Найти тему
Святые места

Как мы можем подрожать кротости и смирению Христа?

Вопрос к батюшке:

«В Священном Писании Господь говорит: “Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем”. В чем выражается кротость и смирение Бога, и как мы можем ему подражать?»

Отвечает протоиерей Михаил Потокин:

Полностью отрывок, откуда взята цитата, звучит так:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».

В чем выражается кротость и смирение Бога? Само рождение Христа в мир, пришествие спасителя, уже есть выражение его кротости и смирения. Потому что даже молитва евхаристическая говорит «смирил себя, приняв зрак раба», то есть приняв вид раба.

В простой жизни это выражается даже в сказках, как «Принц и нищий». Когда человек высокого достоинства, высокого достатка, или знаменитый, или властный, сам себя испытывает и переходит в низшее сословие, в какую-то более простую жизнь.

На самом деле в этом выражается некая кротость и смирение человека. Почему? Потому что он хочет попробовать понять жизнь других людей, которые, может быть, по статусу, по своему социальному положению или в бюрократической иерархии ниже его. Он как бы сам себя умаляет и хочет жить жизнью этих людей.

Я хочу сказать, что такие случаи небезызвестны в истории, в том числе и в ближайшей истории. Есть известный философ Симона Вейль, очень интересны ее записки и дневники. Она, будучи педагогом, преподавая философию в ВУЗе в Бельгии, очень образованный человек, ушла на самую простую работу на заводе или на сбор винограда, чтобы понять жизнь простых людей.

-2

Человек сам себя смирил, лишив себя всего того, к чему он был привычен и что в общем-то он заслужил, наверное, по своему образованию, по своему общественному положению, и перешел на уровень жизни простых людей, физически тяжелой работы, небольшого заработка, тяжелых условий жизни. И здесь мы видим действительно пример кротости и смирения.

Так же и Господь показал нам кротость и смирение своим рождением. Господь пришел в мир всемогущим, всесильным Богом, однако же Он принимает человеческую жизнь. Мало того, Он приходит в мир младенцем. Кто такой младенец? Самое беззащитное существо. Существо, которое всякий может обидеть, которое не живет без родителей даже и дня. То есть он приходит беззащитным, немощным и слабейшим из всех человеческих существ. Вот в этом уже можно сказать выражается смирение Божие, его кротость.

Как мы Ему можем подражать? Скорее всего, слово «подражание» имеет сложное значение. Если мы кому-то подражаем, то, может быть, это не наша жизнь, а, скорее всего, наша игра. Я думаю, что должно быть не подражание, а стремление жить во Христе, таким духом, каким Он жил.

В этом смысле, может быть, нам не обязательно из какого-то высокого жизненного статуса уходить и становиться бездомным или кем-то еще. Наверное, не в этом только будет кротость наша и смирение, и подражание Христу.

Здесь именно обращение к самому Христу, чтобы Он научил нас кротости и смирению, потому что мы сами понятия об истинных добродетелях не имеем. К нашей добродетели всегда прилагается гордыня и самолюбие.

Мы добрые дела делаем, хорошие дела делаем, нам кажется, что это может нам большую пользу принести. На самом деле, без кротости и смирения принести нам пользу это никак не может, потому что даже у святого Марка Подвижника есть такие слова, что дьявол позволяет человеку делать добрые дела, зная, что потом он плоды эти у человека все отымет.

Что отымет? Гордость отымет, тщеславие отымет, самовосхваление отымет у нас плоды. Поэтому иногда дьявол не мешает нам делать добрые дела, зная, что мы не кроткие, не смиренные.

В чем же кротость и смирение, в первую очередь? Оно в прощении ближних и в принятии ближних. Здесь как раз кротость и смирение. Господь принял человечество в том виде, в том духовном состоянии, в котором оно было. А это было плохое состояние, как мы знаем.

Потому что уже сразу после Рождества Христова наступает и казнь вифлеемских младенцев, и поиски самого Господа Спасителя младенца, чтобы Его убить, и прочие страдания, которые сопровождают, казалось бы, столь светлое радостное событие. Вот мир каков.

И в этот мир приходит Христос. Он приходит не для того, чтобы судить, а для того, чтобы прощать, миловать, для того чтобы исцелять человека. Поэтому, если мы хотим кротость и смирение, как им научиться? Нужно научиться через отношение к ближним. В первую очередь, это прощение.

«Остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим».

Через прощение, через принятие, в том числе людей, которые испытывают к нам неприязнь или как-то нам досаждают, мы учимся кротости и смирению. Но в одном только случае, если мы это делаем с помощью Божьей, а не сами.

Мы сами можем запутаться и вместо смирения приобрести презрение к ближним и через презрение смириться с его враждой:

«Кто он такой, чтобы его презирать? Поэтому враждовать с ним не будем. Кто он такой, чтобы мы как-то на него обращали внимание?».

Здесь есть глубокая ошибка.

Поэтому всякое духовное делание нужно всегда сверять с Евангелием. И в Евангелии искать ответ на то, как нам с вами смириться и как стать кроткими. Научиться у Бога, попросить Его, чтобы Он нас истинным кротости и смирению научил, можно.

Самому научиться человеку очень сложно. Может и допустит нам с вами простить кого-то нечистая сила, но потом отомстит, отберет плоды, и мы станем ещё хуже, чем были, когда враждовали.

Поэтому не дай Бог нам самим браться за что-то без помощи Божией. Как Господь говорит: «без Меня не можете творить ничего». Поэтому нужно обращаться к Богу в молитве и стараться следовать этим словам евангельским о прощении ближних. Через это Господь учит нас кротости и смирению.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: