Найти в Дзене
Home мотив

Как грамотно создать игровое пространство для ребёнка в домашних условиях

Детям важно иметь свое личное пространство. Это уголок, где они чувствуют себя уютно и комфортно, могут заниматься любимыми занятиями и не беспокоить никого вокруг. В каждом доме или квартире возможно организовать отдельное игровое пространство для детей, где будут располагаться игрушки, книги и материалы для творчества. В данной статье мы поделимся советами по его обустройству.

Содержание:

1. Почему стоит выделить отдельную игровую зону для детей?

2. Как правильно создать игровое пространство для детей?

3. Как выбрать мебель для детей

4. Что разместить в зоне сенсомоторного развития

5. Принципы подбора игрушек и материалов для игровой зоны

6. Как организовать игрушки на полках

7. Творческая зона

8. Уютная читальная зона

9. Организация игрового пространства для двух детей

10. Вывод

1. Почему стоит выделить отдельную игровую зону для детей?

Разделение пространства способствует созданию более упорядоченной и понятной обстановки. Наличие места для хранения игрушек и специальной зоны для игр позволяет вам напоминать ребёнку, где можно развлечься и куда затем убрать игрушки.

Такое зонирование также помогает поддерживать чистоту в доме. В результате, хаос во время игры будет ограничен лишь игровой зоной ребёнка, а не разрастётся по всей квартире.

Важно предоставить ребёнку личное пространство. Когда он осознаёт, что у него есть своя территория, это способствует желанию делиться. Создание игровой зоны, уникального места для малыша, будет способствовать его щедрости и готовности делиться игрушками и вещами с другими.

Хорошо организованная игровая зона, где занятия соответствуют потребностям ребёнка, решает задачи самостоятельной игры и развивает концентрацию.

Когда ребенок понимает, где и в какие игры можно играть, он активно включается в процесс. Если вы все правильно организуете и объясните малышу, он сможет заниматься самостоятельно пока вы работаете или отдыхаете, без необходимости в мультиках.

2. Как правильно создать игровое пространство для детей?

Игровая зона включает в себя области для сенсомоторных игр, творчества, чтения и активных движений. Каждая из этих зон должна быть отделена друг от друга и удобна для малыша.

Важно, чтобы игровое пространство было организовано таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно выбирать игрушки, играть с ними и затем убирать обратно, не нуждаясь в помощи взрослых. Безопасность данного пространства является приоритетом.

Игровая зона будет выглядеть по-разному в каждом доме, так как она зависит от площади, которую родители готовы выделить для детских игр, а также от выбранной мебели.

Эта зона может занимать часть детской комнаты, соседствуя с местами для движения, чтения и творчества. Также она может быть размещена в небольшом углу родительской комнаты. Тем не менее, существуют общие правила для организации игрового пространства, которые следует учитывать.

3. Как выбрать мебель для детей:

  • Вы можете приобрести детскую мебель в специализированных магазинах, ориентированных на методику Монтессори, однако, обладая определёнными знаниями, вы сможете найти подходящие варианты и в обычных магазинах или изготовить их самостоятельно.
  • Полка для игрушек и материалов. Она должна быть расположена на полу и удобной по высоте для вашего ребенка, обычно около 40 см. Полка может иметь несколько секций, но это не обязательно. Важно, чтобы её внешний вид был приятным: выбирайте пастельные оттенки и натуральные материалы. Если полка будет стоять у стены, лучше выбрать вариант с задней стенкой
  • Стол и стул для ребенка. Мебель должна соответствовать росту ребенка и быть выполнена в однотонном дизайне. Изображения, буквы или обучающие картинки на столе могут отвлекать ребенка и не принесут желаемой пользы.
  • Коврик. Ребёнок может играть не только за столом, но и на полу, поэтому стоит позаботиться о наличии нейтрального и легко очищаемого коврика в игровой зоне.

Полка для книг. Она должна быть устроена так, чтобы малыш мог самостоятельно доставать книги, а их обложки должны быть хорошо видны.

