Найти тему
ТыжИсторик

Забытая арктическая экспедиция. 2 часть

Всеволод Л.

Продолжим краткий экскурс в историю кругосветной экспедиции Васильева - Шишмарева. Начало здесь.

Познакомлю с главными участниками сей незаслуженно забытой кругосветки. Впрочем, комментаторы пишут, что они практически ничего не достигли. Но все ответы в следующей статье. А впрочем. могу возразить, на парусниках вокруг земного шарика, это и сейчас дело довольно рискованное, что уж говорить про те времена!

Общее командование было возложено на Михаила Васильева. Надо сказать, там случайных людей не было. У всех был опыт мореплавания, в том числе и по Арктическим морям

Васильев в 1794 году закончил Кадетский корпус. Два года отходил в Финском заливе, набирался опыта, а потом в чине мичмана отправлен на Черноморский флот. В 1805 году Михаилу Николаевичу пришлось сменить море на сушу. Что уж там произошло, мне неведомо, но это факт. Сначала в Калужской губернии он собирал рекрутов на флот, позже в Рыбинске наблюдал за заготовкой и отправкой корабельного леса на верфи. Кстати, дело весьма ответственное. Потом судьба снова сделала крутой маневр вернув Васильева на Балтийский флот, где и встретил войну с Наполеоном. Отличился в обороне Риги. Принимал участие в осаде Данцига.

Михаил Васильев, командир "Северного дивизиона", капитан шлюпа "Благонамеренный". Взято: ЯНдекс.Картинки
Михаил Васильев, командир "Северного дивизиона", капитан шлюпа "Благонамеренный". Взято: ЯНдекс.Картинки

В 1818 году командовал фрегатом «Поллукс», на следующий год назначен командиром Северной дивизии, в чине капитана-лейтенанта. Дивизион готовился к плаванию по Ледовитому океану и состоял из двух шлюпов: «Открытие» и «Благонамеренный».

Вторым шлюпом командовал капитан-лейтенант Глеб Шишмарев.

Капитан-лейтенант Глеб Шишмарев, командир шлюпа "Открытие". Взято: Яндекс.Картинки
Капитан-лейтенант Глеб Шишмарев, командир шлюпа "Открытие". Взято: Яндекс.Картинки

Глеб Семенович также закончил кадетский корпус в Петербурге и в 1801 году в чине гардемарина служил в Балтийском флоте. И все бы ничего, но в 1809 его назначили капитаном транспорта «Домкрат». И тут судьба решила испытать его на прочность. Около острова Биорке в Финском заливе корабль потерпел крушение. Причины: ошибки при определении координат и плохие погодные условия. Суд оправдал Шишмарева и на следующий год его повысили до лейтенанта. Потом он ходил на различных кораблях не только по Балтике, но и в акваториях Западной и Северной Европы. В 1815 году судьба сделала Глебу Шишмареву подарок, его назначили старшим офицером на бриг «Рюрик», который уходил в кругосветное плавание, которое продолжалось три года. Когда Глеб Семенович вернулся, то был назначен капитаном «Благонамеренного» и вновь отправили в далекое плавание по морям и океанам планеты.

Тут я должен сделать небольшое отступление. Все авторы Дзена, во всяком случае те, кто пишет об истории, а не о своих покатушках по стране и планете или, прости господи о политике, иногда делают ошибку, вставляют иллюстрации к статье. Покатушечникам и политикам проще, фото всегда есть, свое или чужое, но ошибиться трудно. У меня уже не раз бывало, что вставлял в статью картинку, а она ни селом, ни городом тут. Ошибочка вышла, уважаемый товарищ, и на это указывают наши комментаторы. Должен отдать должное нашим читателям, они не ерничают, не тыкают пальцем с криком, а вот он ничего не знает, а туда же лезет. На самом деле некоторые дают советы где лучше скачать или даже высылают картинки. Спасибо вам большое!

Щлюп - парусный трёхмачтовый военный корабль 18–19 веков. Взято: Яндекс.Картинки
Щлюп - парусный трёхмачтовый военный корабль 18–19 веков. Взято: Яндекс.Картинки

К чему это я? Дело в том, что для иллюстрации прошлой статьи пришлось взять картинки с шлюпами «Восток» и «Мирный» на которых плавал в Антарктиду Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев (о семье Лазаревых чуть ниже). Согласен, об этой экспедиции написано много, картинки есть. А ведь корабли делались по одинаковым проектам. Шлюп «Мирный» так же, как и его собрат «Благонамеренный» при закладке числился военным транспортом.

