- Это же нора! – возмущённо воскликнула дочь, увидев наше пристанище на ближайшие несколько дней, - как тут можно жить?
- А как тут всегда люди жили, - парировала я. И разговор был исчерпан.
Под недовольное бухтение молодого поколения мы раскладывали вещи и готовились к туристическому штурму города, оборудовав командный пункт в подвале.
По сути, это был всё-таки полуподвал. Потому, что в нём, хоть и на уровне земли, но были окна.
Мне всегда было интересно, как люди живут в подобных «норах». Я неоднократно видела картинки из такой жизни в фильмах. В основном это были фильмы из тяжёлой жизни трудового народа. Помните, в «Рождённой революцией» пожилой рабочий приводит Николая к себе домой? Низкие тяжёлые своды, крошечное оконце под потолком… Сыро, промозгло, холодно…
Надо вам сказать, что в Нижнем Новгороде дела с посуточно сдаваемым жильём обстоят неважно. Фигово они обстоят, если честно.
Нет, на первый туристический взгляд, всё отлично. И неискушённый турист с радостью снимает недорогую квартирку «всего в двадцати минутах от исторической части города».
Правда, по приезде он осознаёт, что историческая часть расположена на другом берегу реки, а те самые пресловутые 20 минут – это на такси, и то ночью. Да и мерил хозяин расстояние, походу, коломенскими вёрстами.
Зная такую особенность арендодателей, я не полагалась на карту. На море с жильём то же самое. Владелец уютного гнёздышка зачастую указывает расстояние до моря по прямой и умалчивает о том, что прямой путь не всегда самый короткий. Потому, что на пути лежат ущелья, заборы, а кривые улочки уводят далеко в сторону… Так же и в Нижнем.
Если вы хотите гулять по туристическому району, не думая об обратной дороге домой, то жильё нужно снимать исключительно в пешей доступности от Кремля. А расстояние проверять по карте, выстроив пеший маршрут, длительность которого не должна превышать 30 минут.
Потому, что Нижний Новгород только по злой иронии называется Нижним. Историческая часть – это настоящие горы и пригорки! И ступеньки, по которым вы всё время будете то подниматься, то спускаться. Но виды! Блеснувшая в перспективе кривой старинной улочки Волга на фоне сияющей в лучах заходящего солнца церковной маковки, всё искупает.
А какие дома! Каждый – исключителен. Поэтому – только историческая часть, чтобы не тратить драгоценные часы на дорогу. Но гостиницы в исторической части дороги. Особенно для семей с детьми. Поэтому таким спросом пользуется съёмное жильё. Которое что для двоих, что для четверых гостей стоит одинаково. Плюс возможность самостоятельно питаться. К тому же съёмного жилья в исторической части очень мало.
Наша «нора» была в двух минутах пешей доступности от Кремля. Вернее, подворотня нашего дома била в Кремль прямой наводкой. И, даже двигаясь очень медленно, до набережной мы добирались максимум за 10 минут.
Правда, достоинства этой квартирки мои оценили не сразу. И я, втравившая свою семью в подземную жизнь, чувствовала себя несколько виноватой.
Радушный хозяин принёс нам бельё, сообщил, что клопов и тараканов нет, паучки, которые порой приходят в гости – безобидные и даже полезные, ловят мух, а сам он живёт этажом выше, умчался, оставив нас обживаться.
Первым визитёром стал не безобидный паучок, а толстый рыжий кот. Он громко и настойчиво мяукал где-то на уровне потолка и заглядывал в наше подземное жильё изумрудными глазами.
Видимо, требовал плату в виде колбасы вперёд. Не дождавшись, возмущённо тряхнул бархатными шариками, продемонстрировав своё кошачье достоинство, и вальяжно удалился:
- Много вас тут шляется, дармоедов!
Наверное, наш подвал прежде был его собственностью.
Дом, в котором нам предстояло провести ближайшие три дня нашей жизни (вернее, две ночи, потому, что дни мы проводили в городе), был старинный, каменный, добротной дореволюционной постройки с толстыми, в метр, стенами.
В подъезд из трёх квартир вела лестница. Правда, шла она не вверх, а вниз. Три ступеньки. Потом – лестничная площадка. С неё – 12 ступенек вниз, в подвал. Ещё три ступеньки. Небольшая площадочка, покрытая ковром. Железная дверь, явный новодел – вход в жилище. И ещё две ступенечки вниз, уже внутри. Вот мы, пасынки подземелья, и дома.
По факту, по глубине – настоящий подвал. Но из-за того, что дом стоит на довольно крутом спуске, жилое помещение становится полуподвалом и обретает окна. Некоторые дома на этой улице вообще забавные.
С улицы дом одноэтажный, в три окошечка, а со двора – три этажа. Полноценных.
Наше жильё состояло из двух комнат и санузла – вполне достаточно для усталых туристов, мечтающих «кинуть кости» и забыться сном до утра.
Самые большие сомнения у нас были насчёт сантехники (всё-таки подвал). Но она исправно работала, видимо, преодолев земную гравитацию.
Большая комната, она же коридор, она же прихожая, поделена перегородкой на гостиную и кухонную части.
В кухонной – газовый котёл, который привёл бы в финансовый трепет любого инспектора газовой службы. Потому, что был установлен со всеми возможными нарушениями. И, тем не менее, работал.
В гостиной части на раздвижном диване устроились дети. А мы – в маленькой спальне. Раскладка оказалась изначально неправильной, потому, что мы явно мешали друг другу. Дети мешали нам «посидеть» а мы им своими посиделками – спать.
Окна нашего пристанища выходили во двор, поэтому особых неудобств, связанных с подземным существованием, мы не ощутили. Непрестанно шаркающих ног не наблюдали.
Да и ложились спать мы чуть позже, чем последнее такси, взвизгнув тормозами на подъёме, увозило в «основной город» загулявших туристов.
Никаких особенных особенностей в этом жилье мы не обнаружили. Пару ночей провести, ощутив себя Золушкой – да, прикольно. Но жить на постоянной основе в таком месте я бы разумеется, не хотела. Подозреваю, что зимой здесь может быть немного холодно, неуютно. И вообще, быстро надоест.
Качество туристического пристанища легко оценить, ответив только на один вопрос: хотели бы вы вернуться именно в это жильё? Наш ответ - возможно.
И о цене. За четырёх человек и две ночи мы отдали 9 500 рублей и 2 тысячи залога, который нам потом вернулся.
По цене это чуть дешевле одной ночи в гостинице по соседству. На двоих.