Феоктиста Эклер уже описывала свое посещение Музейно-выставочного комплекса Новый Иерусалим, но посетила она там не только постоянную экспозицию, но и проходящую там выставку, посвященную советским художникам-модернистам 1920 - 1930-х годов.
Интересно, что концепция выставки разрабатывалась студентами-искусствоведами. Параллельно с ними над проектом работали юноши и девушки без специальной подготовки. Прослушав курс занятий и познакомившись с коллекцией, они подготовили путеводитель, аудиогид и квест. А студенты Школы дизайна НИУ ВШЭ разработали фирменный стиль и графический дизайн, черпая вдохновение из фотоматериалов эпохи и традиций советского плаката.
Почему такое название выставки? Почему невидимы и почему свободны?
Здесь нужно обратиться к истории. 20-е годы 20 в. - период расцвета советского искусства. Расцвет - вопреки разрухе и экономическим трудностям. "Цвели все цветы" - от реализма до авангарда. В работах некоторых четко прослеживались черты импрессионизма, другие нашли себя в искусстве плаката и станковой живописи.
Появились объединения художников "по интересам". В 1924 году возникла группа "Четыре искусства", членом которой был Петров-Водкин. В 1925-м появилось общество станковистов - ОСТ, созданное группой выпускников ВХУТЕМАСа. Характерной чертой творчества входивших в него художников было воспевание советской действительности.
При этом стили и техника могли разительно отличаться. Присутствовали и приемы европейского экспрессионизма, и плакат и работы в стиле так называемого социалистического реализма.
20-е годы - период свободного творчества, дерзких экспериментов и отсутствия цензуры. Однако на рубеже 20-х – 30-х годов обстановка начала меняться. 23 апреля 1932 в журнале «Партийное строительство» было опубликовано Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», где говорилось, в частности, о борьбе с чуждыми элементами и укреплении пролетарских организаций. Результатом стало создание творческих союзов — для управления искусством. Началась борьба с двусмысленностью, символами и метафорами, включился режим цензуры.
Тем не менее, другие направления продолжают существовать - вне просматриваемого поля. Художники работают для себя. Творят свободно и невидимо. "Видимые" же могли ненароком быть арестованы за инакомыслие - антисоветскую пропаганду" и т. д. Не избежали этой участи художники Борис Свешников, Лев Кропивницкий, Казимир Малевич. Но, если удавалось, они рисовали и там.
В трех залах музейного комплекса представлены 130 работ 25 авторов.
Идя по стеклянному коридору к экспозиции проходишь через вереницу коллажей фотографий, отражающих жизнь, видимую и разрешенную в 1930-е годы. Она, хоть и была ограничена четкими рамками правил, не исключала радостей.
В конце коридора же нас ждут работы других - творивших так, как желала их душа, без шанса на прижизненный успех. Творили, оставаясь за кулисами разрешенной жизни, - невидимыми, но свободными.
Выставка продлится до 8 сентября 2024 года.