Фотографии, которыми поделилась с нашими читателями Валентина Авсиевич, переносят нас в не столь далекое по меркам истории прошлое д. Зеленино Саянского района.
Это сегодня в Зеленино осталось всего четыре жилых дома, а жителей можно пересчитать по пальцам одной руки. Во времена детства Валентины Кузьминичны деревня была большой, процветающей. А вот раньше...
Автор: Ирина Коршин
Мы родителей почти не видели
На одной из фотографий, которыми поделилась с нами жительница с. Агинского Валентина Авсиевич, женщина пристально вглядывается в какие-то бумаги, в руках карандаш (или ручка). Очевидно, что она делает заметки или ведет подсчет. Это мама Валентины Кузьминичны – Анна Косарева.
Анна Семеновна – коренной житель д. Зеленино. Многие годы, по воспоминаниям дочери, работала заведующей местной молочно-товарной фермой (МТФ). Она запомнилась детям неизменно куда-то спешащей или быстро перекидывающей деревянные костяшки на старых бухгалтерских счетах.
Это сегодня в Зеленино осталось всего четыре жилых дома, а жителей можно пересчитать по пальцам одной руки. Во времена детства Валентины Кузьминичны деревня была большой, процветающей. В близлежащее село Большой Арбай в учебное время каждое утро отправлялось два автобуса с детьми. На территории Зеленино примерно в конце 70-х-начале 80-х годов была открыта большая молочно-товарная ферма, где содержалось два полных молочных стада крупного рогатого скота, молодняк. На ней работали практически все жители деревни.
Анна Косарева (в девичестве Махутова) родилась в семье переселенцев. Валентина Кузьминична помнит еще своего прадеда – маминого деда Филиппа Махутова, у которого было одиннадцать детей. Откуда он родом, неизвестно.
«Тогда не принято было спрашивать, а сейчас уже не у кого, – с сожалением говорит она. – Мы жизнью родителей почему-то никогда не интересовались. Да и не до разговоров было. Папу Кузьму Даниловича видели редко, в основном в то время, когда всей семьей приступали к уборке картофеля на большом огороде. И даже тогда только в работе. В другие дни, особенно во время посевной или уборочной страды, во время подготовки техники к полевым работам, он уходил из дома ранним утром, а возвращался поздним вечером, когда мы спали. Он работал механизатором в колхозе».
Анна Семеновна закончила в свое время семь классов школы, потом устроилась на ферму. Кем она работала поначалу, Валентина Авсиевич не знает. Предположительно телятницей или дояркой. У детей же дома были свои обязанности – родители полностью доверили им ведение домашнего хозяйства. Накормить скотину, птицу, встретить коров из стада, подоить, вычистить стайки, навозить воды, управиться по дому – это лишь малый перечень ежедневных забот. Несмотря на такую загруженность, четверо детей Анны Семеновны и Кузьмы Даниловича, успевали еще учиться, играть на улице со сверстниками. Правда, мечту о виртуозной игре на баяне, которой обучали детей школе, Валентине Кузьминичне пришлось оставить – не успевала.
Кузьму Даниловича мы можем увидеть на другой фотографии (он на переднем плане). Валентина Авсиевич предполагает, что фотография сделана в 80-е годы. Возможно, в это время отец также работал на молочно-товарной ферме после перенесенного инсульта. Работу ему искать не приходилось. Она находила его сама. Кузьма Косарев был работягой, не любил сидеть сложа руки и приучал к труду всех детей. Увидеть его отдыхающим было большой редкостью. Позади него стоят доярки Зинаида Алексейцева, Анна Лёвина, Валентина Махутова. Всего на ферме работали 11-12 доярок. Каждая из них вручную доила больше десятка коров. Сколько всего голов приходилось на одну доярку, Валентина Кузьминична не знает.
Еще на одной фотографии свекр Валентины Кузьминичны – ветеран Великой Отечественной войны Иван Авсиевич. Его комиссовали по ранению. Именно это ранение и стало роковым для Ивана Семеновича. Пуля (или осколок), оставшаяся в голове на память об одном из тяжелых боев сдвинулась после аварии, забрав жизнь фронтовика уже в мирное время. Долгое время Иван Авсиевич работал председателем колхоза «Заветы Ленина», был уважаемым человеком. Очень любил лошадей. Сын Анатолий Иванович рассказывал, что отец дважды был делегатом на съездах партии в Москве. Во время одного из них получил ценный подарок от Константина Рокоссовского – конечно, лошадь.