Найти тему
Посад

7 фактов о Нижнем Новгороде, которые не укладываются в голове

Оглавление

Вы тоже уверены, что Нижний Новгород стоит на Волге? Как бы да, но - нет.

Я дожила до полтинника и ни разу в жизни вживую не видела великой русской реки Волги. Поэтому решила, что будет справедливо её не просто увидеть, а "свои ладони в Волгу опусти"ть.

Нижний прекрасен! В этой фотографии ни грамма фотошопа.
Нижний прекрасен! В этой фотографии ни грамма фотошопа.

Но самое интересное, что, несмотря на то, что каждый день мы гуляли по набережной, Волгу я могла бы даже не увидеть, если бы не одно приключение. О нём - чуть позже, а пока - первый факт:

1. Нижний Новгород стоит на... Оке!

По сути, так и есть. Вся историческая часть, включая знаменитую Нижегородскую ярмарку, расположена по берегам Оки, хотя сам город стоит на слиянии рек Оки и Волги.

-2

Даже наблюдая роскошные закаты на набережной, по факту вы смотрите на закат над Окой, а не над Волгой.

Почему так? Дело в том, что "кошельком" Нижний Новгород сделала ярмарка.

Появилась она значительно позже самого города, но раньше чугунки (так поначалу называли железную дорогу). Всё товары на Ярмарку привозили исключительно по воде.

Связь с Центральной Россией и со столицами у Нижнего была через систему рек Оки и Москвы.

Поэтому и ярмарка, и весь город фактически были на Оке, у места впадения её в Волгу. А так-то да, на Волге широкой, на Стрелке далёкой...

-3

Но какая, в сущности разница, над Волгой закат, или над Окой? Это очень, очень красиво и величественно. А если повезёт, можно увидеть, как солнце заходит в сопровождении арфы!

Надя Айна (так зовут арфистку) выступает на набережной. Совершенно бесплатно, что по нынешним временам редкая редкость. Правда, не каждый день. Но по имени можно найти её ВКонтакте. На страничке арфистки есть график выступлений и локаций.

2. Чкалов стоит задом к великой русской реке.

Странно, но факт! Лестница в 442 ступени сбегает с высокого косогора к берегу. С набережной фигурка лётчика едва видна. Но каково было моё удивление, когда, выглянув через бойницу Георгиевской башни Кремля, я обнаружила, что мастер пролёта под мостом отвернулся от Волги и смотрит на город.

-4

И вот взбираетесь вы по лестнице взбираетесь... Доползаете до предпоследней ступеньки. Поднимаете глаза на Валерия Павловича, и ух! Вам открывается совершенно неожиданный ракурс.

Чкаловская лестница - одна из достопримечательностей города. Ежегодно в День города по Чкаловской лестнице устраивают забег.

С берега не заметно. Но Чкалов стоит к лестнице задом. Логичнее было бы, чтобы наоборот, правда?
С берега не заметно. Но Чкалов стоит к лестнице задом. Логичнее было бы, чтобы наоборот, правда?

Несмотря на свою сложность (попробуйте пробежать 400 ступеней вверх, и не просто пробежать, а чтобы стать первым) забег этот был невероятно популярным. Дело в том, что призом лидеру был автомобиль.

Один нижегородец покорил лестницу 8 раз. В четырёх он стал победителем и заработал 4 автомобиля.

Волга над Волгой.
Волга над Волгой.

Заработал бы и пятый, но аттракцион неслыханной щедрости свернули и вместо автомобиля вручили победителю велосипед. Говорят, что он так расстроился, что не пришёл забирать свой приз.

Его личный рекорд 1минута 22 секунды!

Однако, гуляя по крутым улочкам, мы частенько встречали спортсменов, с утяжелителями тренирующихся бегать в горку.

3. Знаменитая нижегородская канатная дорога, перемахнувшая через Волгу, это городской транспорт, соединяющий Нижний с городом-спутником.

Канатка - это не туристический аттракцион, а... городской транспорт.

Мало того, соединяет она не две части города, а сам Нижний с городом-спутником Бор.

Бор.
Бор.

Большинство туристов, оказавшись "на том берегу", пребывают в растерянности: никакой прянично-открыточной красоты туристического Новгорода. Вообще нечего посмотреть. Говорят, что на Бору (именно так произносят местные жители) очень вкусное мороженое.

Но мы этого не знали, поэтому быстренько поехали назад. Тем более, что уже смеркалось. Назад очереди на посадку нет.

Погрузочная платформа. В вагончик загружаются на ходу, он не притормаживает.
Погрузочная платформа. В вагончик загружаются на ходу, он не притормаживает.

Да, канатной, как общественным транспортом пользуются местные жители. Они проходят на посадку вне очереди.

Высота внушительная. Но и виды хороши. Вы - в этой коробочке, висящей на верёвочке.
Высота внушительная. Но и виды хороши. Вы - в этой коробочке, висящей на верёвочке.

Туристы же, чтобы зависнуть над Волгой широкой, вынуждены стоять в очереди около 30 минут.

Поэтому, если хотите проскочить побыстрее, приходите к открытию. В это время меньше всего народу.

Очередь на канатку.
Очередь на канатку.

Мы же припёрлись на канатку ближе к закрытию, и были неприятно удивлены. Правда, в качестве утешительного приза нам достался потрясающий закат над Волгой!

Вид на Волгу, прямо на Стрелку из вагончика канатки через мутное стекло. Вагончик в пути подрагивает и ведёт себя, прямо скажем, не смирно.
Вид на Волгу, прямо на Стрелку из вагончика канатки через мутное стекло. Вагончик в пути подрагивает и ведёт себя, прямо скажем, не смирно.

4. В Нижнем Новгороде было два фуникулёра. Не считая канатки.

Второй, а, вернее, первый соединяет набережную и территорию Кремля. Он был построен в 1896 году к открытию Всероссийской выставки.

Сейчас фуникулёр находится на ремонте.
Сейчас фуникулёр находится на ремонте.

Фуникулёр предназначался для "чистой" публики, чтобы она не утруждала себя подъёмом по ступеням.

Павильон нижней станции очень красив. Но увы, он спрятан за забором и находится на ремонте. Ниже - старое фото. Ракурс примерно тот же.
Павильон нижней станции очень красив. Но увы, он спрятан за забором и находится на ремонте. Ниже - старое фото. Ракурс примерно тот же.

Его длина составляла всего 133 метра. Но это была очень отвесная длина! Часть пути проходила в туннеле под Кремлёвский стеной.

Стрелочкой указан разъезд для вагонов.
Стрелочкой указан разъезд для вагонов.

Подъёмник (нижегородцы называли его элеватор) работал без электрической, конной, или паровой тяги. И даже без бурлаков.

Вагончики двигались за счёт силы тяжести! Пока один скатывался вниз, второй поднимался вверх. Скорость регулировалась рейкой, которая не давала спускающемуся вагону очень быстро скатываться.

Интересно, что оба вагончика двигались по одному и тому же пути. Чтобы они не сталкивались, был предусмотрен "разъезд". Только в этом месте можно было увидеть встречный вагон.

В павильоне дремлет вагончик фуникулёра. Вид сверху, с кремлёвской стены.
В павильоне дремлет вагончик фуникулёра. Вид сверху, с кремлёвской стены.

Такая конструкция позволила сэкономить место и материалы при строительстве туннеля.

На самом деле было построено два фуникулёра, Кремлёвский и Похвалинский, грузовой.

Похвалинский в советское время был ликвидирован за ненадобностью.

А это верхняя станция, которая находится на территории Кремля. Она уже полностью готова.
А это верхняя станция, которая находится на территории Кремля. Она уже полностью готова.

