Говорят, что китайские инженеры изобретают самые мощные в мире ракетные двигатели. Но если в это поверить, тогда возникает такой вопрос – почему они до сих пор так и не смогли изобрести собственного дизельного двигателя для танков и кораблей, а закупают все их исключительно за рубежом?
Я уже много раз писал о технической отсталости Китая, которая не позволяет китайским инженерам самостоятельно проектировать и производить даже простейшие механизмы, не говоря уже о сложных агрегатах. Многие в эту отсталость не верят, апеллируя к тому, что якобы Китай запускает к другим планетам самые современные космические корабли и строит самые мощные в мире ядерные реакторы.
Ну, во-первых, никаких реакторов Китай самостоятельно не строит, тем более «самых мощных в мире», потому что всё профильное оборудование завозится в страну из Франции, Канады и России, и монтируется под наблюдением специалистов этих стран.
Космические ракеты китайские товарищи тоже строят не сами, но тут уже ни французы, ни канадцы им помочь не могут из-за эмбарго на высокие технологии. Сами китайцы построить никаких серьезных ракет не могут, поэтому за них это делают специалисты из «Роскосмоса» - я об этом неоднократно писал, ссылки на некоторые публикации размещу ниже.
Но речь сейчас не о ракетах и реакторах, а об обычных дизельных двигателях, которые китайцы тоже производить не умеют. Когда я об отсталости Китая в области дизельных двигателях написал в одной из публикаций, мне моментально пришло множество претензий, снабженных сведениями о том, что, мол, в Китае широко налажен выпуск дизельных автомобилей, а китайские дизели продаются по всему миру.
Ну, во-первых, китайские дизели по всему миру не продаются, а продаются только там, где эти дизели не подвергнутся санкциям по причине, изложенной ниже.
Во-вторых – дизель дизелю рознь. Есть моторы для легких автомобилей, а есть – для тяжелых танков и кораблей. Вот пример - в свое время китайцам посчастливилось выкупить у Украины (вместе со специалистами, кстати) советский ракетный двигатель РД-120, который на 80-е годы был вполне успешен, но сегодня он не годится даже для вывода на орбиту Земли более-менее крупного спутника. Но китайцы более мощный ракетный двигатель разработать так и не сумели, поэтому им и пришлось начать сотрудничество с «Роскосмосом», который дает китайцам попользоваться своими самыми мощными в мире моторами РД-180.
То же самое и с дизельными двигателями. Сегодня китайские дизельные двигатели для автомобилей - это по большей части продукт немецкой компании MTU (Motoren und Turbinen-Union), который китайцы в свое время «позаимствовали» у немцев, а чтобы они часто не ломались, то одновременно были выкуплены и некоторые немецкие инженеры, которые следят за качеством производимого продукта. Но продавать такие двигатели в западные страны китайцы не могут, потому что на технологию у них нет законных прав, хотя везде где можно, они и утверждают, что весь этот продукт изготавливается «по лицензиям».
А вот более мощные дизельные двигатели, которые могут двигать не легкие (хоть и грузовые) автомобили, а, как минимум, тяжелые танки и другую технику вплоть до военных кораблей, китайцам производят немцы, но опять-таки, не по лицензии, а в виде поставок готового продукта и запчастей.
Нет, мне сейчас снова начнут закидывать, что, мол, китайские военные корабли сплошь и рядом оснащаются какими-то чисто китайскими дизельными установками. Да, я тоже видел какие-то «чисто китайские» названия дизельных установок на некоторых китайских военных кораблях. Но это не китайские агрегаты, а опять-таки импортные, например, дизели французской компании Pielstick в Китае часто идут под местным лейблом «Shaanxi Diesel Engine Works». Также китайские индексы получили и те советские двигатели, которые были выкуплены китайцами в 90-х годах у Украины в большом количестве со всеми правами на использование. К тому же они маломощные, и могут использоваться не на всех плавсредствах.
А те, которые сегодня используются китайскими ВМС на больших кораблях – это опять-таки произведения немецкой компании MTU и французской SEMT Pielstick. Исключений нет, разве что некоторые другие, более мелкие корабли оснащаются газотурбинными (катера) и паротурбинными (авианосцы) двигателями, но они тоже производятся не в Китае.
И вот, спрашивается – если китайцы не могут для своего военно-морского флота наладить производство собственных двигателей, то как можно говорить о том, что китайские инженеры способны проектировать и строить собственные ракетные двигатели?
Нет, я не спорю с тем, что китайские инженеры могли совершить большой скачок, перепрыгнуть через сферу дизельных двигателей и отправиться сразу в ракетостроение. Китайцы любят всякие «большие скачкИ», это все прекрасно знают из истории Поднебесной. Китайцы не любят размениваться на мелочи, сразу женятся на королевах. И с этой точки зрения могло бы что-то быть понятно.
Но непонятно только, чем так не нравятся китайцам дизельные двигатели, и почему они предпочитают их закупать за рубежом. То же самое, кстати, касается и двигателей дизель-электрических и турбореактивных, а также многих других. Почему китайцы не занимаются их разработкой? Что их сдерживает? Не кажется ли моим читателям, что тут что-то не так, причем это «не так» совсем не в пользу китайских ученых, инженеров и прочих изобретателей.
Как-то недавно один российский инженер вернулся из командировки в Китай, где занимался разработкой какой-то секретной линейки двигателей для китайских транспортных самолетов. Не хочу копаться в этих секретах и выяснять, почему китайцам для каких-то транспортных самолетов понадобились российские специалисты. Сообщу только то, что этот инженер сказал по итогам этой командировки – «народу у них много, а талантов мало».
Не хочу обижать наших китайских товарищей, предположив, что в их стране талантов вообще нет. Есть, конечно же, у них таланты, но не много, а, как выразился российский инженер – просто мало. Представляете себе – в Китае обитает 1,5 миллиарда живых человеческих душ с мозгами, но ни одна эта душа так и не додумалась до того, чтобы сочинить не только свой собственный дизельный двигатель, но и мотор для какого-то там транспортного самолета.
Но я все же не думаю, что я обижу этим сомнением китайцев, потому что на свете есть множество народов, которые не умеют производить собственные дизельные двигатели, но ведь они-то от этого не обижаются? Например, турки, бразильцы, вьетнамцы, греки, египтяне, швейцарцы, нигерийцы, индусы, саудовские арабы и еще много кто. Нельзя сказать, что им собственные дизельные двигатели не нужны, но вот не могут они своего придумать, потому и покупают весь готовый продукт в тех странах, где такие моторы придумать могут.
Но ведь они не заявляют, что строят космические ракеты и летают на Луну и Марс. Они честно признаются на публику, что нет – не строят и не летают.
А вот китайцы это заявляют. Но при этом всем известно, что они не умеют производить даже дизельные двигатели. Но позвольте, а как же они с таким неумением смогли полететь в Космос?
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ МОИ ПУБЛИКАЦИИ:
Почему китайские архитекторы не умеют строить небоскребы, и просят об этом иностранцев?
Кому в мире китайцы умудряются продавать миллионы своих автомобилей низкого качества?