Найти в Дзене
ВПЕРЁД, ОТЕЧЕСТВО!

Прошло полгода, и какие результаты мы видим: "Достижения" отечественной гражданской авиации

Оглавление

Ситуация в нашем авиастроении настолько критична, что в 2023 году даже не удалось изготовить ни одного самолета Ту-214 из обещанных трёх. Этот самолет, который ранее широко рекламировался как полностью отечественный, на самом деле содержит 13% импортных компонентов, и теперь, сегодня экстренно пытаются найти им замены.

Фото для иллюстрации из открытых источников.
Фото для иллюстрации из открытых источников.

Стоит отметить, что вся концепция серийного производства Ту-214, который ранее выпускался в Казани в количестве 1-2 единиц в год в специальных версиях, основывалась на заявленной полной локализации, что якобы давало возможность резко увеличить выпуск до 10-15 единиц в год. В действительности, оказалось, что, как и у МС-21, этот самолет тоже придется полностью импортозамещать, что займет несколько лет, и в текущем состоянии Ту-214 не совсем пригоден для регулярных рейсов. Необходимо уменьшить число членов экипажа с трех до двух человек и провести еще около ста улучшений, выявленных «Аэрофлотом», когда им предложили закупить эти самолеты.

Таким образом, проект возрождения Ту-214, который изначально воспринимался как спасение нашего авиапрома, на деле обернулся настоящей обузой. Этот далеко не новый самолет требует значительных финансовых вложений, которых и так недостаточно, и которые было бы рациональнее направить на развитие более современного и перспективного МС-21. К примеру, результат по МС-21 по-прежнему отсутствует, а по Ил-114, который должен был поступить в эксплуатацию ещё пять лет назад, имеется лишь один самолёт, причём он не серийный, а лишь опытный. В декабре правительство выделило дополнительные полмиллиарда на его доработку, которая, как планируется, завершится в декабре 2025 года. Таким образом, в ближайшие два года серийные Ил-114 не стоит ожидать от поставки заказчикам.

Фото для иллюстрации из открытых источников.
Фото для иллюстрации из открытых источников.

Что касается Суперджетов, то весной прошлого года производственную программу сократили с 19 самолётов до 6. Однако, судя по имеющимся данным, был изготовлен лишь один импортозамещённый самолёт в июне, на котором будут испытываться около сорока наименований локализованного оборудования. В августе этот самолёт впервые поднялся в небо, хотя пока ещё на франко-российских моторах SaM146. Второй Суперджет также оснащен импортными компонентами, но уже оснащён отечественными двигателями ПД-8. Первоначально самолёт должен был подняться в воздух в декабре, но первый полёт перенесли на начало этого года. Позже к нему присоединится ещё один полностью локализованный лайнер, который в 2024 году должен получить сертификат лётной годности, что откроет ему путь в небо.

Таким образом, на данный момент есть только один Суперджет в опытно-испытательной версии. Но есть и положительные новости: Ульяновский АвиаСтар, где в прошлом году была запущена поточная линия по сборке Ил-76МД-90А, начал серийное производство этих транспортных самолётов. Первый был произведён в мае, последующие — в августе, октябре и декабре. В итоге заказчик получил в 2023 году четыре Ил-76 плюс один самолёт ДРЛО. В 2023 году состоялся первый полёт модернизированного Ил-96-400М, который изначально был грузовым, но переоборудован в пассажирский самолёт. Несмотря на то, что четырёхмоторные авиалайнеры сейчас считаются менее эффективными по сравнению с двухмоторными, в России продолжают использовать эту технологию. Недавно, Россию исключили из совместного российско-китайского проекта CR929, оставив за ней роль поставщика комплектующих на неопределённый срок.

Фото для иллюстрации из открытых источников.
Фото для иллюстрации из открытых источников.

Однако есть и положительные аспекты. В текущих условиях России придётся разрабатывать собственный широкофюзеляжный самолёт. Прогресс в создании двигателя ПД-35 уже достиг значительных высот. В то время как идут работы, пассажиров на маршруте Москва-Пекин будет перевозить Ил-96-400М, если удастся наладить их серийное производство. Что касается флагмана российского авиастроения, МС-21, то несмотря на то, что в 2023 году не был выпущен ни один новый самолёт, год был весьма продуктивным. Весной в Перми началось серийное производство двигателей ПД-14 для МС-21. Эти производственные мощности позволят к 2030 году выпускать 160 двигателей ежегодно, что соответствует 80 самолётам, а в 2024 году запланирован выпуск 14 двигателей.

В январе 2023 года Ульяновский «Авиакомпозит» получил разрешение на изменения в конструкции крыльев МС-21 и начал производить комплекты крыльев из отечественных полимерных композитных материалов. За этот год удалось изготовить четыре комплекта, а в планах на выпуск шесть комплектов. Первый полностью импортозамещённый МС-21 собираются поднять в воздух к концу лета 2024 года. По состоянию на декабрь 2023 года оставалось заменить ещё 36 систем, включая ВСУ, топливные и гидравлические системы. 14 января МС-21, выполненный из местных материалов, успешно произвёл автоматическую посадку в сложных метеоусловиях, а 26 декабря самолёт был одобрен для перевозки 211 пассажиров, что является увеличением по сравнению с прежним разрешением на 175 человек.

Фото для иллюстрации из открытых источников.
Фото для иллюстрации из открытых источников.

Что мы имеем сегодня?

В настоящее время на авиационном заводе в Иркутске собираются шесть самолётов, которые в 2024 году будут переданы авиакомпании «Россия». В Комсомольске-на-Амуре, где производят Суперджеты, ситуация с запасами ещё лучше. После получения сертификации версии с импортозамещёнными компонентами и поставок нужного количества двигателей ПД-8, здесь планируют выпуск и передачу заказчикам примерно двадцати SJ-100.

В итоге, в 2023 году наш авиапром выпустил всего шесть самолётов: три пассажирских (все экспериментальные) и четыре транспортных. Хотелось бы сказать, что ждёт нас в 2024 году, но не будем торопить события. Вспомним мудрую русскую пословицу: "русский мужик долго запрягает, но быстро едет", особенно когда ситуация становится критической.

А вот эти статьи, – я вам рекомендую прочитать:

Хотелось конечно, чтобы вы подписались на мой канал и поставили лайк. Ведь после подписки, в вашей ленте новые материалы канала – не теряются!