4. Что разместить в зоне сенсомоторного развития

Множество родителей замечают, что их дети не проявляют интереса к играм с уже имеющимся множеством игрушек. Причинами могут быть как избыток игрушек, мешающий сосредоточиться на одной, так и неподходящий возраст или потребности ребёнка, не соответствующие имеющимся предметам.

Для малышей около одного года желательно оставить не более пяти игрушек на видном месте, а для детей старше двух лет — максимум десять. Важно наблюдать, как ребёнок взаимодействует с игрушками: сосредоточен ли он на одной из них или же быстро теряет интерес и разбрасывает все предметы. Если это так, стоит уменьшить количество игрушек. Гораздо эффективнее будет периодически менять их, предоставляя новые ощущения (раз в одну-две недели), чем оставлять всё сразу.

Игрушки служат подготовительным материалом, который помогает детям готовиться к взрослой жизни.

5. Принципы подбора игрушек и материалов для игровой зоны:

Каждая игрушка должна фокусироваться на одном конкретном качестве или аспекте, развивая один навык у ребёнка. Например, для сортировщиков, предназначенных для детей до 3 лет, лучше выбирать объекты, характеризующиеся либо формой, либо цветом, либо размером, а не сочетанием нескольких признаков. Популярные сегодня бизиборды и бизикубы могут отвлекать ребёнка, поэтому их лучше исключить или использовать по частям.

Старайтесь избегать слишком ярких и перенасыщенных пластиковых игрушек. Вместо синтетических музыкальных инструментов, предлагающих электронные звучания, лучше купить набор этнических инструментов с природным звуком: барабаны, трещотки, маракасы и кастаньеты.

Количество пластиковых игрушек не должно превышать 1-2 штук. Отдавайте предпочтение изделиям из натуральных материалов — дерева, ткани или металла, так как с ними приятно работать. Игрушки, имитирующие реальные объекты, должны быть выполнены в наиболее приближенном к настоящему виде; например, лошадь не должна быть розовой.

Не храним сломанные предметы или те, что потеряли детали, ведь они создают беспорядок и мешают пониманию ребёнком окружающего мира.

Варианты игрушек и материалов в духе Монтессори, способствующих развитию детей, которые могут быть установлены в игровом пространстве:

  • Наборы для нанизывания. Для малышей лучше всего подходят крупные элементы, которые легко манипулировать. С развитием мастерства можно постепенно переходить к более мелким деталям.
  • Аутентичные музыкальные инструменты: металлофон, маракасы, гуиро в форме лягушки, колокольчики, тамбурин и прочие подобные предметы.
  • Матрёшка. Для очень маленьких детей рекомендуется выбирать матрёшки и их вариации без какой-либо росписи или узоров. Эти игрушки легко найти в магазинах товаров для творчества, в секции заготовок для рисования.
  • Карточки с реалистичными изображениями для развития речи. На каждой карточке должен находиться один реальный предмет, желательно на светлом фоне. Не стоит представлять слишком много карточек одновременно; оставьте на виду от 3 до 5 штук и регулярно меняйте их.
  • Фигурки животных. Пропорции и расцветка фигурок должны соответствовать настоящим животным, чтобы дети могли легко их идентифицировать и запомнить.
  • Деревянные игрушки с молоточком для забивания. Существует множество разновидностей игр с молотками, однако рекомендуется выбирать именно деревянные варианты таких игрушек.

Коробочка с сюрпризами. В такую коробку можно собрать различные

вещи, открывающиеся по-разному: кошелёк на молнии, бутылка из-под

шампуня, коробка с крышкой, мешочек на шнурке и т.д. В некоторые из них можно спрятать небольшие подарки или сюрпризы для ребёнка.

6. Как организовать игрушки на полках

Чтобы удобно расположить детские игрушки на полках, нам понадобятся разнообразные корзины, подносы и небольшие салфетки. Это поможет детям воспринимать игрушки и сопутствующие материалы как отдельные элементы, что способствует запоминанию их местоположения. Благодаря такому подходу ребёнок будет способен самостоятельно убирать свои игрушки после игры или занятий.

7. Творческая зона

-2

Творческие занятия играют важнейшую роль в развитии ребёнка. Они способствуют улучшению мелкой моторики, помогают освоить различные цвета и формы, а также развивают способность сосредотачиваться, эстетическое восприятие и воображение.

