Найти тему
Московские истории

Новый Иерусалим: В лабиринтах судьбы

Оглавление

Феоктиста Эклер: Вернулись из интересной поездки в Истру - в Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим. Конечно, о существовании музея я знала давно, но попала туда однажды совершенно случайно.

Разочарование

Новый Иерусалим, Воскресенский монастырь, 1910 – 1912 г. Источник:открытка изд.М.Кампель, Москва.
Новый Иерусалим, Воскресенский монастырь, 1910 – 1912 г. Источник:открытка изд.М.Кампель, Москва.

Лет пять назад мы поехали в Истру отметить день рождения мужа - нас интересовал тогда Ново-Иерусалимский монастырь. С паломнической гостиницей "Западная", где мы поселились, повезло: в эти будние дни в ее небольшом двухэтажном уютном домике мы жили одни.

Желтое здание - гостиница "Западная". Автор Vsatinet. Источник https://commons.m.wikimedia.org/.
Желтое здание - гостиница "Западная". Автор Vsatinet. Источник https://commons.m.wikimedia.org/.

Понимаю, что нас многие не поймут или осудят, но монастырь произвел на нас странное впечатление. Прекрасный вид извне, белоснежные стены, впечатляющие купола. Но внутри ощущаешь какую-то избыточность, как будто всего слишком много.

Вспомнилось что слово "изящество", как ни странно, тесно связано со словом "изъять":

В старославянском «изъять» имело значение «избрать», «выбрать»; «изящный» значило «избранный», «отборный». (Этимологический онлайн-словарь Успенского Л. В.).

Воскресенский собор. Источник https://i.pinimg.com/originals/84/10/f5/8410f577bf33ad20d74ba12aa430bc95.jpg.
Воскресенский собор. Источник https://i.pinimg.com/originals/84/10/f5/8410f577bf33ad20d74ba12aa430bc95.jpg.

Так вот ощущение изящества нас не посетило. Монастырь, особенно интерьер Воскресенского собора, по нашему субъективному впечатлению, вызывал аналогию с человеком, страдающим ожирением. Излишняя вычурность в совокупности с многочисленными сувенирными киосками, стоящими прямо внутри храма, на наш, пусть непросвещенный взгляд, подавляла. Коммерция поглощала духовность. Мы были разочарованы.

Разрушили и восстановили


Вдали мы увидели холм - часть какого-то сооружения. Совсем недалеко. Десять минут ходьбы, и вот перед нами Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим.

Фото автора
Фото автора

В просторных залах, где царила тишина, где было тщательно и со вкусом подобран цвет стен и освещение, где было все очень удобно - мы отдохнули и душой, и телом. И с тех пор стали время от времени посещать это приятное для нас место.

Московский областной краеведческий музей в Новом Иерусалиме, основанный в 1920 году, располагался поначалу в трапезных палатах Ново-иерусалимского монастыря. Во второй половине 1920-х годов фонды музея пополнились предметами из национализированных усадеб..
До 1935 года музей неоднократно преобразовывался и менял названия. В 1935 году туда была перевезена часть коллекций и библиотека упразднённого Московского областного музея. Его функции были переданы музею в Истре. К началу войны экспозиция занимала 42 зала.
Музей до Великой Отечественной войны.
Музей до Великой Отечественной войны.

Во время войны, при отступлении в 1941 году, музей был взорван и разграблен немцами. Но его восстановили.

Разрушенный музей.
Разрушенный музей.

На капризном грунте

В 2009 монастырь был передан РПЦ, и нужно было вывести с территория музей - в новое здание. Задача перед архитекторами встала не простая. Место для строительства здания было выделено на территории деревни Никулино, всего в 300 метрах от северной стены монастыря. С востока участок граничит с дорогой, с юга – с прибрежной и водоохранной зоной Истры. То есть с одной стороны расположен всемирно известный памятник архитектуры, вид на который нельзя искажать, с другой - река, которая делает грунт очень капризным.

Здание музея в «Новом Иерусалиме». Проект, 2012 © АО «Сити-Арх». Источник: https://archi.ru/russia/45823/chasha-sokrovisch.
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Проект, 2012 © АО «Сити-Арх». Источник: https://archi.ru/russia/45823/chasha-sokrovisch.
Поначалу ситуация казалась нам совершенно безвыходной, поскольку максимальный уровень подъема воды составляет 11,5 метров, а высота вновь возводимого объема не должна превышать в этой зоне 10 метров, – вспоминает архитектор Валерий Лукомский. – При этом мы должны были спроектировать здание площадью 28 тысяч квадратных метров, которые мы из-за угрозы затопления не могли закопать в землю! (Источник https://archi.ru/russia/45823/chasha-sokrovisch).

Но в итоге было построено уникальное здание Музейно-выставочного комплекса Новый Иерусалим, которое отлично вписалось в ландшафт и получило диплом от НП Совета по зеленому строительству и совета САР по экоустойчивой архитектуре.

Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Источник https://archi.ru/russia/77108/holmy-novogo-ierusalima.
Здание музея в «Новом Иерусалиме». Реализация, 2013 © АО «Сити-Арх». Источник https://archi.ru/russia/77108/holmy-novogo-ierusalima.

Все удобно

Экскурсионных автобусов на стоянке у музея мало, в основном, частные машины, публика интеллигентная, отзывчивая и деликатная администрация. Сделано все, чтобы посетителю было комфортно: лифты, удобные лестницы, понятная навигация, для каждой выставки подбирается специальный цвет стен и освещение, удобные банкетки, чтобы можно было смотреть картины сидя.

Наш замечательный экскурсовод Татьяна Петровна у картины Бродского на выставке ""Мастер Репин. Эпизоды. Из жизни учителя и учеников", которую мы тоже успели посмотреть.
Наш замечательный экскурсовод Татьяна Петровна у картины Бродского на выставке ""Мастер Репин. Эпизоды. Из жизни учителя и учеников", которую мы тоже успели посмотреть.
Собственное фондовое собрание музея насчитывает 190 000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции.

Лабиринты судьбы и неожиданный Шишкин

Основная экспозиция находится на -1 этаже (в лифте это кнопка  просто 1, первый этаж соответствует кнопке 2, а второй кнопке 3). Это разделы "Русское церковное и светское искусство 16 - начала 20 вв." и "Особая кладовая", где со времени нашего посещения добавилась интересная мультимедийная часть.

-10

Как всегда, наслаждались собранием русских икон. Кроме привычных, там была интересная икона "Лабиринты судьбы".

Лабиринты судьбы. Фото автора.
Лабиринты судьбы. Фото автора.

Мол, жизнь человека - лабиринт от рождения до смерти, и из этого лабиринта два выхода: наверх - в рай и вниз - в геенну огненную. Икона написана в соответствии с символико-дидактическим направлением в церковной живописи, цель которой - назидание и воспитание.

Такой неожиданный Шишкин. "Сосны на берегу залива" 1889 г.
Такой неожиданный Шишкин. "Сосны на берегу залива" 1889 г.

В зале, посвященном светскому искусству, работы Сурикова, Шишкина, Айвазовского и так далее, а также коллекции фарфора и стекла.

Особая кладовая. Фото автора.
Особая кладовая. Фото автора.

В Особой кладовой - коллекции золотого шитья, изделия из драгоценных металлов, старинные книги, предметы ризницы Ново-Иерусалимского монастыря, которые сохранились потому что их в 1941 году успели эвакуировать.

Мы обязательно приедем сюда еще.