Найти тему
Владимир Гордеев

Лето 42-го (1971, США, мелодрама): Любовная ностальгия

Все же бывают такие фильмы, где сюжет занимает самое второстепенное место. Такое кино больше похоже на качественную литературу, читая которую упиваешься слогом, стилем изложения. Упреки кинематографу со стороны библиофилов сводятся к тому, что, читая книгу, ты сам оперируешь образами, тогда как фильм предоставляет готовые образа. На самом деле, это частные детали. Гораздо важнее система образов. Система, а не отдельно взятые образа воздействуют на ресивер — человеческий мозг или, если хотите, душу. И здесь уже кино от литературы мало чем отличается.

Сценарий фильма — автобиографический, без выдумок и острозакрученного сюжета. Поэтому сюжет банален до одури, той самой летней одури, которую его герои, юные обитатели небольшого острова Нэнтакет, испытывают от безделья, томления и желания.

Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)
Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)

Лирический герой картины, 14-летний подросток Херми, влюбляется в молодую женщину лет 23-х, только-только проводившую мужа на фронт. У Херми есть два друга, не такие лиричные как он. Упитанный здоровяк Оски озабочен исключительно проблемой трудоустройства своего члена и не витает, в отличие от Херми, в высоких эмпиреях. Задрот Бенджи панически боится противоположного пола и, видимо, поэтому где-то в середине фильма сходит на нет.

В один прекрасный момент Херми удается познакомиться с Дороти, — он помогает ей донести продукты до дому. Так между ними зарождается дружба, которая вряд ли может перерасти во взаимную любовь (Херми на это особо и не надеется).

Фильм состоит из множества нюансов, режиссер, сценарист и оператор очень внимательны к деталям. Очень хорошо чувствуется та доскональность, придирчивость, с которой воссоздавалась атмосфера того давно ушедшего времени, того давнего лета.

Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)
Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)

Банальная, простая и не слишком захватывающая история остается таковой до самого финала, но фильм снят настолько здорово, что всё в нем зримо и настояще, всё в нем буквально оживает, точнее говоря, оживляет в зрителе (сужу по себе) какие-то давно забытые воспоминания, чувства, ощущения.

Посредством этого фильма можно перенестись в свое детство. Может быть, дело в меланхолической, цепляющей музыке Мишеля Леграна, очереди в сельский ДК, потускневшей июльской траве. Еще в фильме много пасмурного неба, которое обычно почему-то избегают показывать в кинофильмах, а ведь это очень клево-пасмурное, белесое, летнее небо, когда не жарко и не холодно, когда наступает некое безвременье, и в природе, и в настроении. Неважно, что в сюжете фигурируют иностранные подростки, живущие в чужом времени и чужой стране.

Дело не в образах и даже не в психологической картине, которую рисует режиссер, а в эмоциях, которые вызывает череда этих образов. Любой фильм, как и книга, воспринимается комплексно... Страница романа не имеет значения, если нет других страниц.

Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)
Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)

Ну и, наконец, лето — оно общее для всех. Как и детство.

Оценка: 8,0 из 10.

Режиссер: Роберт Маллиган.
Сценарий: Херман Раукер,
Оператор: Роберт Сёртис,
Композитор: Мишель Легран.

В главных ролях: Гэри Граймз, Дженнифер О’Нил.

В ролях: Джерри Хаузер, Оливер Конент, Кэтрин Аллентак, Кристофер Норрис, Лу Фриззелл, Роберт Маллиган.

Награды:

"Оскар" — лучшая музыка.
"BAFTA" — лучшая музыка.
МКФ в Сан-Себастьяне — "Серебряная раковина".
American Cinema Editors, USA — лучший монтаж.

Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)
Кадр из фильма "Лето 42-го" (1971)

Читайте также на моем канале: