История Свято-Успенской Почаевской Лавры и Почаевской чудотворной иконы Божьей Матери началась на территории современной Тернопольской области (Украина), неподалеку от реки Иква.
Там, в 1240 году на горе поселились два инока. Как-то раз один из них закончил молитву и решил подняться на вершину. По дороге он увидел стоящую на камне и объятую пламенем Богородицу. Инок позвал духовного брата, и тот тоже удостоился увидеть Божью Матерь.
В это время внизу находился пастух Иоанн Босой. Он увидел на горе свечение и поднялся туда. Там Иоанн встретил монахов, и они втроем стали прославлять Бога и Пречистую Матерь Христа.
Когда Богородица удалилась, на камне, где Она стояла, остался отпечаток Ее правой стопы. Отпечаток этот до сих пор притягивает к себе множество паломников, которые вычерпывают из него святую воду. Эту воду никогда не перестает чудесно источать и наполнять ею след Богородицы камень, на котором стояла Дева Мария.
В 1559 году по тем землям путешествовал митрополит Неофит из Константинополя. Когда владыка проезжал через Волынь, он решил заехать в имение Орля, что рядом с Почаевым, и посетить дворянку Анну Гойскую. Когда Анна и владыка уже прощались, Неофит подарил Анне богородичную икону в качестве благословения. Этот образ, который и стал называться Почаевским, он взял с собой в путешествие из Константинополя.
Прошло некоторое время, и стали замечать сияние, исходившее от иконы, а в 1597 году перед иконой молился болящий брат Анны Филипп, после чего Богородица исцелила его. Дворянка передала образ монахам, жившим на Почаевской горе. Спустя время на скале построили храм в честь Успения Божьей Матери, который стал частью архитектурного ансамбля монастыря.
Монастырь в течение своей истории много раз подвергался бедам. Иноков притесняли лютеране, на монастырь нападали мусульмане, захватывали униаты, но молитвы к Божьей Матери всегда возвращали жизнь монахов в мирное русло.
Именно в благодарность за избавление Успенской Почаевской Лавры от осады мусульман 20-23 июля 1675 года, 5 августа (по новому стилю) установили праздник в честь Почаевской иконы Божьей Матери.
Это было время правления в Польше короля по имени Ян Собеский и Збаражской войны с турками. Через Вишневец к Почаевской обители тогда подступили татары под предводительством хана Нурредина. Войска обступили монастырь с трех сторон. Монастырская ограда была слаба, а каменные здания обители не представляли собой серьезную преграду татарам.
Игуменом монастыря тогда был Иосиф Добромирский. Он призвал братию и укрывавшихся в монастыре мирян обратиться к небесным помощникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Все усердно молились и припадали к чудотворной иконе и раке с мощами преподобного Иова.
Когда 23 июля (по старому стилю) на восходе солнца татары совещались о штурме обители, игумен велел всем петь акафист Пресвятой Деве Марии. На словах "Взбранной Воеводе" над храмом появилась Сама Богородица и распростерла над монастырем сияющий белым светом архиерейский омофор. Рядом с Ней стоял преподобный Иов Почаевский, просил Богородицу защитить монастырь и кланялся Ей. Вокруг Иова и Матери Божьей появились святые Ангелы, вооруженные огненными мечами.
Татары подумали, что явление небесных сил – это бесовский морок и стали стрелять в стоящих на воздухе защитников монастыря из луков. Но стрелы разворачивались в воздухе и ранили самих стрелков. Враги христиан пришли в ужас, и все они бросились в хаотичное бегство, толкаясь и убивая друг друга. Защитники монастыря многих догнали и взяли в плен. Некоторые из этих татар впоследствии уверовали во Христа, приняли постриг и остались в монастыре до конца своих дней.
Зафиксировано и в прошлом веке большое чудо, произошедшее от молитвы перед Почаевской иконой Божьей Матери. 17 июня 1950 года монахиня Варвара (в миру Елена Константиновна Путятина из города Чкалов – Оренбург) исцелилась от паралича обоих ног, которым она страдала в течение 48 лет. Инокиня в тот день приложилась к списку Почаевской иконы и тут же встала на ноги.
До чудесной помощи Богородицы инокиня передвигалась на костылях с помощью своей духовной сестры – монахини Марии. Костыли Варвары до сих пор стоят рядом с иконой Пресвятой Богородицы и напоминают о произошедшем чуде.
Когда с чудотворной Почаевской иконы Божьей Матери делают списки, часто изображают тот самый камень с отпечатком стопы Богородицы.
Образ почитают не только в России, но и в Болгарии, Боснии, Сербии и других странах. Перед образом молятся не только православные, но и христиане других конфессий.
Просьбы верующих, которые они возносят перед иконой, многообразны: люди просят Богородицу избавить от недугов или зависимостей, утихомирить вражду с досаждающими людьми, вразумить заблудших, и о многом другом.
Все многочисленные чудеса, происходившие от молитв перед иконой, записаны в монастырских книгах.