Таким же был "Благонамеренный". Взято: Яндекс.Картинки
Таким же был "Благонамеренный". Взято: Яндекс.Картинки

Шлюпы «Открытие» и «Восток» были построены на одной верфи в Охте, под руководством инженера кораблестроителя Вениамина Стокке, англичанина на русской службе.

Макет шлюпа "Восток". Примерно также выглядел парусник "Открытие". Взято: Яндекс.Картинки
Макет шлюпа "Восток". Примерно также выглядел парусник "Открытие". Взято: Яндекс.Картинки

Зачем в столь сложную экспедицию отправляли разнотипные корабли имеющие разную скорость, остается только догадываться. Это предмет для отдельного разговора.

Чтобы укомплектовать экипажи кораблей, главному командиру Кронштадтского порта приказали:

«отобрать служителей самых здоровых», возрастом не старше 35 лет, опытных и разбирающихся в морском деле.

Впрочем, нет ни ни одной экспедиции, чтобы туда внезапно не затесался интересный персонаж. Об одном таком человеке я уже написал несколько статей.

Для примера, я сам для себя нежданно-негаданно попал в археологическую экспедицию в 2000 году. История была весьма интересной, может когда-нибудь расскажу. Тогда на Ямале нашли самые северные мумифицированные останки человека.

Так было и здесь. О нем мало кто знает, но этот юноша был из семьи моряков. Впрочем, начинал свой путь Алексей Лазарев, как и его старшие братья Михаил и Андрей с учебы в кадетском корпусе, потом ходил на фрегате «Афроил», входящем в состав эскадры вице-адмирала Дмитрия Сенявина. Потом служил на различных кораблях и в итоге попал в резервный гвардейский экипаж. И тут у него началась синекура. Алексей Лазарев командовал яхтой «Торнео», принадлежавшую Великому Князю Константину. Потом был капитаном на других придворных яхтах: «Нева» и «Церера». Это непыльное место службы начало пагубно сказывать на морских качествах молодого моряка. И пока Алексей вел насыщенную жизнь столичного светского льва, со всеми вытекающими приятными моментами, в том числе очень близкой дружбой с блистательной балерины Авдотьей Истоминой, его братья бороздили моря.

Михаил Петрович Лазарев, укоризненно смотрит на младшего брата Алексея. Взято: Яндекс.Картинки
Михаил Петрович Лазарев, укоризненно смотрит на младшего брата Алексея. Взято: Яндекс.Картинки

Но не будем его судить строго, молодо-зелено. Ну кто из нас не шалил в молодости? Тогда пускай кинут в меня якорь :)) А самые крепкие могут и кнехтом швырнуть.

Но когда Алексей узнал, что его близкий друг Глеб Шишмарев назначен капитаном шлюпа «Благонамеренный» и уходит в кругосветку, то написал рапорт о переводе в его команду. Кстати, его старший брат Михаил Петрович Лазарев командовал шлюпом «Мирный».

Добавлю, русские мореплаватели уже знали куда плывут, и какие народы их могут встретить. И загодя готовились к встрече с аборигенами. Морской министр де Треверси написал в правление Русско-Американской компании о выделении хотя бы двух человек, знающих языки и обычаи народов, живущих в районе Аляски. Из компании ответили, что выделят шесть алеутов, которые не только знают языки, но и могут плавать на своих лодочках. Кстати, в Питере, жило много всяких народов, в том числе и алеутов, но их было всего двое, приплыли недавно, и явно не горели желанием снова отправиться на родину. Русско-Американская компания обещала дать шесть алеутов.

Шлюпы "Восток" и "Мирный". Взято: Яндекс.Картинки
Шлюпы "Восток" и "Мирный". Взято: Яндекс.Картинки

В следующей статье расскажу об истинной цели этой экспедиции, о которой постарались забыть. А также о результатах и почему о плавании этих бесстрашных мореходов незаслуженно забыли.

На покупку книг и корм котика https://yoomoney.ru/to/410018926235150

Каналы, на которые стоит подписаться!

И конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой

Заглядывайте в наш телеграмм-канал у нас не толерантно, цинично, весело и иногда познавательно.t.me/...rik