Одной из техник в многослойной живописи является лессировка. Это тонкий прозрачный слой краски который пропускает сквозь себя лучи света. В результате свет отражается от нижележащего слоя краски или грунтовки, создавая неповторимый эффект свечения картины. Это хорошо видно на картинах старых мастеров.
При работе над картиной следует учесть, что лессировка, выполняются только на уплотненном масле. Потому что плотное масло обладает гораздо большей связующей силой, чем обыкновенное масло. В тонких слоях лессировки связующего остается довольно мало, поэтому и используемое масло должно быть более сильным.
Уплотненное масло может быть маковое, подсолнечное, ореховое, или льняное. Чаще всего в нашей стране используют льняное масло. Оно к сожалению наиболее желтеющее, но зато обладает наиболее связующими свойствами. Чтобы пожелтение красочного слоя от масла сделать менее заметным , лессировки чаще выполняются в теплых тонах.
Уплотненное масло может быть оксидированное или полимизированное. Оксидированное масло - это масло, сгущенное на воздухе и солнце. Полимеризованное масло - готовится с помощью нагревания без доступа воздуха, промышленным способом .
Можно купить уже готовое уплотненное масло. Но к сожалению такое масло часто бывает не эффективно, так как может быть недостаточно густым, или почти таким же жидким, как и обычное неуплотненное масло.
А можно приготовить уплотненное масло самостоятельно. Правда на это потребуется время. Получается оно путем окисления простого масла кислородом воздуха на солнечном свету.
Возьмите прозрачные стеклянные или пластиковые стаканчики, вылейте туда неуплотненное льняное масло слоем примерно 1,5 -2 см. и выставьте на солнце. Примерно через 3-4 месяца оно сгустится. Лучше если оно простоит около года. Потом уберите образовавшуюся пленочку и перельете готовое густое масло в баночку и закроете. Все масло готово. Чем больше масло будет стоять на солнце, тем сильнее сгустится. И тем больше будут выражены его свойства. Примите во внимание, что весной, с марта до конца мая процесс уплотнения происходит быстрее, так как в это время больше фиолетовых лучей. У вас получится уплотненное масло, являющееся лучшим связующим для лессировки.
Кроме этого уплотненное масло придает лессировке необратимость. То есть если наносить прозрачный слой краски с использованием например даммарного лака, пусть даже с большим колличеством (неуплотненного) масла, то, лак может быть снят при последующей межслойной обработке и слой лессировки тоже будет смыт.
Уплотненное масло можно, и даже нужно использовать и в корпусной живописи. Оно имеет целый ряд других преимуществ. Такое масло за счет густоты меньше уходит в грунт и поэтому краски меньше прожухают и остаются более блестящими. Оно более равномерно сохнет. Уплотненное масло еще называют "масляным лаком".