Найти тему
Политехнический музей

Радиовещательный передатчик «Малый Коминтерн»

Молодое советское государство в 1925 году решало важную проблему — наладить радиовещание если не во всей стране, то хотя бы в густонаселённых районах. Необходимо было создать устройство, которое позволило бы передавать радиосигнал за сотни километров. Такой прибор должен иметь внушительную мощность. А создание мощного передатчика считалось в те годы весьма нетривиальной задачей.

Эту задачу успешно решили в Нижегородской лаборатории, где работали знаменитые радиотехники своего времени. Среди них были и создатель самых мощных радиоламп в мире Михаил Бонч-Бруевич, и Александр Шорин, позже разработавший собственную звукозаписывающую систему, и опередивший своё время исследователь полупроводников Олег Лосев. Другие их разработки — радиолампы, «шоринофон» и первый в мире приёмник с полупроводниковым усилителем — тоже хранятся в Политехническом музее.

Разработкой мощного радиопередатчика руководил Сергей Шапошников. Гораздо более известна другая его разработка — детекторный приёмник с кристаллом из сульфида свинца. Такой приёмник не требовал ни розетки, ни батареек, а конструкция была столь проста, что по схеме в журнале «Радиолюбитель» практически любой мог его собрать самостоятельно. Практически все детали тоже можно было сделать самому.

Благодаря блестящему инженерному составу лаборатория чуть больше чем за год создала компактный для своего времени и достаточно мощный — на 1,2 киловатта — радиопередатчик. В феврале 1925 года прибор привезли в Москву для испытаний и в итоге разместили его на радиостанции имени Коминтерна. Она получила название в честь Коммунистического интернационала — союза коммунистических партий разных стран. На этой радиостанции уже стоял намного более мощный — 12-киловаттный — передатчик, тоже на радиолампах Бонч-Бруевича. Потому за новым аппаратом закрепилось имя «Малый Коминтерн».

«Малый Коминтерн» вещал на волнах длиной от 700 до 1400 метров. Это соответствует границе между средними и длинными волнами — «длинноволновыми», условно, называют радиостанции с волной свыше километра. Длинные волны способны огибать поверхность Земли, поэтому передачи можно принять далеко за линией горизонта. Московский «Малый Коминтерн» удавалось ловить, например, в Одессе