Сейчас ведутся работы по реставрации фуникулёра. Очень жаль, что нам не удалось на нём прокатиться.

5. В Нижнем Новгороде есть свой памятник Минину и Пожарскому.

Это брат-близнец московского памятника, вернее копия московского. Но погодите, история, как всегда, сделала финт ушами.

-17

Дело в том, что тот памятник, который московский, изначально должен был стоять в Нижнем Новгороде.

Но Александр I решил, что памятник слишком хорош, и повелел... Правильно, установить его на Красной площади. Что и было сделано в 1818 году.

Так много достопримечательностей на одной фотографии, что кажется, что это - коллаж. Правда?
Так много достопримечательностей на одной фотографии, что кажется, что это - коллаж. Правда?

Историческую справедливость восстановил Юрий <долгорукий> Лужков. Он поручил сделать копию памятника. Поручил, как водится, Церетели🤦‍♀️. Но всё обошлось благополучно, и очередного "колумба" не случилось.

От оригинала церетелиевская копия отличается лишь размерами (памятник на 5 см ниже оригинала). Нижегородцы выдохнули.

С 2005 года скульптура украшает (действительно украшает) собой площадь у подножия Нижегородского Кремля.

6. Ночлежка из пьесы Горького "На дне" жива, и это вовсе не ночлежка.

Увидев здание в "купеческом" стиле, мы с мужем спорили до хрипоты: я никак не могла поверить в то, что вот в этом вот особняке жили бродяги и нищие. Вернее, не так. Что вот этот вот особняк был построен для людей, очутившихся на самом дне жизни.

Кирпичное здание справа от церкви. Да, это бывшая ночлежка, которая вдохновила Горького на написание пьесы.
Кирпичное здание справа от церкви. Да, это бывшая ночлежка, которая вдохновила Горького на написание пьесы.

Однако, это действительно бывшая ночлежка. Почему-то сейчас вспомнился замок "в Грязи", извините.

Купцы (а нижегородские купцы были очень богаты) весьма любили делать богоугодные дела. И на них денег не жалели.

Только вдумайтесь: это не дворянский особняк, а ночлежка для бездомных. Попробуйте прочесть надпись на заборе (эту можно) 😉
Только вдумайтесь: это не дворянский особняк, а ночлежка для бездомных. Попробуйте прочесть надпись на заборе (эту можно) 😉

Единственным условием проживания в ночлежке было: "водку не пить, песен не петь, вести себя тихо".

7. Флешбек московского метро.

В Нижнем Новгороде есть своё метро. И пусть оно совсем небольшое, оно... прекрасно!

-21

Старые москвичи и гости столицы меня поймут. Переезжая на нижегородском метро из точки А в точку Б, я неожиданно и прочно очутилась в далёком прошлом.

В том счастливом времени, когда деревья были большими, на Ждановской (Выхино) днём можно было без проблем войти в вагон, и даже быть единственным пассажиром!

-22

Лучше всего воспоминания пробуждают вещи и запахи.

В нижегородском метро обстоятельства сложились идеально.

Не сговариваясь, мы с мужем вернулись в далёкое прошлое. Ах, этот ни с чем не сравнимый запах метро, когда заходишь в вестибюль и кидаешь пятачок в прорезь турникета!

-23

Этот "полупустой вагон метро", обшивка под дерево, как у Аммендорфов, голубые вагончики.

Ах!

Обязательно хоть раз прокатитесь в нижегородском метро. Тем более, что от железнодорожного вокзала до исторической части города ближе всего и удобнее добираться именно на метро.

Парадокс, но в исторической части всего одна станция!

Все фотографии в статье, за исключением двух исторических, как обычно, авторские!
Все фотографии в статье, за исключением двух исторических, как обычно, авторские!

В Нижнем гораздо больше красоты, парадоксов и интересностей. Но где-то надо и остановиться. Я решила прервать повествование на счастливой цифре 7.

А руки в Волгу я так и не окунула! 😂