Найти тему
Наталья Баева

"Чуковщина"

Кто-нибудь знает, что это такое? Как начинающему писателю не впасть в "чуковщину"? И чем она, собственно, не хороша? Вот Крупская же в своё время вполне оценила юмор "Крокодила", но возмутилась отношениями зверей между собой. У них там, в Африке, монархия! И Крокодил целует ноги правителю?! Поставим автору на вид, что нельзя воспевать чуждые ценности, даже в сказке!

Автор понял и выводы сделал.

Вот это стихотворение знают, наверное, все: "РАДОСТЬ"

Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.

Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Зреют апельсины.

То не дождь пошёл из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.

И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.

И ручьи из-под земли
Сладким мёдом потекли...

Так бегите же за мною
На зелёные луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.

Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!

Даже самый строгий ценитель не найдёт здесь, к чему придраться. Художественность-образность, рифма-ритм... всё на высоте. Если не лучшее стихотворение Чуковского, то уж точно, одно из лучших.

А ведь Корней Иванович включал его в каждый послевоенный сборник совсем не спроста. В знак протеста! Ведь это - из его забракованной сказки "Одолеем Бармалея", буквально запрещённой за "малохудожественность". Об уровне художественности можно судить по этому фрагменту, который первоначально назывался... "День Победы!"

Да, сказка о войне. Она даже была напечатана в "Мурзилке", но отдельное издание только одно, ташкентское. Обвинения на автора посыпались градом: исписался, едва ли не впал в детство. Использует свои же старые находки, известные образы. И Айболит у него там, и Бармалей, и Ваня Васильчиков, уже взрослый...

-2

Корней Иванович спокойно отвечал, что от него ведь ждали актуальности и правильных ценностей? Что же актуальнее и правильнее в 1942 году?! В конце концов, Бармалей произносит именно то, что произносил Гитлер, только в рифму:

"Он стоит над весёлыми сёлами,
Над полями стоит он весёлыми
И бормочет бессмысленным голосом:
«Истребить! Погубить!
Уничтожить! Убить!
Погубить! Разбомбить!
Ни людей,
Ни детей —
Никого не щадить!»

-3

Стыдно трусить, даже если ты Заяц! Да только где уж победить всем этим милым журавлям-воробьям-белочкам... Всей этой Европе!

-4

Одна надежда на Восток.

... тих и печален седой Айболит.
Он, тяжко вздыхая, на камне сидит
И звонкое слушает радио.

И думает он о великих бойцах.
О их благородных и смелых сердцах,
Погибших за вольную родину.

Но вдруг прилетели к нему журавли:
«Мы светлую радость тебе принесли!
Чудесная есть на востоке страна,
Державою славы зовётся она.

Свободна она и сильна, и горда,
Врагу не сдаётся она никогда!

Узнав, что борьба не окончена, многие звери отказались воевать за людоеда, перебежали к Айболиту. А Лиса наоборот переметнулась и принесла Бармалею ценные сведения:

И рад людоед, И рукою кровавой
В награду даёт он Лисице лукавой
Живой сколопендры Большую медаль,
И орден мокрицы, И орден гиены —
«За ложь», «За коварство», «За подлость измены»…

В эвакуации, в Ташкенте, дети и взрослые слушали авторское чтение очень хорошо, и автор чувствовал, что написал свою лучшую сказку!

Её успели даже выдвинуть на премию. Но Сталин прочёл и возмутился: для кого это написано?! Для дошкольников? Те, что в оккупации, увидели ужасы поужаснее Акулы-Каракулы, Гиены и Бегемота, а те, что в тылу, едва ли оценят юмор после сцены расстрела детей...

-5

Премия не была присуждена, но сказка... печаталась. В "Пионерской правде". И нравилась! И на фронте её читали! Только через два года, в 1944, в "Правде" вышла разгромная статья о том, что нельзя вносить в мир зверей социальные явления - ничего, кроме пошлости, не получится.

Ну не обидно ли автору, если и иллюстрации уже есть? Пусть даже, по мнению критики, безумные? И можно ли сомневаться в будущей Победе?

-6

А Бармалей попал-таки в плен. Живым. Но разве могла идти речь о пощаде?

Ты предатель и убийца, Мародёр и живодёр!

Ты послушай, кровопийца, Всенародный приговор:

НЕНАВИСТНОГО ПИРАТА
РАССТРЕЛЯТЬ ИЗ АВТОМАТА
НЕМЕДЛЕННО!»

И сразу же в тихое утро осеннее,
В восемь часов в воскресение
Был приговор приведён в исполнение.

И столько зловонного хлынуло яда
Из чёрного сердца убитого гада,
Что даже гиены поганые
И те зашатались, как пьяные.
Упали в траву, заболели
И все до одной околели.

-7

И с весёлым Айболитом
Сам Васильчиков идёт.
Пред героем знаменитым
Расступается народ:

«Слава, слава победителю,
Нашей родины спасителю!»

И герою Айболит,
Улыбаясь, говорит:
«Нелегка была победа
Над ордою людоеда,
Но затем и проливалась
Наша доблестная кровь,
Чтобы каждому досталось
Только счастье, только радость,
Только ласка и любовь!

-8

Ясно же, что "технически" это, может быть, и действительно лучшая сказка Чуковского. Нет вины автора в том, что сам материал никак не совместим с эстетикой сказки. Но что может помешать включить её в собрание сочинений сегодня? Если не дети, то взрослые точно оценят.

А много ли вообще можно припомнить удачных сказок о войне?! "Мальчиш-Кибальчиш" едва ли не единственная. А мультфильмы о войне припомните? Они есть и у нас, и не у нас. Но удачных так и нет, и талант творцов тут не при чём. Просто очень уж материал неподдающийся.

Корней Иванович продолжал писать и печататься, но клялся себе, что ни одной сказки больше не напишет! Ведь критика, переводы, рассказы о писателях приветствовались, и только сказки навлекали на него одну неприятность за другой. Но уж если родился сказочником - как устоять? Будет ещё "Бибигон".

-9

Ещё одна книга Чуковского, видно, была сочтена сплошной диверсией, если при жизни автора вообще не увидела свет. А жаль...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц