черное озеро»…
Познакомимся - и все
«Казанский Феномен» вышел за 2 или 3 недели до выхода сериала «Слово пацана», И я не знала, что выйдет сериал. Это был не прогрев, ни стой, ни с другой стороны. Но надо сказать, «спасибо сериалу», выпуск посмотрело нормально так людей, и это хорошо, я очень рада. Мне и сериал понравился.
Я о Казанском феномене знала довольно давно, и с Рамилем Гараевым общалась. Поделюсь какими-то своими ощущениями от работы над этим выпуском, потому что мне, я считаю, удалось пообщаться с одним из родоначальником того, во что вылился этот казанский феномен, одним из руководителей, лидеров той самой группировки Тяп-Ляп, которая подняла волну.
В 1978 году на Старотатарскую слободу был совершен набег. То есть ребята из другого района Казани прибежали вооруженные и подебошилили. Погибли два человека, были ранены несколько, и с милицией была перестрелка. Так случилось. И троих из этой группировки в итоге приговорили к расстрелу. Все эти дела о расстрелах, они громкие. Если расстрел, значит там действительно было какое-то серьезное преступление, раз таким образом человек решили наказать.
Человек, с которым я пообщалась, это Сергей Антипов. Телефон мне дал Роберт Гараев, но он сказал, что «Антипов не захочет с вами встречаться, мы с ним по телефону общались для книги». Для книги можешь и по телефону, но когда выпуск - с телефоном это сделать намного сложнее.
Продюсер моя созвонилась, и это тоже такой интересный момент в журналистике… Когда человек не хочет давать интервью, он сразу так и говорит: - «Нет, извините», и потом тебя игнорирует, если ты ему 10 раз звонишь, блокирует или просто - «Нет и все». Но и то можно попробовать - уговорить. (Абсолютно согласен, - авт)). Но когда человек говорит «нет», «ну вы понимаете, я уже все это рассказывал»… Где рассказывал, непонятно, где-то он рассказал, и все это прочитали. «И вообще что там говорить, чего ворошить прошлое»…
Но при этом, как бы слово за слово, он дает нам свой адрес и говорит: «Ну приезжайте, познакомимся. Познакомимся - и все»…
Где делают таких мальчишек?
Я говорю своему оператору, «Игорь, бери всю технику, берем каршер и едем на адрес». Мы приезжаем и заходим без техники.
Этот прекрасный человек делает чай, достает шоколад, я пью чай и ем шоколадку, и он начинает рассказывать. И спустя минут 30, я говорю, «Давайте тоже самое, только на камеру». Он говорит, «Ну нет, ну нет». На протяжении полутора часов я была максимально изобретательным человеком по формулировке новых доводов, почему ему это надо.
Но есть такая загвоздка, что ему это не надо вообще. И когда, в итоге он мне говорит: «Вы и мертвого уговорите»… Он, в итоге, снимался «без лица», а в конце был готов уже и без ретуши. И когда я села перед ним, была уже без сил – все соки он из меня выпил.
Это был интересный разговор и мне было важно узнать, что это за человек. Он впоследствии стал авторитетным пацаном, лидером Тяп-ляпа, который в 70-е годы по рассказам людей, с которыми я общалась из Казани, это были такие ребята, которые держали город.
Откуда же берутся такие ребята? Где-то делают специально таких мальчишек, которые в какой-то момент говорят себе: «А вот сейчас я пойду и отберу деньги у этого продавца джинсов на рынке или продавца вологодских платков». Его история - она типичная, но очень понятна каждому.
Мифы древней Греции
Он родился в семье фронтовика. Отец служил, получил контузию. Когда я спросила его о матери, он сказал: «Мать меня не любила, отец бил. Мальчик, который живет в плохих условиях в плане эмоциональных и психологических, но и бытовых. Они жили в Суконной слободе, а позже переехали в район Теплоконтроля - Тяп-ляпа, и там их условия жизни улучшились. Это вот этот мальчик, которому явно нелегко в семье… И я хочу сделать сразу ремарку, я ни в коем случае не оправдываю, что он так страдал, и начал поступать плохо.