Материалы для творчества стоит организовать на отдельном стеллаже или полке, используя корзинки и подносы для удобства. В каждой корзине рекомендуется размещать принадлежности для определённого вида деятельности: лепки, живописи, аппликации, вырезания и прочих.

Помимо творческих материалов, рядом следует разместить:

  • два листа для рисования, которые можно расположить в специальной подставке или салфетнице.
  • подложку, салфетку или коврик для защиты стола от загрязнений во время занятий.

небольшую чашку с губкой для уборки после творчества.

Для рисования красками используйте мольберт, на который прикрепляется крупный лист бумаги с помощью магнитов или зажимов. Внизу можно разместить банки с краской, кисти и губку для удаления капель.

Не забудьте оставить фартук, чтобы защитить одежду ребёнка, а под мольбертом постелить клеёнку для предотвращения загрязнения пола.

8. Уютная читальная зона

Создание небольшого и комфортного уголка для чтения важно для развития любви к книгам у ребенка. Это пространство станет его личной библиотекой. Советую выбрать место рядом с окном, где естественный свет будет дарить атмосферу спокойствия.

Чтобы ребенку было просто добираться до увлекательных книг, разумно разместить их на небольшой полке или в корзине, не загромождая пространство.

В зоне чтения желательно иметь небольшое детское кресло, чтобы малыш мог удобно устроиться с книгой. Если кресла нет, подойдет и подушка, на которой он сможет комфортно сидеть.

Для создания уютной обстановки можно установить настольную лампу, которую ребенок сможет включать и выключать сам. Также не помешают парочка приятных глазу картин, оформленных в рамки, которые можно разместить рядом с креслом.

При выборе книг стоит ориентироваться на реалистичное содержание, знакомя ребенка с окружающим миром. Начинать стоит с книг без текста, содержащих лишь изображения, а затем постепенно переходить к произведениям с минимальным описанием. Первые книги можно выбирать из прочного картона, чтобы они дольше прослужили.

9. Организация игрового пространства для двух детей

-3

Для оптимального размещения игрушек и материалов для детей разного

возраста (1-3 года и 3-6 лет) можно воспользоваться многоуровневым

стеллажом.

На нижней полке стоит разместить игрушки для младшего ребенка. Средний

уровень можно отвести под игрушки, интересные обоим детям. А на верхней

полке, доступной только старшему ребенку, разместим его игрушки.

Стол для занятий и творчества должен иметь такой размер, чтобы все дети

могли удобно садиться и играть одновременно.

Зону для чтения можно организовать общую для обоих детей. Книги в

небольшом количестве можно расположить на двух настенных полках или на

однотипной напольной полке с несколькими уровнями. Если используются

настенные полки, то снизу следует закрепить полку для книг младшего

ребенка, а выше — для старшего. В случае с многоуровневой напольной

полкой книги также распределяем: на нижнем уровне размещаем книги для

малыша, а на верхнем — для более старшего ребенка.

10. Вывод!

Создание специального игрового уголка будет актуально как для детей, так и для их родителей. Ребёнок сможет осознавать, где ему разрешено играть, и где следует убирать игрушки, что значительно упростит поддержание порядка в остальных частях дома.

Мебель для игрового пространства, включая стеллажи для игрушек, полки для книг, кресло, стол и стул, должна соответствовать росту ребёнка. Оптимальными будут варианты светлых или пастельных оттенков.

При выборе игрушек и книг важно учитывать возраст ребёнка и его развивающиеся потребности. Отдавайте предпочтение игрушкам из натуральных материалов, каждая из которых развивает определённый навык.

Чтобы малышу было удобно, организуйте хранение игрушек и художественных материалов в корзинах и на подносах. Определите для каждого набора собственное место на полке, чтобы ребёнок мог легко убирать их после игр.

Возможно создание общей игровой зоны для детей разного возраста, используя многоуровневые стеллажи и общий стол. Внешний вид игрового пространства будет зависеть от доступной площади и ваших предпочтений, что делает его уникальным для каждой семьи.