Феоктиста Эклер: Вернулись из интересной поездки в Истру - в Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим. Конечно, о существовании музея я знала давно, но попала туда однажды совершенно случайно.
Разочарование
Лет пять назад мы поехали в Истру отметить день рождения мужа - нас интересовал тогда Ново-Иерусалимский монастырь. С паломнической гостиницей "Западная", где мы поселились, повезло: в эти будние дни в ее небольшом двухэтажном уютном домике мы жили одни.
Понимаю, что нас многие не поймут или осудят, но монастырь произвел на нас странное впечатление. Прекрасный вид извне, белоснежные стены, впечатляющие купола. Но внутри ощущаешь какую-то избыточность, как будто всего слишком много.
Вспомнилось что слово "изящество", как ни странно, тесно связано со словом "изъять":
В старославянском «изъять» имело значение «избрать», «выбрать»; «изящный» значило «избранный», «отборный». (Этимологический онлайн-словарь Успенского Л. В.).
Так вот ощущение изящества нас не посетило. Монастырь, особенно интерьер Воскресенского собора, по нашему субъективному впечатлению, вызывал аналогию с человеком, страдающим ожирением. Излишняя вычурность в совокупности с многочисленными сувенирными киосками, стоящими прямо внутри храма, на наш, пусть непросвещенный взгляд, подавляла. Коммерция поглощала духовность. Мы были разочарованы.
Разрушили и восстановили
Вдали мы увидели холм - часть какого-то сооружения. Совсем недалеко. Десять минут ходьбы, и вот перед нами Музейно-выставочный комплекс Новый Иерусалим.
В просторных залах, где царила тишина, где было тщательно и со вкусом подобран цвет стен и освещение, где было все очень удобно - мы отдохнули и душой, и телом. И с тех пор стали время от времени посещать это приятное для нас место.
Московский областной краеведческий музей в Новом Иерусалиме, основанный в 1920 году, располагался поначалу в трапезных палатах Ново-иерусалимского монастыря. Во второй половине 1920-х годов фонды музея пополнились предметами из национализированных усадеб..
До 1935 года музей неоднократно преобразовывался и менял названия. В 1935 году туда была перевезена часть коллекций и библиотека упразднённого Московского областного музея. Его функции были переданы музею в Истре. К началу войны экспозиция занимала 42 зала.
Во время войны, при отступлении в 1941 году, музей был взорван и разграблен немцами. Но его восстановили.
На капризном грунте
В 2009 монастырь был передан РПЦ, и нужно было вывести с территория музей - в новое здание. Задача перед архитекторами встала не простая. Место для строительства здания было выделено на территории деревни Никулино, всего в 300 метрах от северной стены монастыря. С востока участок граничит с дорогой, с юга – с прибрежной и водоохранной зоной Истры. То есть с одной стороны расположен всемирно известный памятник архитектуры, вид на который нельзя искажать, с другой - река, которая делает грунт очень капризным.
Поначалу ситуация казалась нам совершенно безвыходной, поскольку максимальный уровень подъема воды составляет 11,5 метров, а высота вновь возводимого объема не должна превышать в этой зоне 10 метров, – вспоминает архитектор Валерий Лукомский. – При этом мы должны были спроектировать здание площадью 28 тысяч квадратных метров, которые мы из-за угрозы затопления не могли закопать в землю! (Источник https://archi.ru/russia/45823/chasha-sokrovisch).
Но в итоге было построено уникальное здание Музейно-выставочного комплекса Новый Иерусалим, которое отлично вписалось в ландшафт и получило диплом от НП Совета по зеленому строительству и совета САР по экоустойчивой архитектуре.
Все удобно
Экскурсионных автобусов на стоянке у музея мало, в основном, частные машины, публика интеллигентная, отзывчивая и деликатная администрация. Сделано все, чтобы посетителю было комфортно: лифты, удобные лестницы, понятная навигация, для каждой выставки подбирается специальный цвет стен и освещение, удобные банкетки, чтобы можно было смотреть картины сидя.
Собственное фондовое собрание музея насчитывает 190 000 единиц хранения и включает археологические, исторические, этнографические, а также художественные коллекции.
Лабиринты судьбы и неожиданный Шишкин
Основная экспозиция находится на -1 этаже (в лифте это кнопка просто 1, первый этаж соответствует кнопке 2, а второй кнопке 3). Это разделы "Русское церковное и светское искусство 16 - начала 20 вв." и "Особая кладовая", где со времени нашего посещения добавилась интересная мультимедийная часть.
Как всегда, наслаждались собранием русских икон. Кроме привычных, там была интересная икона "Лабиринты судьбы".
Мол, жизнь человека - лабиринт от рождения до смерти, и из этого лабиринта два выхода: наверх - в рай и вниз - в геенну огненную. Икона написана в соответствии с символико-дидактическим направлением в церковной живописи, цель которой - назидание и воспитание.
В зале, посвященном светскому искусству, работы Сурикова, Шишкина, Айвазовского и так далее, а также коллекции фарфора и стекла.
В Особой кладовой - коллекции золотого шитья, изделия из драгоценных металлов, старинные книги, предметы ризницы Ново-Иерусалимского монастыря, которые сохранились потому что их в 1941 году успели эвакуировать.
Мы обязательно приедем сюда еще.