Есть люди, которые так же страдают, но они не переходят к грабежам и преступлениям. Но тем не менее, очень важный этот контекст, как человек формировался. В том числе, чтобы противостоять отцу, начинает заниматься боксом. И в какой-то момент отец его решает избить. Но мальчик уже подрос и он дает ему сдачи.
И вот это вот такая пусть не библейская но «Мифы древней Греции», когда сын восстает против отца, дает ему сдачу, по сути, наверное освобождаясь таким образом от страха перед ним, от его влияния или давления.
И с тех пор Антипов продолжает заниматься боксом. И наверное в каком-то смысле ищет одобрение отца в широком смысле, потому что он начинает общаться с ребятами постарше, которые видят этого подтянутого сильного уверенного парнишку и начинают брать его с собой на какие-то разборки.
Разборки там в каких-то ресторанах, в кафе, где Сергей понимает, что сила - это единственное, с помощью чего он может заработать себе какое-то место. Его уважают потому, что он сильный, потому что может выйти один на один с человеком, который старше и выше его.
Но а дальше понятно, что в жизни человек не живет в вакууме, случается история страны, что-то происходит, меняется. Появляются деньги дополнительно у людей. Я даже не говорю про коммерсантов в 90-е, а в 80, когда появились цеховики, которые могли левачить. Я буду работать на производстве и в ночную смену шью то же самое, а потом продаю. И все деньги забираю себе.
А если у человека есть нелегальные деньги, значит нужно прийти и забрать эти деньги. Потому что потерпевший не сможет пойти в милицию, потому что деньги «левые»…
И дальше этот Сергей Антипов попадает в тюрьму. По сути, он понимает, что он авторитет на воле, но на зоне это не очень прокатывает, чтобы выжить там, чтобы выйти, чтобы жить просто если тебе дали 15 лет - это долго. Нужно и себя как-то правильно спозиционировать, чтобы сохранить себя в целости и сохранности.
Обаятельный мужичонка
Интересный персонаж, очень обаятельный мужичонка, очень живой, живчик. С большой историей. Это не ископаемое, но символ эпохи, в который он так вот засахарился, и мы можем поговорить с ним, посмотреть, как эти люди из этих десятилетий взросления смотрят на какие-то вещи.
Я спрашиваю, «вот вы вышли из тюрьмы в 90-м году, вы чем занимались»? Ну чем я занимался? да ничем не занимался, людям помогал. Я говорю, «Крышивали»?
- Нет, никого не крышивал.
- Откуда деньги брали?
- Так они же были везде, на земле лежали. Вообще никаких проблем не было.
«Ну хорошо, ок», - подумала я. «Не там мы смотрели себя под ноги»
Он говорил о том, что у него был трехэтажный дом с бассейном, бильярдной и так далее, А сейчас он живет в небольшой квартире в Подмосковье, очень колоритной. Я запилил селфи, пока он там ходил… Красные обои. Красные картины, красная обивка мебели… Богато. Хотя само пространство довольно скромное.
- А чего ж вы без лица снимаетесь?
- Не хочу, чтобы местные полицейские ко мне приставали.
После СВО преступность пойдет вверх
Афганская война закончилась по всей стране, и группировки стали появляться в других регионах России. Казанский феномен немного про другое.
После любого военного конфликта в обществе сложные наступают психологические изменения. Это провоцирует общее количество преступлений. Мы общались с профайлером Дмитрием Кирюхиным в работе «Мыслить как преступник». И он отметил, что в 90-е был всплеск с маньяками, потому что многое разваливалось, экономически было сложно и морально. И сейчас в ближайшее время эта кривая пойдет наверх. Чем он руководствовался? Я не знаю…
А вы не почувствовали, что Саша Сулим, несмотря на свои уверения, как будто симпатизирует своему герою?
Лайкайте, а то… А то ничего не будет, просто мне будет счастье! Это же очевидно!